kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                Урок русского языка

                                                                                                                 в 4 классе

                                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                                  Рыбалко И.Н.   

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Цель: научить определять окончание у имен прилагательных мужского и среднего рода.

Задачи:

Сформировать умения в правильном написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода;

Развивать умения самостоятельно видеть поставленную проблему и искать пути ее решения;

Воспитывать любовь к своей стране, чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично – поисковый, проблемный.

Наглядности: конверты с заданиями, карта Казахстана.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы повторим имена прилагательные. Так же будем проводить поисковую работу, определять число, род, падеж прилагательных.

2.Минутка чистописания.

Кк

ка

Казахстан

Ребята, почему мы Записали слово Казахстан?

Почему слово Казахстан написано с заглавной буквы? (имя собственное)

Составьте предложение со словом Казахстан?

( Мы живем в Казахстане. Моя Родина Казахстан.)

Ребята, мы отправимся на экскурсию по Казахстану. И сегодня мы с вами будем  гидами для наших гостей.

 Как вы понимаете значение слова гид? Подберите к нему синонимы. Правда, посетить мы сможем не все достопримечательные места Казахстана, но на самые известные постараемся попасть. Отправляемся в путь. И первое, что мы посетим столицу Казахстана Астану. Запишите это слово.

3.Словарная работа.

Астана

Ребята, почему мы его записали? Объясните его написание. Покажите нашим гостям, где на карте находится Астана. В каком году столицей Казахстана стал наш город. (10 декабря 1997) Как прежде он назывался? Подберите прилагательные к слову Астана.

Ребята, как вы думаете, каким должен быть гид? Вот и у нас есть возможность проверить, какие мы. Для начала я подготовила для вас вопросы, чтобы проверить насколько вы хорошо учитесь.

4.Повторение. Блиц - турнир.

1.Что такое имя прилагательное?

2.Что оно обозначает?

3.На какие вопросы отвечает?

4.Как изменяется имя прилагательное?

5. От чего зависит род, число, падеж прилагательного?

6.Каким членом предложения чаще всего бывает  имя прилагательное?

5. Создание проблемной ситуации.

Молодцы. Отправляемся дальше. И где мы побываем еще, мы узнаем из следующего текста. (текст на доске и у детей на столах)

Наша Родина независимый Казахстан. Казахстан - красивая стра.на. Бескрайние степи, высокие горы, голубые.зёра все это делает Казахстан необычайно красивым. Каких только чудесных мест нет в нашей отчизне. Нет в мире второй такой жемчужины как знаменитое озеро Балхаш.

Ярко светит лучезарное солнце, осв.щая вершину горы Актау. По чист.му син.му небу плывут пушистые.блака. Все это говорит о том, как прекрасна наша Родина.

О чем этот текст? Как можно его озаглавить?

Ребята, о каких необычных местах Казахстана шла речь в этом тексте?

Кто покажет на карте, где расположено озеро Балхаш? Почему озеро Балхаш называют жемчужиной?

А где расположена гора Актау? Почему ее так назвали? Как на русском языке звучит ее название?

Ребята, гид должен быть грамотным. И вот следующее задание.

1.Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова. Работа в парах.

Ребята, в нашем тексте есть слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы, подберите к ним проверочные слова. Вам необходимо выполнить работу в паре.

Поднимите сигнальную карточку та пара, которая выполнит задание первой. Ребята, не возникли ли у вас трудности? Какие слова вызвали у вас затруднение? Почему? 

Страна-страны        синему-…      

озёра-озеро              чистому -…

освещая-свет

облака- облако

Какое правило вы использовали для проверки других слов?

К слову чистому, синему мы не можем подобрать проверочные слова, значит обычным путем окончания прилагательных не проверить. Тогда как?

Чтобы догадаться, нам необходимо выполнить следующее задание.

2.Выписать из текста словосочетания прил.+существ. (Комментированное письмо)

(Независимый Казахстан, красивая страна, бескрайние степи, высокие горы, голубые озера, чудесных мест, знаменитое озеро, лучезарное солнце, по синему небу, пушистые облака.)

Для чего в речи нам нужны прилагательные?

Да, ребята, благодаря прилагательным мы можем передать всю красоту описываемой природы. Передать чувство восхищения своей страной. А гид должен это уметь делать в совершенстве. И следующее задание для юных гидов.

6.Поиск решения проблемы.

Просклоняйте словосочетание:  независимый Казахстан, голубое озеро. Определите род имен прилагательных. Выделите окончания у имен прилагательных. Расставьте ударение.

Как можно определить род прилагательных? (???по существительному с которым оно связано по смыслу)

Кто догадался, почему именно эти словосочетания я взяла для этого задания? (прилагательные м.р. и ср. рода)

 Правильно ребята, сегодня мы будем изучать правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

 Им.п. какой? независимый Казахстан  какое? голубое озеро

Р.п. какого? независимого Казахстана какого? голубого озера

Д.п. какому? независимому Казахстану  какому?  голубому озеру

В.п. какой? независимый Казахстан  какое? голубое озеро

Т.п. каким? независимым Казахстаном  каким? голубым озером

П.п. о каком? о независимом Казахстане о каком? о голубом озере

Сравните окончания.

