~~"Христианские святые. Православный храм». 4-й класс
Цель: Познакомить учащихся устройством православных храмов, историями христианских святых.
Задачи урока:
показать особую роль православия и храмов в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
формировать умение работы с историческим документом, развивать познавательный интерес к прошлому; способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: комбинированный.
Оборудование:
учебник: А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров: Основы религиозной культуры народов Росси. Исторический документ:«Житие Сергия Радонежского»; «Христианские заповеди»; карточки с указанием христианских заповедей и правил поведения в обществе; карточки с новыми понятиями;
Основные понятия: Мощи, святые, храм, Десятинная церковь, фреска, алтарь, иконостас, амвон.
Основные этапы урока: Проверка домашнего задания, подготовка к восприятию нового материала; постановка проблемного задания;
изучение нового материала /рассказ учителя; работа с историческим источником: «Житие Сергия Радонежского »; игровой момент «Найди заповедь»; «Ситуации из современной жизни»/ беседа/; работа с учебником/;закрепление изученного материала и первичный контроль усвоения /«Словесная эстафета»/;домашнее задание: закрепление изученного материала, первичный контроль усвоения /«Словесная эстафета»/; задание.
Ход урока: I. Организация.
II. Проверка домашнего задания.
Проводится беседа с учащимися по вопросам:
Как произошло крещение русского народа?
Какую роль Русская православная церковь играла в истории России?
Расскажите, что вы знаете о Сергии Радонежском.
III. Работа над новой темой.
Объявляется тема урока и учащимся предлагается проблемное задание: почему возникает и распространяется христианство – одна из мировых религии.
Учащиеся по ходу рассказа записывают в тетрадь новые слова.
Главным местом для каждого христианина является храм, или церковь. В церкви начинается и заканчивается его путь. Храм- это священное место для каждого христианина. Когда появились первые храмы на Руси?
После принятия христианства был построен главный русский храм в Киеве. Он получил название Десятинная церковь. При князе Ярославе был построен храм - Софийский собор.
Искусные мастера расписали храм фресками и украсили мозаиками. Фреска – это роспись красками по сырой штукатурке. (Запись в тетрадь).
Каждый храм имеет свое название, по имени святого или христианского праздника.
Большое значение в христианстве имеет почитание святых. Святые – это христиане, заслужившие любовь Божию и ставшие заступниками людей перед Богом. Верующие почитают не только святых, но и их нетленные останки – мощи..
Первыми русскими святыми стали братья Борис и Глеб. Братья простили зло своим врагам и молились за них..
Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. По преданию, однажды к нему явилась Богоматерь. Она повелела ему принимать всех кто придет за советом и утешением. Для каждого приходящего он находил нужные слова.
Храм Покрова на Красной площади имеет свою историю. Построен он в честь покорения Казани. Его еще называют собором Василия Блаженного – святого, который не боялся говорить правду самому царю Ивану Грозному.
Святому Дмитрию, принявшему смерть за веру еще во времена гонений римских императоров на христиан, посвящен Дмитриевский собор в городе Владимире.
Русские православные храмы сооружаются по определенным правилам. Вход церкви обращен на запад, на восточной стороне располагается алтарь. .Алтарь – это самое главное место в храме. Алтарь отделяется иконостасом.
Иконостас состоит из икон, которые располагаются на нем в несколько рядов.
Одна из самых чтимых икон в России – это икона Владимирской Богоматери. Князь Андрей Боголюбский перенес ее в город Владимир из города Вышгорода.
В центре иконостаса расположены двери для прохода в алтарь, называемые Царскими Вратами. Перед иконостасом находится – амвон, с которого священник произносить проповеди.
В храме необходимо вести себя хорошо, соблюдать определенные правила. Храм – это главное место общения человека с Богом.
IV. Закрепление изученного материала проводится в форме «словесной эстафеты»:- ученики по очереди формулируют одно предложение по теме урока; _ -работа по основным терминам.
V. Домашнее задание: прочитать текст, ответить на вопросы на странице 53.
- подготовить сообщение о храмах Нурлатского района
( С помощью родителей подготовить сообщение