kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДЕТЯМ НУЖНЫ ЗНАНИЯ О ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ, ЧТОБЫ ПОЗНАКОМИТЬ ИХ С ИСТОРИЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РУССКОГО НАРОДА. ОН ПОЗВОЛЯЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДУХОВНОМУ НАСЛЕДИЮ РОССИИ. УРОК ПРИОБЩАЕТ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМАХ, АКТИВИЗИРУЕТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СЛОВАРЬ  И ОБОГАЩАЕТ ЗНАНИЯМИ ПО ПРАВОСЛАВИЮ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ »

Разработка урока по ОПК «Православный храм».

В Чичеринской ООШ я веду учебный предмет « Основы православной культуры» по учебнику А.В. Кураева. В 2011 году прошла курсы повышения квалификации учителей в г. Ростове-на-Дону по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Курс ОПК призван быть не столько образовательным, а сколько воспитательным. Необходимо достучатся до детских сердец, открыть им душу для добра, любви и красоты. Ведь эти добродетели погашены в детях примитивностью и нередко жестокостью современной цивилизации. Молодое поколение сегодня как никогда нуждается в духовных опорах. Утрата ценностных ориентаций в духовно-нравственной сфере ведет детей к агрессии, безволию, к саморазрушению.

Д. С. Лихачеву принадлежат замечательные слова: «Если мы хотим создать нормальное общество, если мы хотим нормального экономического, научного, технического развития, нам следует во что бы то ни стало принимать широкие и глубокие меры по поднятию культуры в нашей стране». Эти слова наиболее точно отражают цель изучения основ православия. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы людей и государства.

Именно в школьный период происходит становление личности, формирование мировоззрения, идеалов и т. д. Следовательно, школа (после семьи) является лучшим условием и местом, где можно передать и сохранить в наших детях жизненные ориентиры и ценности, поднять их общую культуру.

Да, в настоящее время школа сделала большой и решительный шаг вперед по пути духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. И в этом большая заслуга уроков ОПК.

Хочу поделиться методической разработкой урока по ОПК «Православный храм». Изучение данной темы рассчитано на 2часа,т.к. объем темы огромный. ( 1час по плану, второй час провожу за счет резервного урока в конце года). На первом уроке знакомимся с внешним строением храма, на другом с его внутренним строением.

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие - земля. Храмы нужны людям».

Детям нужны знания о православных храмах, чтобы познакомить их с историческим наследием и культурой русского народа.



Тема: Православный храм.


Цели урока:

1.Познакомить с понятием «храм – дом Божий».

2.Познакомить учащихся с назначением, внешним видом православного храма.

3.Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

4. Внедрение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс.

5.Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


Основные термины и понятия: Храм, крест, колокол, звонница, купол, церковный этикет, благовест.


Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, комментированное чтение, чтение стихотворений, устный рассказ.


Оборудование:

- презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора;

- аудиозапись колокольного звона и др. музыки;

- видеозапись « Православный храм»;

- фото местного храма;

- плакаты ( мудрые мысли великих людей):

___ доктор лечит тело, душу лечит храм;

___божий храм-это чистый колодец, где вода неземной красоты;

___живой душе нужен живой храм;

- выставка православной детской литературы по теме урока;

Ход урока.


1. Организационный момент. Психологический настрой.


Учитель:

Я рада видеть вас, друзья!

И пусть в окно уже прохладой веет,

Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.


Я надеюсь, что на нашем занятии будут царить понимание, радость общения и душевное тепло.


2. Новый материал.


Послушайте стихотворение и постарайтесь определить тему урока.


Мой Храм меня встречает тишиной,

Где свежий воздух, древних стен прохлада,

Вся суета осталась за спиной,

Душе уставшей церковь как награда.


Мой храм меня встречает тишиной,

Привычны взгляду старые иконы.

Вся суета осталась за спиной,

Здесь мир иной и здесь свои законы.

( Ответы детей)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о храме, о его красоте и величии, узнаем какие бывают храмы и как устроен православный храм. Запишите в тетрадь тему урока.


Дети, а что означает слово ХРАМ?

(Ответы детей)

Давайте посмотрим толкование этого слова в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова.

(Дети зачитывают и записывают понятие в тетрадь)

Храм-это здание для богослужения, церковь. Церковь и храм – это синонимы. Храм-это ДОМ БОЖИЙ, там живет сам БОГ.