 Ребята, но здесь не все окончания, давайте быстро проговорим окончания в Р.п., Д.п., Т.п., П.п. (ого, его, ому, ему, ым, им, ом, ем)

Какой можно сделать вывод? ( Имена прилагательные м.р. и ср.р. имеют одинаковые окончания в Р.п.,Д.п.,Т.п.,П.п., и отличаются в И.п. и В.п.)

(Безударные окончания имен прилагательных м.р.и ср. рода в Р.п.,Д.п.,Т.п.,П.п. имеют такие же окончания как и ударные.

Прочитаем вывод на стр.76 к упр.227 и вывод на с.77 к упр.230.

Итак, вернемся к первому заданию. В начале урока мы не смогли проверить безударную гласную в окончании прилагательных.

Как определить, какая безударная гласная стоит в окончании слов  чист.му,  син.му?

(Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием голубому окончание ому, значит, в слове чистому такое же окончание, а в слове синему окончание -ему)

Следующее задание для юных гидов. Гид должен быть самостоятельным и уметь продумывать свою экскурсию. Вот и проверим, насколько вы умеете самостоятельно работать.

7.Работа по учебнику

с.77 упр.232 (с проверкой)  Самостоятельная работа.

Молодцы, ребята. Итак, как проверить безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?

Ребята, в нашем тексте о Казахстане есть цифра 4.Кто из юных гидов знает, что она означает?

Выполним это задание

Разбор по членам предложения и определение частей речи. (По синему небу плывут пушистые облака.)

Рефлексия.

Молодцы, ребята, вы многое успели за урок. Посетили столицу Казахстана Астану, побывали на озере Балхаш, взобрались на вершину горы Актау. А что на уроке мы повторили и  чему научились только сегодня?

8. Дом.задание. с.76 упр.229

9.Оценивание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс»

Урок русского языка

в 4 классе

учитель начальных классов

Рыбалко И.Н.

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Цель: научить определять окончание у имен прилагательных мужского и среднего рода.

Задачи:

Сформировать умения в правильном написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода;

Развивать умения самостоятельно видеть поставленную проблему и искать пути ее решения;

Воспитывать любовь к своей стране, чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично – поисковый, проблемный.

Наглядности: конверты с заданиями, карта Казахстана.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы повторим имена прилагательные. Так же будем проводить поисковую работу, определять число, род, падеж прилагательных.

2.Минутка чистописания.

Кк

ка

Казахстан

Ребята, почему мы Записали слово Казахстан?

Почему слово Казахстан написано с заглавной буквы? (имя собственное)

Составьте предложение со словом Казахстан?

( Мы живем в Казахстане. Моя Родина Казахстан.)

Ребята, мы отправимся на экскурсию по Казахстану. И сегодня мы с вами будем гидами для наших гостей.

Как вы понимаете значение слова гид? Подберите к нему синонимы. Правда, посетить мы сможем не все достопримечательные места Казахстана, но на самые известные постараемся попасть. Отправляемся в путь. И первое, что мы посетим столицу Казахстана Астану. Запишите это слово.

3.Словарная работа.

Астана

Ребята, почему мы его записали? Объясните его написание. Покажите нашим гостям, где на карте находится Астана. В каком году столицей Казахстана стал наш город. (10 декабря 1997) Как прежде он назывался? Подберите прилагательные к слову Астана.

Ребята, как вы думаете, каким должен быть гид? Вот и у нас есть возможность проверить, какие мы. Для начала я подготовила для вас вопросы, чтобы проверить насколько вы хорошо учитесь.

4.Повторение. Блиц - турнир.

1.Что такое имя прилагательное?

2.Что оно обозначает?

3.На какие вопросы отвечает?

4.Как изменяется имя прилагательное?

5. От чего зависит род, число, падеж прилагательного?

6.Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное?

5. Создание проблемной ситуации.

Молодцы. Отправляемся дальше. И где мы побываем еще, мы узнаем из следующего текста. (текст на доске и у детей на столах)

Наша Родина независимый Казахстан. Казахстан - красивая стра..на. Бескрайние степи, высокие горы, голубые ..зёра все это делает Казахстан необычайно красивым. Каких только чудесных мест нет в нашей отчизне. Нет в мире второй такой жемчужины как знаменитое озеро Балхаш.

Ярко светит лучезарное солнце, осв..щая вершину горы Актау. По чист..му син..му небу плывут пушистые ..блака. Все это говорит о том, как прекрасна наша Родина.

О чем этот текст? Как можно его озаглавить?

Ребята, о каких необычных местах Казахстана шла речь в этом тексте?

Кто покажет на карте, где расположено озеро Балхаш? Почему озеро Балхаш называют жемчужиной?

А где расположена гора Актау? Почему ее так назвали? Как на русском языке звучит ее название?

Ребята, гид должен быть грамотным. И вот следующее задание.

1.Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова. Работа в парах.

