Инновационные приемы работы со сказкой
«Запахи, звуки и палитра сказки»
ст. методист Пилясова Г.И.
2021
•Данные приемы работы со сказкой можно применять •-в урочной и во внеурочной деятельности; •на уроке и на библиотечном занятии (в т.ч. в качестве домашнего задания), во внеклассной работе.1.Прием «Запахи сказки»
- Детям дают задание: придумать композицию запахов к сказке (дети собирают «запахи» дома каждый в свой контейнер (можно в тканевый мешочек, жестяную баночку) и озвучивают на уроке (библиотечном занятии), чем же пахнет фрагмент, сказка или герой сказки (с опорой на текст и на логику, но можно и придумать, пофантазировать, если нет прямого указания в тексте).
- Задание можно выполнять в группах (каждой группе 1 фрагмент или 1 сказка), дети должны защитить получившиеся композиции, объяснить, почему выбрали именно эти запахи, сравнить свою композицию запахов с композициями других команд.
- Можно собирать «виртуальные» запахи непосредственно на библиотечном занятии (уроке) в виде списка.
Домашнее задание:
придумайте коллекцию запахов избушки Бабы-яги, соберите «букет» запахов в контейнер.
Это могут быть:
- мох,
- деревянная стружка,
- кусочки (веточки) дерева,
- сушеные грибы, ягоды, травы,
- шишки ели, сосны
- сухари,
- свеча,
- угольки
- и т.д.
- (в помощь младшим школьникам можно предложить иллюстрации)
Задание в классе:
ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК СКАЗКИ А. Н. ТОЛСТОГО « ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»;
Найдите строки, где есть подсказки для определения запахов и Соберите виртуальную коллекцию запахов домика и того места, где жила Мальвина.
Вот строки, которые можно найти в тексте СКАЗКИ (ключевые слова – подсказки выделены шрифтом):
-Из трубы поднимался дымок.
-Буратино не очень хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами. Но он был голоден и еще издалека учуял носом запах кипяченого молока.
-В это время Мальвина вышла из домика. В одной руке она держала фарфоровый кофейник, в другой — корзиночку с печеньем.
-Только она уселась за кукольный стол на песчаной дорожке, — лазоревые цветы заколебались…
— Мальчики, ступайте немедленно мыться и чистить зубы (предполагаем: в домике были мыло и зубной порошок).
- Артемон, проводи мальчиков к колодцу.
- -Сели за стол. Буратино набивал еду за обе щеки. Пьеро даже не надкусил ни кусочка пирожного…
- -Зато Буратино сразу вскочил и начал засовывать в карманы печенье, сахар и конфеты.
Остальные запахи дети могут придумать (догадаться о них), опираясь на текст.
2.Прием «Звуки сказки»
Задание в классе:
Как можно озвучить сказку? Какие звуки можно услышать в этой сказке? Подберите предметы, музыкальные инструменты, с помощью которых это можно сделать.
- Например:
- медленно переливающаяся вода из одного стакана в другой - речка, море,
- капающая вода - капель, весна,
- шуршащая бумага- листва под ногами,
- звон колокольчиков –бегущая тройка коней,
- трещотки - голоса сорок, ворон,
- свистулька - певчие птицы, полёт,
- барабан – стук в дверь избушки, стук дятла, марш сказочного солдатика,
- имитация голосом звуков сказки и т.д.
(в кабинете должен быть набор инструментов и предметов для озвучивания).
Домашнее задание:
- собрать «виртуальную коллекцию звуков сказки в электронном виде» (используя Интернет, аудиозаписи);.
- подобрать песни к сказке (например, готовые: из кинофильмов, мультфильмов по сказкам, народные песни, авторские песни, которые дети выбрали бы сами для озвучивания)
- подобрать мелодию к сказе (дети могут подобрать народную, классическую или современную музыку).
- подобрать шумовые эффекты к сказке (например: шум дождя, вьюги, рев медведя и т.п.)
- Задание также может быть как индивидуальным, так и групповым
Важно, чтобы ребенок мог обосновать свой выбор, развивая при этом логическое мышление.
- Например : https://detskie-pesni.com/iz-filmov/priklyucheniya-buratino/
(песни для озвучивания сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»);
- https://detskie-pesni.com/muzyka-iz-shchelkunchika/
(музыкальные произведения П. И. Чайковского из балета Щелкунчик - к сказке Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»);
- https://wav-library.net/animals
(рычание медведя)
- https://wav-library.net/search/?q=%D0%B1%D1%83%D1%80%D1%8F
(буря с дождем)
3. Прием «Палитра сказки»
Задание : придумать палитру цветов к сказке
Например:
начало сказки: спокойные голубые, зеленые тона,
завязка (неожиданное событие) – как темные, так и светлые тона, это зависит от настроения события,
развитие событий: например: серый, черный, если усиление тревоги,
кульминация: например: борьба добра со злом- контрастные цвета,
концовка сказки: желтый, розовый, нежно-зеленый, если позитивный итог, как венец сказки (например: свадьба, пир) - красный цвет.
Выбор палитры будет у каждого индивидуален, ребенок должен не только уметь выделить фрагменты и смысловые отрезки сказки, но и объяснить, что для него символизирует каждый выбранный цвет, почему он выбрал к каждому фрагменту сказки именно этот цвет.
Выводы:
Данные приемы работы способствуют формированию универсальных учебных действий:
- познавательных (выбрать способы и найти информацию для решения задачи, уметь работать с информацией);
- логических учебных действий (умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения);
- коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его.
Данные приемы работы со сказкой развивают:
- воображение,
- кругозор,
- разные виды памяти, в т.ч. оптимизируют запоминание текста,
- способствуют эстетическому и музыкальному развитию ребенка.