( Уч-ся читают стихи)


В храм иду сегодня днем,

У меня свиданье в нем.

Прямо за его порогом

Встречусь я не с кем-то — С Богом!

Нету службы? Не беда:

В каждом храме Бог всегда!


Слава Богу, Слава Богу —

Через пять минут в дорогу!

Спросите, куда в дорогу?

Ну, конечно, в церковь — к Богу!


( На фоне медленной православной мелодии звучат следующие слова)


Много путей, дорог пролегло через всю нашу великую православную страну Россию. Но есть среди многих дорог та, что ведет в храм. Эта дорога наших предков, намоленная дорога мудрости. Людям нужны дороги, которые ведут к добру, правде, красоте и Истине.

Тысячи людей стремятся в храм. Идут сюда страдающие и плачущие – и находят там утешение. Идут растерявшиеся – там получают наставление. Идут провинившиеся - и получают прощение. Идут больные - и исцеляются. Идут счастливые, чтобы поделиться радостью друг с другом и поблагодарить Господа нашего.


Посмотрите на иллюстрации. Храм завораживает нас своей красотой и величием. Это необычное красивейшее архитектурное строение. Он выглядит нарядным и в то же время строгим.

А сейчас мы посмотрим видео « Православные храмы» и насладимся красотой этих удивительных творений православного народа. ( 3мин.)


Храмы строились в самых красивых местах. Как правило, на возвышенностях или на высоком берегу реки, озера. Перед началом строительства храма христиане молились, чтобы Господь указал место будущего храма. Определившись с местом для храма, люди продолжали молиться, чтобы строительные работы велись успешно. Первые храмы были деревянные, т.к. леса в то время было много. У храма, как и у человека есть имя. Храм называют в честь какого-либо святого или в честь какого-то важного события.

Чем храм отличается от обычного здания, дома?

( Ответы детей)

Правильно, крыша храма необычна. Она представлена куполами и крестами. Купол( глава)-символ неба. А кресты ставят на главу во славу Главы Церкви Иисуса Христа, распятого на кресте.

Если мы посмотрим на крест с земли, кажется, что он плывет в облаках и оттуда спускается к людям. ( Слайд 1)


На что похожи купола?

(Ответы детей)

Купола похожи на пламя горящей свечи. Наши предки старались даже в самое тяжелое время золотить кресты и купола, чтобы они были видны издалека и выглядели торжественно и празднично. ( Слайд 1). Вся церковь похожа на огромный корабль, плывущий по бурным волнам жизни. Он, как НОЕВ КОВЧЕГ, спасает нас от бед и страданий.


Форма куполов бывает разной: ( Слайд 2)

- луковка (купол похож на горящую свечу, луковицу);

- маковка ( более округлая форма);

- шлемовидная (по форме напоминает шлем). Как правило такие купола ставили в честь победы в каком-либо сражении.

( Дети записывают в тетрадь данную схему)


Количество куполов глубоко символично. ( Слайд 3)


2 купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; 3 купола – святую Троицу; 5 куполов – Иисуса Христа и четырёх евангелистов; 7 куполов отражает различные священные значения числа 7: семь таинств церкви, семь дней творения мира и т.д. ; 9 куполов – девять чинов Сил Небесных; 13 куполов символизируют Христа и Его 12 Апостолов; 33 купола, символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя.

Сама форма строения храмов бывает различной и имеет свой смысл.( Слайд 4-6)

. Корабельные

  • Крестообразные

  • Ярусные

  • Круглые

  • Шатровые

  • В форме восьмиугольной звезды

( Запись в тетради схемы)

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, находится колокольня, или звонница, т.е. башня с колоколами разных размеров.( Слайд 7)

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

(Ответы детей)

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов врагов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон созывает верующих на молитву, к богослужению.

Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Каждый колокол имеет свое название: праздничный( самый большой и тяжелый, используют в дни великих праздников), воскресный ( меньший по величине, используют в воскресные службы),полиелейный( когда совершается полиелей),будничный(в обычные, непраздничные дни),постный( в период Великого Поста),часовой( перед чтением великопостных часов).

Различают два вида церковного звона: благовест и собственно звон.( Слайд 8)


Благовест – это удары в один большой колокол. Они созывают прихожан на службу.

Звон – когда звонят сразу во все колокола. Звон бывает четырёх видов.

Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов, повторяется трижды после небольшого перерыва.

Двузвон – когда звонят дважды – совершается на всенощном бдении.

Перезвон – звон в каждый колокол поочерёдно (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого.

Перебор – медленный звон в каждый колокол поочерёдно, от малого до самого большого, после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор называют похоронным звоном, он выражает скорбь об усопших.


Прослушивание фрагментов колокольного звона.

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

Русские зодчие умело использовали для усиления и создания особенностей распространения звука окружающий ландшафт. Церкви очень часто строили на высоком берегу озера или реки. Звон колоколов, попадая в такой резонатор, как водная гладь, становился особенно мягким и мелодичным.( Слайд 9)

В России очень много православных храмов. Самый главный из них находится в Москве. Это Храм Христа Спасителя. Он построен в честь победы над армией Наполеона. Строительство этого храма длилось 40 лет. Но в 1931г. храм был взорван и на его месте хотели построить Дворец Спорта. Началась ВОВ. И было уже не до строительства. После войны на месте бывшего храма построили здание бассейна. И только в 90х годах прошлого столетия занялись восстановлением этого храма.

Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл. ( Слайды 10 - 15) Показ слайдов сопровождается песней « Колокола».

Как вы поняли, ребята, не всегда у православного народа было все так гладко. В истории были времена, когда храмы разрушались, запрещалось вести в храмах богослужения, священники преследовались, их сажали в тюрьмы и т. д. Это было и до ВОВ и во время войны. Да и в то время, когда я училась в школе запрещалось посещать церковь, ходить на кладбище, детей нельзя было крестить в церкви. Запрещалось читать православные книги. Было движение атеистов. Церковь претерпевала трудные времена.


Дули ветры, сломить тебя хотели

И ураган шумел - хотел сломать,

А ты стояла не смотря на беды

Всё шла вперёд ты, не смотря назад. ...


Но Слава Богу пришло время, когда храмы стали восстанавливаться, реставрироваться, стали строиться много новых церквей. Народ стали ближе к церкви. Сейчас мы не представим себе жизни без церкви. По ТВ открыты православные каналы. Стала доступна православная литература, люди могут на почте выписать любую православную газету. В школах ввели новый курс, который мы изучаем – ОПК. Организовываются поездки для православных по святым местам. При храмах созданы воскресные школы для детей. Любое важное событие, встречи, открытие не обходятся без священников. И этот список можно продолжать и продолжать. Самое главное за последние годы строится очень много новых храмов. И это хорошо.


Белые церкви плывут

в бесконечности.

О, кладенцы неземной чистоты!

Непокорённые граждане вечности.

Белые церкви – святые кресты!


Выжили, вы,

бессловесные зрители.

Бури прошли, расточились в рази

Сколько всего

за века перевидели

Белые церкви – осколки Руси.


Издавна с храмом связана вся жизнь человека. Еще младенцем человека приносят в церковь, чтобы совершить обряд крещения. Младенцу в церкви дают имя. Став взрослым, в день свадьбы человек опять идет в церковь, чтобы совершить обряд венчания. В дни православных праздников мы опять идем в храм. И в самые важные, трудные дни человек со своими бедами идет в церковь. Когда человек умирает, закончив свой земной путь, в церкви происходит его отпевание, прощание с телом.


Трудные времена наступили на Украине. Гражданская война. С болью в сердце смотришь по ТВ как разрываются снаряды и рушатся православные храмы, как избивают священников, как гибнет беззащитный православный народ, в том числе и дети. Смотришь на все это, и не веришь своим глазам.


3. Региональный компонент.


Храмы нужно беречь. Разрушение храма наносит душе человеческой незаживающую рану. А ведь живой душе - нужен живой храм.

В настоящее время в России возрождаются храмы и строятся новые. Так например, недалеко от нас строится деревянный храм в г. Каменске-Шахтинском, в Кр Сулине. Строится кирпичная церковь. в мкр. Лиховском. Не так давно открылась новая церковь в г. Зверево.


Скажите, где находится ближайший к нам православный храм?


