На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому, текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Поэтапно от класса к классу могут быть использованы следующие приемы работы с текстом, которые единые и можно использовать на всех предметах даже в старших классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с текстом.»
Приемы работы с текстом
На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому, текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета учителю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы. Поэтапно от класса к классу могут быть использованы следующие приемы работы с текстом, которые единые и можно использовать на всех предметах даже в старших классах.
Основные методы свертывания информации:
выписки – почти дословное (иногда дословное) воспроизведение текста;
тезисы - краткий вывод, главная мысль прочитанного, определение сущности любыми словами;
цепочка тезисов – скелет денотатной карты текста;
дайджест - краткое изложение какой- либо информации; главные мысли автора, наиболее важные сообщения, факты и цифры не подвергаются изменениям;
конспект - краткое, связное и последовательное изложение содержания;
селективный конспект - отметить все места в тексте, имеющие отношение к интересующей теме. Сделать денотатную карту;
сводный конспект - сделать селективные конспекты по каждой теме- свети в одну денотатную карту;
– во время чтения делать на полях страницы пометки
Можно использовать значки:
(+) – знал(-а)
(- ) – узнал (-а) новое
(?) – вызывает сомнение и вопросы / не понял, есть вопосы
(хз) ?!- хочу знать
Заполнение таблицы:
+
-
?
?!(ХЗ)
Вы бы хотели получить более подробные сведения
Прием делает зримым процесс накопления знания/ информации, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания.
Прием графической систематизации
(можно в виде модели Солнечной системы: звезда в центре - тема; планеты - основные характеристики)
Этот прием называется «кластер» («гроздь»), т.е. выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Он позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление о содержании текста, увидеть связи смысловых единиц.
Прием « кластер» предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц;
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними;
- умение осуществить презентацию своей графической схемы текста.
Прием «Синквейн» (пятистишие) предполагает написание о теме (понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.
1 строка описывает тему одним словом (обычно существительное)
2 строка описывает тему (2 прилагательных)
3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола)
4 строка отражает отношение автора (фраза из 4 слов)
5 строка – повторение сути, смысла текста
Прием «Плюс- минус- интересно» и / или «Плюс- минус- вопрос»
Можно использовать на стадии осмысления и на стадии рефлексии, нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.
+(П)
Информация, которая с точки зрения ученика, носит позитивный характер
-(М)
негативный
И
Информация, которая интересна
?
Есть вопросы (графа может отсутствовать)
Прием «Бортовые журналы», «Дневники»
Что мне известно по данной теме/ проблеме
Что нового я узнал из текста
Ключевые моменты заносятся в бортовой журнал (возможно на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах), связывая со своим личным опытом, видением мира.
«Двухчастный дневник»
Цитата
Комментарии
Учащиеся выписывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали воспоминания, ассоциации
Дают комментарий: что заставило записать именно эту цитату
«Трехчастный дневник»
Цитата
Комментарии
Вопросы
Прием «Чтение с остановками»
- организация работы с текстом с использованием различных типов вопросов текст заранее делится на части (важно смысловое единство отрывков), определяется количество остановок.
Систематика вопросов по И.О. Загашеву.
- Простые вопросы (необходимо назвать какие-то факты)
- уточняющие вопросы (иногда с целью получения информации, отсутствующей в сообщении)
- интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему?..)
- Творческие вопросы (т.е. вопросы с элементами предположения, прогноза - «Как вы думаете?..»)
- Оценочные вопросы (оценка фактов, событий, героев)
- Практические вопросы ( как бы вы поступили на месте героя?)
Прием «Концептуальная таблица»
А) Объект сравнения
Б) Линии сравнения
Линии сравнения
Россия
Великобритания
Географическое положение
Столица
население
Прием «Кто? Что? Где? Когда? Что делает? Почему?» в форме таблицы
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Что делает?
Почему?
"Ассоциативный куст"
Смысловое чтение / Приёмы работы с текстом
Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Ромашка Блума
Смысловое чтение / Приёмы работы с текстом
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Классификация вопросов Б.Блума:
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?
Антиципация
Смысловое чтение / Приёмы работы с текстом
Антиципация (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания.
Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
Разновидности антиципации:
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтенияплана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Рекомендации:
Приём восстановления текста с пропущенными элементами можно использовать при работе с новым материалом. Учащиеся получают формулировки правил, определений, положений с пропусками. В процессе анализа учебного материала недостающие элементы вставляются в заготовку.
Русский язык. 5 класс. Синтаксис. Второстепенные члены предложения.
Тема: Определение.
Определение - это ... член предложения, обозначающий ... и отвечающий на вопросы ...; чаще всего бывает выражено ... .
Материал для работы:
1. Прочитайте предложения.
2. Задайте вопросы к выделенным словам.
3. От слов какой части речи вы задавали вопросы? Сделайте вывод, каким общим значением объединены выделенные слова.
4. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.
5. Сделайте выводы, заполните соответствующие пропуски в формулировке.
Я очень люблю шоколадный торт. Сегодня мы сильно промокли под проливным июньскимдождём. Рядом с оловянным солдатиком стояла изящная балерина. Мне трудно без маминыхсоветов. Наши рисунки получили высокие оценки. Игрушка понравилась моему щенку.
Можно выделить задания/упражнения, направленные на:
Содержательную идентификацию
Цель- развитие смысловой догадки, содержательной ситуации
- определить, соответствуют ли данные предложения содержанию текста;
- выбрать предложения (из данных), которые соответствуют содержанию рассказа;
- найти предложения в прочитанном тексте, схожие по содержанию с данными;
- определить, идентично ли предложенное резюме основным мыслям рассказа (заметки);
- установить разницу в двух текстах, которые напечатаны параллельно и представляют собой рассказ одного и того же содержания;
- определить, что из прочитанного является общим
Содержательный поиск
- найти предложение, подтверждающие …
- найти то, что характеризует …
- найти причины того, что …
- найти те проблемы, которые …
Цель- развитие логического понимания.
Ученик ищет в прочитанном то, что требуется, на основе того, что и насколько он понял прочитанное.
Смысловой выбор
- выбери подходящее заглавие
- выбери правильный по смыслу ответ из предложения
- выбери из абзацев по одному предложению, передающему их смысл