С помощью этого урока ученики 3 класса познакомятся с полезными ископаемыми. Узнают как называются люди, которые добывают полезные ископаемые. И вообще для чего нужно человечеству охранять полезные ископаемые.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Предмет : окружающий мир. 3 класс. тема урока : полезные ископаемые»
Конспект урока в 3 классе
Тема урока : Полезные ископаемые
Цель урока : познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых.
Задачи: 1. Образовательные:
1.1.Формировать понятие «полезные ископаемые», представления о свойствах, месторождениях, способах добычи, применении и охране полезных ископаемых;
1.2.Обучать умению распознавать полезные ископаемые, работать с картой, проводить практическую работу;
1.3.Формировать умение строить речевое высказывание осознанное и произвольное в устной и письменной форме;
1.4.Формировать умение извлекать нужную информацию из прочитанных и прослушанных текстов;
2. Развивающие:
2.1. Развитие умения анализировать объекты;
2.2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
2.3. Развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности;
2.4. Расширение кругозора;
2.5. Развивать умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;
3. Воспитательная:
3.1.Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).
Оборудование: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс 2 часть, атлас-определитель А.А.Плешакова «От земли до неба», картинки, карта, атласы, образцы полезных ископаемых (каменный уголь, известняк, гранит, нефть), таблички с обозначениями полезных ископаемых.
Литература: учебник Плешков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение.
Ход урока:
Организационный момент
Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- Что такое экономика?
- Какие природные богатства использует экономика?
От чего же зависит успех труда в экономике?
Самоопределение к деятельности
- Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли.
- Ребята посмотрите на доску. Прочитайте слова хором. Какое слово здесь лишнее?
- Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее слова. Давайте её уберем.
- Как можно назвать остальные вещества? (горные породы)
-А что такое горные породы? ( Различают вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Природные тела ученые назвали горными породами. Любая горная порода состоит из минералов.)
- Какие еще горные породы вы знаете? ( Речная галька, мрамор, каменный уголь, базальт, каменная соль, торф)
- Молодцы!
- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?
(Изучать горные породы)
- Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице с.16. (Полезные ископаемые)
Гимнастика для глаз
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Работа по теме урока
Беседа. Что такое полезные ископаемые.
- А почему полезные. Как вы думаете? (Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Одним словом полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.).
- Почему ископаемые? (Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли).
Работа с учебником.
- Ребята открываем страницу 46. И читаем первый абзац.
- Кто же мне может сказать, что такое полезные ископаемые?
- Назовите мне жидкое полезное ископаемое.
- Назовите газообразное полезное ископаемое.
- Для чего добывают полезные ископаемые?
Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.
- Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?
(Геологи).
- Люди, какой профессии занимаются добычей полезных ископаемых?
(Шахтеры)
Словарная работа (произнесите хором эти слова и запомните их)
- Найдите по учебнику виды полезных ископаемых, которые относятся к твердым? Перечислите их. (Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы)
-А какие относятся к жидким? (Нефть, минеральная вода)
- Перечислите газообразные? (Природный газ)
Физкультминутка
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли,
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот мы в горку пошли.
Пестрых камешков нашли,
А под горку пошли –
Белых камешков нашли,
С собой в школу принесли.
Беседа
- Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, золота, алмазов. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи.
Знакомство с некоторыми полезными ископаемыми
Нефть
Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.
Природный газ
Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.
Уголь
Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.
Известняк
Я довольно прочный камень белого или серого цвета.
Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
Гранит
Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях. Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.
-Люди научились изготавливать из каменного угля и нефти искусственные материалы. Это предметы, которыми мы пользуемся: сода, свечи, зубная паста, крема, шампуни, моющие средства, стиральные порошки, керосин, бензин, смола, кислота, удобрения.
- Все полезные ископаемые делят на три группы :
1. горючие (каменный уголь, торф, нефть)
2. рудные (металлические) (медная руда, железная руда)
- Как вы думаете почему добыть полезные ископаемые становится все труднее и труднее?
- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?
Закрепление изученного материала
- А теперь поиграем в игру. Игра называется «Проверь себя» -Я вам раздам названия полезных ископаемых, вы должны определить к какому состоянию они относятся? (твердое, жидкое, газообразное)
Торф Твёрдое
Нефть
Природный газ
Песок Жидкое
Минеральная вода
Известняк
Уголь Газообразное
Керосин
Дизельное топливо
Глина
Бензин
Гранит
Мел
Чугун
Мрамор
Цинк
Свинец
Платина
Медь
Алмазы
Серебро
Сталь
Золото
Железо
Алюминий
Подведение итогов урока.
- С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны и их нельзя восстановить, поэтому нужно охранять и экономно использовать полезные ископаемые, бережно относиться к окружающей среде.
И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.
-Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ.
Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!