kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные приемы работы со сказкой (для школьных библиотекарей и педагогов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные приемы работы со сказкой

«Запахи, звуки и палитра сказки»

ст. методист Пилясова Г.И.

2021

•Данные приемы работы  со сказкой можно применять •-в урочной и во внеурочной деятельности; •на уроке и на библиотечном занятии (в т.ч. в качестве домашнего задания), во внеклассной работе.

1.Прием «Запахи сказки»

  • Детям дают задание: придумать композицию запахов к сказке (дети собирают «запахи» дома каждый в свой контейнер (можно в тканевый мешочек, жестяную баночку) и озвучивают на уроке (библиотечном  занятии), чем же пахнет фрагмент, сказка или герой сказки (с опорой на текст и на логику, но можно и  придумать, пофантазировать, если нет прямого указания в тексте).
  • Задание можно выполнять в группах (каждой группе 1 фрагмент или 1 сказка), дети должны защитить получившиеся композиции, объяснить, почему выбрали именно эти запахи, сравнить свою композицию запахов с композициями других команд.
  • Можно собирать «виртуальные» запахи непосредственно на  библиотечном занятии (уроке) в виде  списка.

Домашнее задание: 

придумайте коллекцию запахов избушки Бабы-яги, соберите «букет» запахов в контейнер.

Это могут быть:

  •  мох,
  • деревянная стружка,
  •  кусочки (веточки) дерева,
  • сушеные грибы, ягоды, травы,
  •  шишки ели, сосны
  • сухари,
  • свеча,
  • угольки
  •   и т.д.
  • (в помощь младшим школьникам можно предложить иллюстрации)

Задание в классе:

ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК СКАЗКИ А. Н. ТОЛСТОГО « ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»;

Найдите строки, где есть подсказки для определения  запахов и Соберите виртуальную  коллекцию запахов домика   и того места, где жила Мальвина.

Вот строки, которые можно найти в тексте СКАЗКИ (ключевые слова – подсказки выделены шрифтом):

-Из трубы поднимался дымок

-Буратино не очень хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами. Но он был голоден и еще издалека учуял носом запах кипяченого молока.

-В это время Мальвина вышла из домика. В одной руке она держала фарфоровый кофейник, в другой — корзиночку с печеньем.

-Только она уселась за кукольный стол на песчаной дорожке, — лазоревые цветы заколебались…

— Мальчики, ступайте немедленно мыться и чистить зубы (предполагаем: в домике были мыло и зубной порошок).

- Артемон, проводи мальчиков к колодцу.

  • -Сели за стол. Буратино набивал еду за обе щеки. Пьеро даже не надкусил ни кусочка пирожного…
  • -Зато Буратино сразу вскочил и начал засовывать в карманы печенье, сахар и конфеты.

Остальные запахи дети могут придумать (догадаться о них), опираясь на текст.

2.Прием «Звуки сказки»

Задание в классе:

Как можно озвучить  сказку? Какие звуки можно услышать в этой сказке? Подберите предметы,  музыкальные инструменты, с помощью которых это можно сделать.

  • Например:

- медленно переливающаяся вода из одного стакана в другой - речка, море,

  • капающая вода - капель, весна,
  • шуршащая бумага- листва под ногами,

-  звон колокольчиков –бегущая тройка коней,

-  трещотки - голоса сорок, ворон,

-  свистулька - певчие птицы, полёт,

  • барабан – стук в дверь избушки, стук дятла, марш сказочного солдатика,
  • имитация голосом звуков сказки   и т.д.

(в кабинете должен быть набор инструментов и предметов для озвучивания).

Домашнее задание: 

  • собрать «виртуальную коллекцию звуков сказки в электронном виде» (используя Интернет, аудиозаписи);.
  • подобрать песни к сказке (например,  готовые: из кинофильмов, мультфильмов по сказкам, народные песни, авторские песни, которые дети выбрали бы сами для озвучивания)
  • подобрать мелодию к сказе (дети могут подобрать народную,  классическую или современную музыку).
  • подобрать шумовые эффекты к сказке (например: шум дождя, вьюги, рев медведя и т.п.)
  • Задание также может быть как индивидуальным, так и групповым

Важно, чтобы ребенок мог обосновать свой выбор, развивая при этом логическое мышление.

  • Например : https://detskie-pesni.com/iz-filmov/priklyucheniya-buratino/

(песни для озвучивания сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»);

  • https://detskie-pesni.com/muzyka-iz-shchelkunchika/

(музыкальные произведения П. И. Чайковского из балета Щелкунчик  - к сказке Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»);

  • https://wav-library.net/animals

(рычание медведя)

  • https://wav-library.net/search/?q=%D0%B1%D1%83%D1%80%D1%8F

(буря с дождем)

3. Прием «Палитра сказки»

Задание : придумать палитру цветов к сказке

 Например:

 начало сказки: спокойные голубые, зеленые тона,

 завязка (неожиданное  событие) – как темные, так и светлые тона, это зависит от  настроения события,

 развитие событий: например: серый, черный, если усиление тревоги,

кульминация: например: борьба добра со злом- контрастные цвета,

концовка сказки: желтый, розовый,  нежно-зеленый, если позитивный итог, как венец сказки (например: свадьба, пир) - красный цвет.

Выбор палитры будет у каждого индивидуален, ребенок должен  не только уметь выделить фрагменты и смысловые отрезки сказки, но и объяснить, что для него символизирует каждый выбранный цвет, почему он выбрал к каждому фрагменту сказки именно этот цвет.

       Выводы:

Данные приемы работы способствуют формированию универсальных учебных действий:

  • познавательных (выбрать способы и найти информацию для решения задачи, уметь работать с информацией);
  • логических учебных действий (умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения);
  • коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его.

Данные приемы работы со сказкой развивают:

  • воображение,
  • кругозор,
  • разные виды памяти, в т.ч. оптимизируют запоминание текста,
  • способствуют эстетическому и музыкальному развитию ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационные приемы работы со сказкой (для школьных библиотекарей и педагогов)

Автор: Пилясова Галина Ивановна

Дата: 23.12.2021

Номер свидетельства: 595883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инновационные приемы работы со сказкой (для школьных библиотекарей и педагогов ОО)"
    ["seo_title"] => string(80) "innovatsionnye_priemy_raboty_so_skazkoi_dlia_shkolnykh_bibliotekarei_i_pedagogov"
    ["file_id"] => string(6) "595145"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1639724831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства