Мастер-класс «Покорение вершины» по теме «Углеводороды»
Дисциплины: химия, специальные дисциплины.
Цель: Создание условий для систематизации и совершенствования знаний студентов об углеводородах.
Задачи:
Обучающая: Повторить, обобщить и систематизировать знания студентов об углеводородах, классах углеводородов, строении, свойствах и применении углеводородов.
Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности и стремления к достижению успеха.
Развивающая: Развивать внимание, память, коммуникативные навыки работы в группе, познавательный интерес к окружающей жизни.
Формирование ключевых компетенций:
Учебно-познавательная: умение слушать, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип занятия: ЗОСЗ (занятие обобщения и систематизации знаний).
Форма проведения: занятие – экспедиция.
МПС: физика «Строение вещества. Молекулы», информатика «Использование программ «АсtivInspire», география «Высокогорные области. Тянь Шань», биология «Химический состав клетки», русский язык «Дальнейшее обогащение словарного запаса химической терминологией», материаловедение «Пластические массы», охрана труда и основы промышленной экологии «Оказание первой медицинской помощи», русский язык и литература.
Комплексное учебно-методическое обеспечение: интерактивная доска, компьютер, флипчарт «Углеводороды», таблица «Гомологический ряд алканов», маршрутный лист.
Структура проведения занятия:
- Организационный момент. (2 мин).
- Актуализация и коррекция опорных знаний и умений (5 мин).
- Повторение, обобщение и систематизация понятий и усвоение соответствующей системы знаний, теоретических положений и ведущих идей науки (20).
- Закрепление знаний (10 мин).
- Подведение итогов занятия (3 мин).
Оценивание знаний.
- Рефлексия (3 мин).
- Домашнее задание (2 мин).
Ход проведения занятия:
I. Организационный момент. Психологический настрой студентов, проверка присутствующих и готовности к занятию. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности студентов-альпинистов. Представление команд.
II. Актуализация и коррекция опорных знаний и умений.
Мы отправимся путешествовать в горы, и даже скорее не путешествовать, а покорять новую горную вершину – пик Хан-Тенгри — высочайшую точку всего Тянь-Шаня. Наш путь лежит в мир необычный, интересный, загадочный. Известно, что обитатели этого мира состоят из атомов углерода и водорода, которые входят в состав всех живых организмов, являются биоэлементами. Это?. Углеводороды!
III. Повторение, обобщение и систематизация понятий и усвоение соответствующей системы знаний, теоретических положений и ведущих идей науки.
- Знакомство альпинистов с маршрутом.
Описание маршрута:
1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение.
Чтобы поход в горы был успешным, и чтобы вся группа вернулась благополучно на базу нужно выполнять правила безопасного поведения. От каждой команды отвечает один альпинист у ИД. Проверка снаряжения: Что возьмем с собой в дорогу? Выберите верные или неверные утверждения.
Задание. Магический рюкзак.
1. Универсальное средство защиты дыхания – правила поведения. (Нет, противогаз)
2. Тетрахлорметан используют как средство для тушения пожаров в специальных огнетушителях. (Да, тетрахлорметан, в молекуле которого нет водорода, совсем не горит. Он окутывает пламя и прекращает доступ кислорода к нему)
3. Организованный вывоз населения из зоны чрезвычайной ситуации - эвакуация. (Да)
4. Альпинист, отправляясь в поход, налил горячий чай во фляжку из пластмассы. Фляжка имела маркировку: «Для холодной воды». Правильно ли поступил альпинист? (Нет, неправильно. Фляжка с маркировкой: «Для холодной воды» изготовляется из полиэтиленовой пластмассы низкого давления)
5. Комплекс предупредительных мер – авария. (Нет, профилактика)
6. Йодоформ (СНI3) – антисептическое (обеззараживающее) средство. Используется наружно в виде присыпок и мазей. (Да. Йодоформ, нанесенный на ранку, окисляется кислородом воздуха и выделяет йод. Йод – антимикробное средство)
7. Инструмент, используемый при тушении пожара, разборке конструкций - огнетушитель. (Нет, топор)
8. Каучук быстрее «стареет», чем резина. (Да, в каучуке полиизопреновые цепи имеют двойные связи, которые легче окисляются кислородом воздуха, поэтому в отличие от резины каучук «стареет» быстрее)
2 этап: Прогноз погоды из Интернета.
Альпинистам предлагаются шесть облаков, под облаками находится текст вопроса. Сверху слева и справа прикреплены таблички «Ясно» и «Пасмурно».
Вопросы:
1. Общая формула алкенов (СnН2n).
2. Тип гибридизации атомов углерода в алканах (sp3-гибридизация).
3. Первый представитель гомологического ряда алкинов (этин(ацетилен).
4. Длина связи в алкенах (0,134 нм).
5. Окисляют ли бромную воду циклоалканы? (нет, не окисляют).
6. Назовите продукт реакции гидрирования этилена (этан).
3 этап: Снежная лавина.
Задание. Найдите пару.
Правильный ответ:
СН3 - СН2 - СН3 пропан
СН2 = СН - СН=СН2 бутадиен-1,3
СН=СН ацетилен
С6Н6 бензол
СН3-С = СН-СН2-СН3 2-метилпентен-2
4 этап: Первая доврачебная помощь.
В горах на человека сильно влияет перепад высот и температур, повышенная ультрафиолетовая активность солнца и другие факторы. Возможно также появление признаков горной болезни, связанной с недостатком кислорода, - слабости и головокружения. Поэтому ответив на вопросы задания «Солнечный удар», вы достойно пройдете и этот этап.
Задания «Солнечный удар».
1. Загадочный газ. Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки какого-то газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Какой это газ? (метан)
2. Дождь помог. В 1852 г. немецкий химик Фридрих Вёлер пытался выделить металлический кальций из известняка, прокаливая его с древесным углем. Он получил спёкшуюся массу сероватого цвета, в которой не обнаружил никаких признаков металла. С огорчением Вёлер выбросил эту массу на свалку во дворе лаборатории. Во время дождя лаборанты заметили, что каменистая масса выделяет какой-то неизвестный газ. Что это за газ? (ацетилен)
3. Случайное открытие. В 1814 году в Лондоне появилось газовое освещение. Светильный газ хранили в железных баллонах под давлением. В летние ночи освещение было нормальным, а зимой – тусклым. Владельцы газового завода обратились за помощью к химику Фарадею. Он установил, что зимой часть светильного газа собирается на дне баллона и превращается в жидкость. Так был открыт всем известный теперь … (бензол)
4 этап: Снежные пещеры.
Студенты - альпинисты на ИД, используя заготовки, конструируют гомологический ряд алкинов и структурные формулы УВ (пропин, пентен-1, этан), называют их по систематической номенклатуре.
Проверка:
Гомологический ряд алкинов СН = С - СН3 пропин
С3Н4 пропин СН2 = СН - СН2- СН2- СН3 пентен-1
С4Н6 бутин СН3 - СН3 этан
IV. Закрепление знаний.
6 этап: Мраморное сердце Тян- Шаня.
Задание 1. Как распознать на основе химических свойств три жидкости: бензол, гексан и гексен? Задание 2. Как из метана можно получить бензол и получить ацетилен?
Ответ 1: добавляя ко всем трем жидкостям бромную воду, наблюдаем исчезновение красно-бурой окраски брома в пробирке с гексеном; с бензолом и гексаном бромная вода не взаимодействует. (Видеоролик «Бромирование бензола»)
Ответ 2: Метан необходимо подвергнуть термоокислительному пиролизу и получить ацетилен: t◦>1500 2СН4 → С2Н2 + 3Н2↑
Тримеризацией ацетилена можно получить бензол: t◦, кt «С» 3С2Н2 → С6Н6
7 этап: Побежденная вершина.
И так, мы почти на вершине. Чтобы закрепить флаг победителя, необходимо заполнить диаграмму Венна, сравнив предельные и непредельные углеводороды.
Предельные УВ: одинарные связи, парафины (от латинского parum affinis, что означает не обладающий сродством), нафтены, С6Н14, СnH2n+2. Непредельные УВ: кратные связи, бензольное кольцо, СН2=С=СН2, реакции полимеризации, С2Н4, изомерия положения кратной связи, СnH2n-2. Общее: СхНу, изомерия углеродного скелета (для аренов - изомерия углеродного скелета боковой цепи, циклоалканов - размер цикла и положение заместителей), валентность С – IV, ковалентная связь. После покорения вершины звучит песня В. Высоцкого «Прощание с горами».
8 этап*: Привал.
Интересные факты. В 2002 году Национальный банк Киргизии выпустил банкноту в 100 сомов с изображением на обороте пика Хан-Тенгри (6995 м).
Резервное задание: Студентам предлагается собрать на интерактивной доске пазлы «Применение этилена, метана».
V. Подведение итогов экспедиции.
Уважаемые химики-альпинисты, наше восхождение завершено. 1 команда: … метров. 2 команда: … метров. За наибольшую высоту оценка «5» всей команде, другим участникам «4».
VI. Рефлексия. Изысканные звезды.
Теперь я могу…Я научился…Было трудно…У меня получилось…Было интересно…Меня удивило…Сегодня я узнал (а)…
VII. Домашние задание.
Подготовьте творческое задание «Шпаргалка». Задание: Составьте шпаргалку по теме «Углеводороды». Всем спасибо за хорошую и плодотворную работу!