Просмотр содержимого документа
«"Приемы работы с текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования"»
"Приемы работы с текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования"
Петрова В.Н., г. Волжский
Если мы обратимся к официальному документу, лежащему в основе всей нашей деятельности - ФГОС, мы увидим, что одним из метапредметных результатов освоения образовательной программы является смысловое чтение. География – предмет устный, с большим объемом текстовой информации, да и в рамках итоговых, срезовых форм проверки знаний таких, как ВПР, ОГЭ, ЕГЭ все чаще появляются задания, включающие работу именно с текстом. Смысловое чтение – вид чтения, когда читающий понимает смысл содержания текста. Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, внимательно вчитаться и проникнуть в смысл с помощью анализа текста. Одним из главных критериев уровня навыка чтения является полнота понимания текста. Т.е. ученик, понимающий текст, владеет следующиеми навыками: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия содержания текста. При формировании смыслового чтения могут быть использованы следующие приёмы: составление вопросов к тексту, составление плана, составление текста по опорным словам, составление граф – схем, тезисов, составление сводных таблиц, географическое комментирование, подбор синонимов, составление опорной схемы/синквейна/кластера, простое воспроизведение (чтение и пересказ), деление текста на смысловые блоки, выборочное чтение текста для установления взаимосвязей, определения понятий и пр., нахождение в тексте географических объектов /работа с ними по карте атласа/нанесение на к/к, нахождение в тексте ответов на вопросы, приведение примеров по тексту, составление презентации/видеоролика/коллаж/рисунка и прочих творческих работ, сравнение по тексту/нахождение общего/отличного, составление резюме и др.
Работа с текстом может строиться по трем уровням:
1.До текстовая работа: работа с заголовком параграфа (беседа, выявляющая значение слов).
Пример: Особо охраняемые природные территории России 8 класс
Работа с заголовком (выделение основных элементов содержания темы)
Перед учащимися ставится задача: «При обдумывании заголовка выдели основные элементы содержания темы?»
Ответы учащихся: формулировка понятия ООПТ, исторические аспекты формирования системы охр.территорий в России, виды ООПТ, значение ООПТ.
2.Текстовая работа (чтение, постановка вопросов, составление схем): перед учащимися ставится задача: выборочное чтение (найди в тексте определение термина - ООПТ, прочти первые два абзаца п.35 о формировании заповедного дела в России), проанализируйте таблицу (ООПТ на территории страны) и приведи примеры ООПТ, рассмотри способы изображения охраняемых территорий на тематической карте в атласе (ООПТ России), самостоятельная познавательная деятельность (познакомься с доп. информацией о заповедниках России, составь рассказ по плану об одном из приведенных заповедников).
3.После текстовая работа (ответы на вопросы, применение знаний в новой ситуации: перескажи, определи, классифицируй, представь в форме…). Перед учащимися ставится задача: выполни практическое задание и соотнеси тезисы по колонкам таблицы «Государственные меры по охране природы» и «Личный опыт проявления бережного отношения к природе»; составь опорную схему (расскажи о значении символов опорной схемы); сформулируйте основные стратегии «подготовки кадров» для работы в системе охранных мероприятий страны; создайте каталог по ООПТ своего региона.
Приемы работы с текстом по данной теме:
Вопрос: На территории каких субъектов РФ больше всего сконцентрировано ООПТ и почему?
Задание: на основе текста параграфа составьте схему «Виды ООПТ России»
Нанеси на контурную карту разные виды ООПТ с использованием авторских условных обозначений.
Проиллюстрируй примерами тезис «SOS – это сигнал бедствия на море, но природе уже необходимо создавать сигнал бедствия и на суше!».
Выполни 5 практических заданий (формат ОГЭ) №4 «Необходимо определить заповедник по описанию/примерам».
Постройте диаграмму, отражающую распределение ООПТ по природным зонам страны.