Ребята, в нашем тексте есть слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы, подберите к ним проверочные слова. Вам необходимо выполнить работу в паре.

Поднимите сигнальную карточку та пара, которая выполнит задание первой. Ребята, не возникли ли у вас трудности? Какие слова вызвали у вас затруднение? Почему?

Страна-страны синему-…

озёра-озеро чистому -…

освещая-свет

облака- облако

Какое правило вы использовали для проверки других слов?

К слову чистому, синему мы не можем подобрать проверочные слова, значит обычным путем окончания прилагательных не проверить. Тогда как?

Чтобы догадаться, нам необходимо выполнить следующее задание.

2.Выписать из текста словосочетания прил.+существ. (Комментированное письмо)

(Независимый Казахстан, красивая страна, бескрайние степи, высокие горы, голубые озера, чудесных мест, знаменитое озеро, лучезарное солнце, по синему небу, пушистые облака.)

Для чего в речи нам нужны прилагательные?

Да, ребята, благодаря прилагательным мы можем передать всю красоту описываемой природы. Передать чувство восхищения своей страной. А гид должен это уметь делать в совершенстве. И следующее задание для юных гидов.

6.Поиск решения проблемы.

Просклоняйте словосочетание: независимый Казахстан, голубое озеро. Определите род имен прилагательных. Выделите окончания у имен прилагательных. Расставьте ударение.

Как можно определить род прилагательных? (̍̍̍по существительному с которым оно связано по смыслу)

Кто догадался, почему именно эти словосочетания я взяла для этого задания? (прилагательные м.р. и ср. рода)

Правильно ребята, сегодня мы будем изучать правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Им.п. какой? независимый Казахстан какое? голубое озеро

Р.п. какого? независимого Казахстана какого? голубого озера

Д.п. какому? независимому Казахстану какому? голубому озеру

В.п. какой? независимый Казахстан какое? голубое озеро

Т.п. каким? независимым Казахстаном каким? голубым озером

П.п. о каком? о независимом Казахстане о каком? о голубом озере

Сравните окончания.

Ребята, но здесь не все окончания, давайте быстро проговорим окончания в Р.п., Д.п., Т.п., П.п.. (ого, его, ому, ему, ым, им, ом, ем)

Какой можно сделать вывод? ( Имена прилагательные м.р. и ср.р. имеют одинаковые окончания в Р.п.,Д.п.,Т.п.,П.п., и отличаются в И.п. и В.п..)

(Безударные окончания имен прилагательных м.р.и ср. рода в Р.п.,Д.п.,Т.п.,П.п. имеют такие же окончания как и ударные.

Прочитаем вывод на стр.76 к упр.227 и вывод на с.77 к упр.230.

Итак, вернемся к первому заданию. В начале урока мы не смогли проверить безударную гласную в окончании прилагательных.

Как определить, какая безударная гласная стоит в окончании слов чист.му, син.му?

(Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием голубому окончание ому, значит, в слове чистому такое же окончание, а в слове синему окончание -ему)

Следующее задание для юных гидов. Гид должен быть самостоятельным и уметь продумывать свою экскурсию. Вот и проверим, насколько вы умеете самостоятельно работать.

7.Работа по учебнику

с.77 упр.232 (с проверкой) Самостоятельная работа.

Молодцы, ребята. Итак, как проверить безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?

Ребята, в нашем тексте о Казахстане есть цифра 4.Кто из юных гидов знает, что она означает?

Выполним это задание

Разбор по членам предложения и определение частей речи. (По синему небу плывут пушистые облака.)

Рефлексия.

Молодцы, ребята, вы многое успели за урок. Посетили столицу Казахстана Астану, побывали на озере Балхаш, взобрались на вершину горы Актау. А что на уроке мы повторили и чему научились только сегодня?

8. Дом.задание. с.76 упр.229

9.Оценивание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс

Автор: Рыбалко Ирина Николаевна

Дата: 06.01.2016

Номер свидетельства: 272821

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "« Волшебная сила падежа – работяги» или «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже»."
    ["seo_title"] => string(80) "volshebnaia_sila_padezha_rabotiagi_ili_pravopisanie_padezhnykh_okonchanii_imen_p"
    ["file_id"] => string(6) "475503"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1533214971"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Краткосрочный план по русскому языку в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского, мужского и среднего рода единственного числа""
    ["seo_title"] => string(161) "kratkosrochnyi-plan-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie-na-tiemu-sklonieniie-imien-prilaghatiel-nykh-zhienskogho-muzhskogho-i-sriedniegho-roda-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "266487"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450176512"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа по русскому языку в 1-4 классах"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_v_1_4_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "393084"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487396902"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Окончание у имён прилагательных Родительного падежа мужского и среднего рода "
    ["seo_title"] => string(91) "okonchaniie-u-imion-prilaghatiel-nykh-roditiel-nogho-padiezha-muzhskogho-i-sriedniegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "129617"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415728619"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Технологическая карта урока «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_pravopisaniie_biezudarnykh_padiezhnykh_okoncha"
    ["file_id"] => string(6) "402278"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490163816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства