kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание возвратных глаголов на –ться,- тся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока познакомит учащихся 4 класса с особенностями написания сочетаний -тся и -ться в возвратных глаголах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание возвратных глаголов на –ться,- тся.»

Урок№_______ Класс__________ Дата______________.

Тема урока: Правописание возвратных глаголов на –ться,- тся.

Цель: познакомить с особенностями написания сочетаний -тся и -ться в возвратных глаголах;развивать умение находить нужное решение проблемных ситуаций,делать выводы; воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы и приемы:словарная работа,работа в группах,работа в парах,самостоятельная работа,метод проблемного обучения,выборочный диктант.


Оборудование:портрет Г.Р.Державина,цитата,лесница успеха(по количеству учащихся),алгоритм написания –тся и –ться,карточки для самостоятельной работы и эталоны для проверки,алгоритмы самооценки и критерий оценок,карточка рефлексии.


Ход урока


I.Организационный момент 

– Добрый день! Пусть он действительно будет для вас сегодня добрым и разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. На такой доброй ноте начнём урок русского языка.

1.Минутка чистописания.

Т с я т ь с я

Учиться – всегда пригодится.(Записать )

2.Словарная работа.

-Как называются устойчивые выражения?(Пословицы).

-Почему так говорят? (Потому что знания нужны всегда, на протяжении всей жизни).

-Какими частями речи являются слова в пословице?Надпишите.

-Назовите антоним к слову всегда.


II.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Г.Р.Державин,великий русский поэт,сказал:«Человек через слово всемогущ:язык –всем знаниям и всей природе ключ».



  • Согласны ли вы с этим выражением?

  • Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» (Лучше понимать прочитанное и друг друга, правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать).

  • Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

  • С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).

  • Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? (Наверное, нет).

  • Как на уроке вы будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое).

  • А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить, что мы уже знаем).

  • Вы будете повторять всё, что вы знаете? (Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний).


III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.


  • Итак, учебный старт предлагаю провести в форме игры “Пресс-конференция”. Объединяемся в группы и начинаем задавать вопросы по изучаемой теме.

(Проходит повторение знаний о глаголе).

  • Для чего мы повторяли знания о глаголе? (Они могут быть полезны на уроке).

  • Вы может похвалить себя за свои знания?

- Оцените себя на лесенке успеха, сторона – знаю.

ІV.Изучение нового материала.

1.Создание проблемной ситуации.Выполнение пробного задания.


На доске глаголы: купать, учить, лечить.

  • Что вы замечаете? (Все слова - глаголы, стоят в начальной форме).

  • Попробуйте поставить глаголы в возвратную форму и запишите их в два столбика так, чтобы слова первого столбика отвечали на вопрос что делать? А слова второго столбика - на вопрос что делает? (Двое учащихся работают у доски, остальные в тетрадях за партами).

  • Посмотрим, как вы справились с заданием.

  • Задание было одно? (Да).

  • А как вы его выполнили? (Написали по–разному).

  • Почему так получилось? (Мы этого не изучали и не знаем, как пишутся эти слова).

  • Какое задание выполняли? (Пробное).

  • С какой целью вы выполняли пробное задание? (Узнать что-то новое).


2.Выявление места и причины затруднения.Сообщение темы урока.


  • Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать, почему получились разные записи).

  • Какое задание выполняли? (Записывали глаголы в 2 столбика в возвратной форме).

  • Где возникло затруднение? (В записи ь знака).

  • Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет способа проверки таких окончаний).

  • Какой у вас возникает вопрос или вопросы? (Нужно писать мягкий знак или нет?)

  • Как правильно писать глаголы с суффиксом –ся?

  • Можно допустить ошибку при записи глаголов возвратной формы с суффиксом –ся? (Да.)

  • Как избежать такой ошибки? (Нужно найти способ проверки).

  • Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить на уроке? (О сочетаниях -ться и -тся).

  • Какую цель вы перед собой поставите? (Найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).

  • Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах).

(Учитель фиксирует на доске тему урока.)

3. Построение проекта выхода из затруднения.


1).Поиск решения.

  • Как правильно писать глаголы с –тся и –ться? Какие есть предположения? (Все глаголы, у которых есть суффикс –ся должны писаться одинаково).

  • Согласны с предположением? (Одни учащиеся согласны, другие – нет).

  • Почему согласны? (Это так, потому что у них один и тот же суффикс. Потому что это глаголы возвратной формы).

  • Кто думает иначе? (Глаголы возвратной формы должны писаться по-разному. Иногда с мягким знаком, иногда – без него, потому что они отвечают на разные вопросы).

  • Еще есть предположения? (Предположений нет).
    (Все выдвинутые версии зафиксированы на доске).

  • Как проверить? (Можно проверить вопросом).

  • Как? (Если глагол отвечает на вопрос (что делать?), то мягкий знак нужно писать, потому что он есть в вопросе. А если глагол отвечает на вопрос (что делает?), то мягкий знак не пишется, потому что его нет в вопросе).

  • Все согласны? (Да.)

2).Наблюдение (Работа в паре).

  • Чем отличаются глаголы в 1-ом и во 2-ом столбиках?

  • К чему присоединился суффикс -ся глаголов 1-го столбика? (К неопределенной форме глагола).

  • Как догадались? (По вопросу что делать? У глаголов н.ф. есть суффикс –ть).

  • К чему присоединился суффикс – ся глаголов 2-го столбика? (К глаголу в форме настоящего времени, 3-го лица, ед.ч.).

  • Чем является в глаголах –ет и –ит? (Окончанием).

  • Что интересного заметили? (Суффикс стоит после окончания).

  • Чем различаются в написании эти глаголы? Почему? (В глаголах неопределенной формы суффикс –ся пишется после суффикса –ть. Поэтому пишется мягкий знак. У глаголов настоящего времени, 3 лица, ед. ч. суффикс –ся пишется после окончаний –ит, -ет, поэтому мягкий знак не пишется).

  • Почему в сочетаниях –тся, -ться то пишется буква Ь, то не пишется. (Учащиеся формулируют вывод).

  • Что надо делать, чтобы не допустить ошибку в правописании глаголов с –тся и –ться? (Надо определить форму глагола или поставить вопрос к глаголу).

3).Составление алгоритма.

  • Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться:

1.Найти глагол.

2.Задать вопрос к глаголу.

3.Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.

4.Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

  • Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться? (Задать вопрос к глаголу и определить его форму)

  • Откроем учебник и проверим. (Чтение правила в учебнике).

4.Физкультминутка.

5. Реализация построенного проекта.

  • Вернемся к началу урока. Теперь, зная новые способы проверки, вернемся к словам на доске и исправим ошибки. (Дети исправляют ошибки)

V. Закрепление изученного материала.

1.Работа с учебником.

Упр.275 (комментированное письмо по цепочке у доски).

2.Игра «Услышь Ь». Выборочный диктант.

– Если есть мягкий знак – встать, если нет- сесть.

Маше надо учиться, Маша учится,   можно испечься, хлеб печется, туман расходится, быстро бросается, думает броситься, гусь щиплется, зарывается в снег,  зарыться в снег, не надо прятаться, прячется за дерево. 

3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


  • А теперь вы можете поработать самостоятельно. Желаю успеха!

Допишите окончание вопросов и поставьте, где нужно мягкий знак.

В лесу можно (что сдела . . . ?) заблудит…ся.

Папа в лесу (что сдела . . .  ?) не заблудит…ся.

Миша (что дела . . . ?) купает…ся в ванне.

Маша любит (что дела . . . ?) купат…ся.

Брат (что дела . . . ?) готовит…ся к экзаменам.

К севу нужно (что дела . . . ?) готовит…ся.



  • Проведите самопроверку по эталонам.

  • Кто допустил ошибки при выполнении задания?

  • Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания ться и тся, пользоваться схемой).

  • Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки.

  • У кого ошибок нет? Молодцы!(Организация оценивание работы с помощью алгоритма самооценки и критерий оценок).

VI.Итог урока.

  • Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?

  • Какое затруднение у вас возникло в начале урока?

  • В чём была причина затруднения?

  • Какую цель перед собой поставили?

  • Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

  • Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

  • А сейчас каждый подумает и оценит свою деятельность на уроке на лесенке успеха – сторона умею и карточке рефлексии.


VII. Домашнее задание.

Выучить правило.

Средний уровень успеваемости-упр.279(1).

Достаточный уровень-упр.279(2).

Высокий уровень-найти и выписать пословицы с возвратными глаголами на-тся,-ться.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание возвратных глаголов на –ться,- тся.

Автор: Семенченко Ирина Николаевна

Дата: 07.05.2017

Номер свидетельства: 413679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться "
    ["seo_title"] => string(78) "znakomstvo-s-vozvratnoi-formoi-ghlaghola-pravopisaniie-ghlagholov-s-tsia-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "232778"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442919077"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Правописание глаголов с -тся, -ться"
    ["seo_title"] => string(37) "pravopisaniie_ghlagholov_s_tsia_t_sia"
    ["file_id"] => string(6) "382184"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485028780"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Возвратные глаголы.Правописание -тся, -ться в возвратных глаголах."
    ["seo_title"] => string(65) "vozvratnye_glagoly_pravopisanie_tsia_tsia_v_vozvratnykh_glagolakh"
    ["file_id"] => string(6) "552288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1591090267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства