В данном уроке мы рассмотрим комбинации на тему уничтожение защиты. Ну что же приступим…
В таких комбинациях с помощью жертвы уничтожается фигура или пешка противника, защищающая важный пункт.
Мы имеем в виду такие позиции, где защита строится на какой-то фигуре, играющей главную роль в обороне. Как правило, это фигура занимает отличный пункт, оказывая сильное воздействие на ряд полей.
В обычных позициях, где нет достаточных мотивов для проведения комбинации, тактика активной стороны в таких случаях часто сводится к ликвидации хорошего защитника путем его размена на равноценную фигуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Предупредительные меры»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г.Новый Уренгой
Инструкция дистанционного занятия в off – line режиме
Образовательная программа «Шахматы», год обучения –2-ый
Тема занятия: «Предупредительные меры»
Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся с понятиемуничтожение защиты. В данном уроке мы рассмотрим комбинации на тему уничтожение защиты. Ну что же приступим…
В таких комбинациях с помощью жертвы уничтожается фигура или пешка противника, защищающая важный пункт.
Мы имеем в виду такие позиции, где защита строится на какой-то фигуре, играющей главную роль в обороне. Как правило, это фигура занимает отличный пункт, оказывая сильное воздействие на ряд полей.
В обычных позициях, где нет достаточных мотивов для проведения комбинации, тактика активной стороны в таких случаях часто сводится к ликвидации хорошего защитника путем его размена на равноценную фигуру.
Этим в значительной мере подрывается обороноспособность защищающейся стороны.
В тех позициях, где имеются тактические слабости, которые можно было бы использовать в качестве мотивов для проведения комбинации, или есть хорошая концентрация сил активной стороны на определенном важном, участке доски, но осуществить комбинацию невозможно из-за какой-то фигуры, занимающей отличную позицию, то, естественно, рождается идея уничтожения этой важной фигуры. Для достижения цели и служит жертва, уничтожающая барьер на пути фигур атакующего.
Этот пункт может быть рядом королем противника, или далеко от него, или же находиться в лагере активной стороны (см. рисунок 1). Черный король окружен со всех сторон. Стоит объявить шах (например, пешкой), и задача белых выполнена. Осуществлению замысла мешает черный слон, который в данный момент атакован дважды. Если белые побьют его пешкой, то черные, получив важный темп, устранят угрозу ходом 1. .. ab, после это белый король, оставшись без пешечного прикрытия, станет лакомым кусочком для черных.
Остается второй путь, т. е. жертва ферзя.
Спасский – Петросян
Москва, 1967 год
Рисунок 1. Ход белых
1. Ф:d4+! Черные сдались, потому что на 1. … Л:d4 следует 2. b6X.
Белый конь защищает своего короля от форсированного мата.
За него, поэтому, не жалко отдать даже ферзя (см. рисунок 2 ).
Черный слон мешает белым извлечь короля противника из укрытия, поэтому они жертвуют качество (рисунок 3).
Ерменков – Трингов
Чемпионат Болгарии, 1974 год
Рисунок 3. Ход черных
1. Л:е8! – Л:е8 2. g6+! Вторая жертва проводится с целью завлечения (рассмотренного в предыдущих уроках).
Черные сдались. После 2. .. Кр:g6 3. Фg2+ они получают мат в 3 хода.
Рассматриваемый прием зачастую применяется для разрушения прикрытия короля противника.
Византадис – Спасский
Зиген, 1970 год
Рисунок 4. Ход черных
Положение черных явно лучше в связи с тем, что ладья уже проникла на 2-ю горизонталь. Их ферзь, обе ладьи и белопольный слон могут принять непосредственное участие в операциях на королевском фланге. Поэтому основная мысль для тактики ясна. Но в данный момент развитию действию черных мешает конь на f3. Отсюда вытекает первая тактическая идея - с помощью жертвы качества уничтожить хорошего защитника и вместе с тем отвлечь пешку g2 со 2-й горизонтали, чтобы затем уже атаковать пункт h2. Необходимо сделать точный расчет, учитывая все возможные зашиты.
1. … Лf8:f3!
Белые сдались.
После 2. gf черные могли выиграть с помощью простого продолжения – 28. .. Фh4 29. Лg2 – Л:g2 30. Kp:g2 – Ch3+ 31. Kph1 (если 31. Крg1, то предварительно 31. .. Сс5+)