Ближайший к нам храм находится в х. Лихом. Он носит имя святого мученика Георгия Победоносца. Нашему храму уже более 100 лет! В нем находятся более 40 мощей святых! Настоятель храма иерей отец Владимир. За последние годы наша церковь очень преобразилась, стала еще краше. Она является достойным украшением села. Когда начинали строительство этого храма, местные жители отдавали все свои сбережения, продавали скот, свои усадьбы, каждый шел и помогал силой, лишь бы как можно быстрее закончилось строительство храма и началось богослужение. ( Слайд 16. Фото церкви)


4. Закрепление.


Давайте посмотрим на фото. Опираясь на новый материал сегодняшнего урока, ответим на вопросы. ( Дети закрепляют материал урока на примере местного храма.)

- Какой ландшафт окружает нашу церковь?

- Как вы думаете, почему выбрано именно это место для строительства?

- Из чего сделаны стены храма?

- Сколько куполов у нашего храма и что они означают?

- Какова форма куполов?

- Какова форма строения всего храма?

- Есть ли в нашем храме звонница и где она находится?


5. Работа с понятиями.


Ребята, а сейчас прослушайте стихотворение и скажите о каком храме здесь идет речь? ( Ученик наизусть читает стихотворение.)



Мы не забудем первый класс

Родную школу - храм науки

И педагогов, что учили нас

Не опускать по жизни руки.


- Почему школу мы называем ХРАМОМ? ( Вы должны в школе вести себя достойно, хорошо учиться, заботиться о ее чистоте, с уважением относиться к учителю и к друг другу, делать все, чтобы школа могла гордиться тобой. Так как школа-это не просто здание, а храм Науки).


Послушайте следующее стихотворение. О каком храме здесь идет речь?


Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовёт и манит

Он в край родимый.


Да, это православный храм.

По каким признакам вы определили? ( Мы должны помнить о том, что храм - это святыня. А осквернять святыни своим плохим поведением и плохими поступками – это большой грех.)


А как вести себя в церкви, мы поговорим на следующем уроке. Совершим заочную экскурсию в храм. Послушаем церковное пение. Узнаем как выглядит церковь внутри.


Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Почему природу мы сравниваем тоже с храмом? ( Мы-хозяева природы. И должны к ней относиться как настоящие рачительные хозяева. Природа отдает нам все сполна. Мы просто обязаны беречь и приумножать ее богатства, относиться к ней бережно, с любовью, как к святыни.)

( На доске появляются записи: ХРАМ НАУКИ, ХРАМ ПРИРОДЫ, ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.


4.Рефлексия


На столе лежат колокольчики большие и маленькие из цветного картона. Каждый подходит и выбирает себе любой. Если на уроке тебе было интересно - большой колокол прикрепляем к магнитной доске, одновременно коротко ученик говорит о том, что особенно понравилось и запомнилось. Если урок не очень понравился - маленький колокольчик.


5.Домашнее задание.


Прочитать материал учебника. Сделать в тетради аппликацию православного храма из цветной бумаги, подписать все части храма. Подготовить сообщение о том, как вести себя в храме. ( Заранее раздаю учащимся стихотворение – памятку для домашнего изучения о правилах поведения в храме).

Памятка идущему в храм.


«Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу ко храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день»!


Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Учитель:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.


6. Итог урока.


Учитель начальных классов II кв. категории МБОУ Чичеринской ООШ: ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА ЕВСЮКОВА








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ

Автор: Евсюкова Ирина Владимировна

Дата: 03.05.2015

Номер свидетельства: 207848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  по ОРКСЭ "Православный храм""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-orkse-pravoslavnyi-khram-1"
    ["file_id"] => string(6) "314359"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459683383"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока  Основы религиозных культур и светской   этике по теме "Православный храм "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etikie-po-tiemie-pravoslavnyi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "136438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417104655"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация "Десять необычных православных храмов" "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-diesiat-nieobychnykh-pravoslavnykh-khramov"
    ["file_id"] => string(6) "104879"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402765795"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Христианские святые. Православный храм. "
    ["seo_title"] => string(42) "khristianskiie-sviatyie-pravoslavnyi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "127772"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415372691"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Христианские святые.Православные храмы. "
    ["seo_title"] => string(44) "khristianskiie-sviatyie-pravoslavnyie-khramy"
    ["file_id"] => string(6) "127806"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415377562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства