| Тема | «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» |
| Класс | 4 |
| Цель | Отработка умений и навыков грамотного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. |
| Задачи | Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи. Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Воспитывать культуру учебной деятельности. |
| Планируемые результаты | Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД). Предметные: - умение определять окончания прилагательных; - усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных; - умение определять мягкую и твердую основу прилагательных; - обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного; - умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного); - умение формулировать вопросы к прилагательному; - умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного. |
| Основные понятия | безударные падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода – орфограмма. |
| Межпредметные связи | Литературное чтение. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа | |
I этап. Организационный момент. Цель: -Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок | - Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Могут даже у ребят Сбыться все желания, Нужно только, говорят, Приложить старания | Организационный момент. (Коммуникативные, Регулятивные УУД) | |
II. Словарная работа. | Записывают в тетради, производят самооценку, подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные | | Открываем тетради, записываем число, классная работа. Минутка чистописания. Сегодня нам предстоит разобраться, почему ученик допустил ошибку в словарном диктанте, поработать над своими ошибками, исправить их. Работа над словарными словами: рюкзак, суббота, горизонт, калина | | |
III. Актуализация опорных знаний. | Объясняют правописание окончаний прилагательных. | Выдвигает проблему. | Какая орфограмма объединяет слова горизонт и калина? (Непроверяемая безударная гласная в корне) - В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне) - А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить) - Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением) - В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.) _ - О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён прилагательных) | Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа | |
IV. Формулировка темы урока, постановка цели Цель: -создание условий для формулировки учащимися темы урока; Задача: организовать постановку цели урока детьми. | Формулируют тему урока. . | Побуждает к высказыванию своего мнения. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | -Что мы повторили? Какой будет тема урока? (ответы детей) - Как определить окончание прилагательного? - Можно ли сказать, что безударное окончание прилагательных – это орфограмма? Прилагательные какого рода склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода) Правило: Когда есть прилагательное И нужно обязательно Узнать про окончание, - Внимание, внимание! Правел легче нет на свете: Что в вопросе – то в ответе. | Формулировка темы урока, постановка цели Учащимся на уроке предстоит составить алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательных. Самое важное отработать навык написания безударного окончаний прилагательного единственного числа мужского и среднего рода(Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) | |
V. Работа по теме урока.
Цель: -Отработка навыка правописания безударного падежного окончания прилагательного единственного числа мужского и среднего рода. | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.
Выполняют упражнение. Вставляют пропущенные буквы (подбирают проверочные слова), расставляют недостающие знаки препинания, составляют схему предложения | Организует фронтальный опрос
Осуществляет: -индивидуальный контроль; -выборочный контроль. | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам: Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных. 1. Найти существительное, к которому относится прилагательное. 2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного. - Предложите порядок рассуждения для определения написания безударного окончания прилагательных. Работа у доски. Прочитайте словосочетания Морск.. (…….?) ветер С лёгк… (…….?) рюкзаком Ясн.. (……?) утро С высок… (……?) дома Праздничн.. (……?) костюм От син… (…….?) моря По широк… (…….?) полю К дальн… (……?) лесу Спишите, вставляя пропущенные окончания.. Выделите в них окончания. Выборочный диктант. Игра «Заказ». А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания. В син_м мор_ , у дачн.. домик…, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_. Требуется: - имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром); - имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (у дачного домика); - имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге); - имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба); - имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море); - имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой); - имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе); | Работа по теме урока. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.(Познавательные УУД)
Работа у доски с объяснением Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания(Познавательные УУД, Регулятивные УУД ) | |
VI.Физкультминутка. | | | | | |
VII. Контролирующее задание Цели: - проверка освоения учащимися умения определять написание безударного окончания прилагательного мужского и среднего рода. -проверить знания учащихся по теме урока
| 1.Устанавливают соответствие падежу его окончаний.
2. Работа в группах.
3.Работают в парах, проверяют и оценивают.
| Организует закрепление знаний. Организует фронтальную работу. (постановка, цели и план действий); Организует взаимопроверку по эталону. Организует оценочные высказывания учащихся. | Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж. В глубок_й канав_, в дремуч_м лесу, к стар_й беседк_, на мокр_м песк_, от весен____ дождя, перед зимн_й стуж_й, из сладк_й клюквы, для лучш____ друга, в зимн_й вечер, по зелён_му полю.
-На какие правила, вы опирались при выполнении задания? (ответы детей) | Контролирующее задание Выполняют задания по карточкам.
Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания(Познавательные УУД)
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Задачи: - подвести итог проделанной работе на уроке - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | На доске записаны фразеологизмы. • выжать всё, что можно • работать спустя рукава • палец о палец не ударит • работать не покладая рук • работать засучив рукава • тяжело в ученьи, легко в бою Выберите тот фразеологизм, который соответствует вашему настроению на уроке. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. (Регулятивное УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) | |
IX.Домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневниках | Дает: -комментарий к домашнему заданию | Составить карточку для самостоятельной работы по определению безударного падежного окончания прилагательного единственного числа мужского и среднего рода (от 5 до 10 словосочетаний) Или выполнить упражнение | Домашнее задание | |