Просмотр содержимого документа
«« Волшебная сила падежа – работяги» или «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже».»
Тема: « Волшебная сила падежа – работяги» или «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже».
Цель:
- познакомить учащихся с падежными окончаниями имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе творительном падеже.
- учить правописанию падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе творительном падеже
Задачи:
- отработать правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе творительном падеже.
- способствовать коррекции опосредованной и зрительной памяти, слуховому и зрительному восприятию, устной и письменной речи, мыслительной деятельности учащихся.
- работать над формированием положительной мотивации к предмету.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки для индивидуальной работы, карточки для физкультминутки, таблицы с падежными окончаниями имен прилагательных, листочки для теста, у каждого рисунок «Шкала самооценки».
Ход занятия
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
- здравствуйте ребята, садитесь.
(чтение притчи «Всё в твоих руках») на слайде заставка «бабочка».
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая?» А сам думает:»Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
- ребята в ваших руках ваши знания.
- если вы усердно поработаете сегодня ,то получите новые знания, которые вам пригодятся в дальнейшем.
2) Сообщение темы и цели занятия.(тема на слайде)
- тема нашего занятия «Волшебная сила падежа – работяги».
- сегодня нам предстоит разгадать три тайны.
- узнать, о каком падеже идет речь, в чем его волшебная сила, и почему его называют работягой.
- готовы?
2. Актуализация знаний об имени прилагательном.
(тестовое задание: «да», «нет»)
- имя прилагательное называет предмет. (нет)
- имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. (да)
- имя прилагательное зимнего состоит в И.п. (нет)
- имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос какому. (да)
- окончания –ого, -его, - это окончания имён прилагательных м., ср. рода в ед.ч. в Р.п. (да)
- согласуется прил. С сущ. В словочетании пушистому снега (нет)
Проверка на слайде.
- по вашим правильным ответам можно сделать вывод:
- что материал по предыдущим темам вы усвоили
Имена прил. Согласуются с именами сущ. В роде, числе, падеже, имена прил. М. и ср. рода в И. п. и В. п. имеют окончания ….
В Р.п. ….., в Д.п. …. )идет обращение к таблице)
3.Подготовка к восприятию нового материала.
- самое время разгадать тайну.
-сядьте удобнее, представьте, что вы попали в зимний лес.
На слайдах демонстрируется утро в зимнем лесу, под музыку учитель читает текст.
Хорошо зимним днем в лесу! Деревья и кусты опушены колючим инеем. Все озарено холодным блеском солнца. Потянуло западным ветром. Горизонт заволокло белым снежным облаком.
(Прочитанный текст проявляется на экране)
- найдите в этом тексте словосочетания прил. С сущ.(называют)
- скажите, в каком падеже они употреблены в тексте?
- как определили?(по вопросу, по падежу сущ.)
Правильно!
- вы догадались о волшебной силе какого падежа нам предстоит узнать?
- это творительный падеж.
- мы будем учиться писать падежные окончания имен прилагательных м. и ср. рода в творительном падеже.
- отметьте на шкале уровень знаний по этой теме.
4. Осмысление нового материала.
Работа с текстом.
- выписать из текста словосочетание прил. с сущ.
- от сущ. Ставь вопрос к прил.
- выдели окончание, обозначь падеж и род.
(варианты работы: сделать это задание самостоятельно, с комментированием, у доски или выписать одно предложение и в нем разобрать словосочетание)
Вывод: (обращение к схеме)
Имена прил. М., ср. рода в Т.п. имеют окончания –ому, -ему.
- занесите окончания в таблицу.
- а сейчас немного порисуем.
Я буду диктовать словосочетания, а вы попробуйте их зарисовать и постарайтесь запомнить.
Гладкий чистый ствол
Красивый резной узор
Могучий дуб
Яркий румянец
Мягкий снег
Развесистый клён
(зарисовали, листочки отложили)
Физкультминутка.
- подойдите ко мне и выберите карточки со словами.
- найдите свою пару, т.е. согласуйте прил. С сущ.
- назовите, в каком они падеже.
(варианты: падеж может быть творительным или все падежи, кроме предложного)
Молодцы! Вспомнили и другие падежи!
5. Закрепление нового материала.
- вернемся к нашим рисункам.
- вспомните и запишите в тетрадь словосочетания, которые я диктовала.
-прочитайте кто какие вспомнил.
-поставьте в форме творительного падежа.
(читают по словосочетаниям)
(ещё вариант6 записать сразу в творительном)
6. Рефлексия
На шкале отметьте, на каком уровне сейчас ваши знания по теме.
- что это значит?
- это значит, что мы достигли, поставленной цели.
- научились писать падежные окончания прил. М. и ср. рода в творительном падеже.
- пришло время раскрыть ещё одну тайну, почему творительный падеж называют работягой?
- не догадались?
Историческая справка.
- главным его значением было такое: значение орудия, которым что-либо делают. В старину упоминали «орудийный» падеж от слова «орудие».
- чтоб раскрыть все тайны нам тоже пришлось немало потрудиться.
7. Итог занятия.
- чему научились на занятии?
Оценка работы.
- спасибо за работу.
Приложение Вывод.
На экране появляется текст, с пропущенными словосочетаниями.
- ребята, с помощью словосочетаний в творительном падеже восстановим текст, сделаем его понятным и красивым.
- окончания прилагательным выделяйте.
1 уровень – списывает весь текст
2 уровень – первый абзац.
3 уровень – получают текст на карточке и словосочетания только вставляют.
Текст.
Клён.
В русском лесу нет дерева красивее клёна. Это дерево с гладким чистым стволом. Листья у клёна с красивым резным узором. Весёлый клён растёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой.
Осенью он вспыхивает ярким румянцем. Зимой голые ветки укрыты мягким снегом. Клён любит солнечный свет. В жаркий день принято отдохнуть под развесистым клёном.
Клён.
В русском лесу нет дерева красивее клёна. Это дерево с ___________________. Листья у клёна с ___________________. Весёлый клён растёт вместе с _______________, ____________________.
Осенью он вспыхивает _______________. Зимой голые ветки укрыты ______________. Клён любит солнечный свет. В жаркий день принято отдохнуть под ______________.