Просмотр содержимого документа
«Правописание возвратных глаголов на –ться,- тся.»
Урок№_______ Класс__________ Дата______________.
Тема урока: Правописание возвратных глаголов на –ться,- тся.
Цель: познакомить с особенностями написания сочетаний -тся и -ться в возвратных глаголах;развивать умение находить нужное решение проблемных ситуаций,делать выводы; воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы и приемы:словарная работа,работа в группах,работа в парах,самостоятельная работа,метод проблемного обучения,выборочный диктант.
Оборудование:портрет Г.Р.Державина,цитата,лесница успеха(по количеству учащихся),алгоритм написания –тся и –ться,карточки для самостоятельной работы и эталоны для проверки,алгоритмы самооценки и критерий оценок,карточка рефлексии.
Ход урока
I.Организационный момент
– Добрый день! Пусть он действительно будет для вас сегодня добрым и разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. На такой доброй ноте начнём урок русского языка.
1.Минутка чистописания.
Т с я т ь с я
Учиться – всегда пригодится.(Записать )
2.Словарная работа.
-Как называются устойчивые выражения?(Пословицы).
-Почему так говорят? (Потому что знания нужны всегда, на протяжении всей жизни).
-Какими частями речи являются слова в пословице?Надпишите.
-Назовите антоним к слову всегда.
II.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Г.Р.Державин,великий русский поэт,сказал:«Человек через слово всемогущ:язык –всем знаниям и всей природе ключ».
Согласны ли вы с этим выражением?
Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» (Лучше понимать прочитанное и друг друга, правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать).
Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).
Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? (Наверное, нет).
Как на уроке вы будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое).
А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить, что мы уже знаем).
Вы будете повторять всё, что вы знаете? (Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний).
III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии.
Итак, учебный старт предлагаю провести в форме игры “Пресс-конференция”. Объединяемся в группы и начинаем задавать вопросы по изучаемой теме.
(Проходит повторение знаний о глаголе).
Для чего мы повторяли знания о глаголе? (Они могут быть полезны на уроке).
Что вы замечаете? (Все слова - глаголы, стоят в начальной форме).
Попробуйте поставить глаголы в возвратную форму и запишите их в два столбика так, чтобы слова первого столбика отвечали на вопрос что делать? А слова второго столбика - на вопрос что делает? (Двое учащихся работают у доски, остальные в тетрадях за партами).
Посмотрим, как вы справились с заданием.
Задание было одно? (Да).
А как вы его выполнили? (Написали по–разному).
Почему так получилось? (Мы этого не изучали и не знаем, как пишутся эти слова).
Какое задание выполняли? (Пробное).
С какой целью вы выполняли пробное задание? (Узнать что-то новое).
2.Выявление места и причины затруднения.Сообщение темы урока.
Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать, почему получились разные записи).
Какое задание выполняли? (Записывали глаголы в 2 столбика в возвратной форме).
Где возникло затруднение? (В записи ь знака).
Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет способа проверки таких окончаний).
Какой у вас возникает вопрос или вопросы? (Нужно писать мягкий знак или нет?)
Как правильно писать глаголы с суффиксом –ся?
Можно допустить ошибку при записи глаголов возвратной формы с суффиксом –ся? (Да.)
Как избежать такой ошибки? (Нужно найти способ проверки).
Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить на уроке? (О сочетаниях -ться и -тся).
Какую цель вы перед собой поставите? (Найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).
Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание -тся и -тьсяв глаголах).
(Учитель фиксирует на доске тему урока.)
3. Построение проекта выхода из затруднения.
1).Поиск решения.
Как правильно писать глаголы с –тся и –ться? Какие есть предположения? (Все глаголы, у которых есть суффикс –ся должны писаться одинаково).
Согласны с предположением? (Одни учащиеся согласны, другие – нет).
Почему согласны? (Это так, потому что у них один и тот же суффикс. Потому что это глаголы возвратной формы).
Кто думает иначе? (Глаголы возвратной формы должны писаться по-разному. Иногда с мягким знаком, иногда – без него, потому что они отвечают на разные вопросы).
Еще есть предположения? (Предположений нет). (Все выдвинутые версии зафиксированы на доске).
Как проверить? (Можно проверить вопросом).
Как? (Если глагол отвечает на вопрос (что делать?), то мягкий знак нужно писать, потому что он есть в вопросе. А если глагол отвечает на вопрос (что делает?), то мягкий знак не пишется, потому что его нет в вопросе).
Все согласны? (Да.)
2).Наблюдение (Работа в паре).
Чем отличаются глаголы в 1-ом и во 2-ом столбиках?
К чему присоединился суффикс -ся глаголов 1-го столбика? (К неопределенной форме глагола).
Как догадались? (По вопросу что делать? У глаголов н.ф. есть суффикс –ть).
К чему присоединился суффикс – ся глаголов 2-го столбика? (К глаголу в форме настоящего времени, 3-го лица, ед.ч.).
Чем является в глаголах –ет и –ит? (Окончанием).
Что интересного заметили? (Суффикс стоит после окончания).
Чем различаются в написании эти глаголы? Почему? (В глаголах неопределенной формы суффикс –ся пишется после суффикса –ть. Поэтому пишется мягкий знак. У глаголов настоящего времени, 3 лица, ед. ч. суффикс –ся пишется после окончаний –ит, -ет, поэтому мягкий знак не пишется).
Почему в сочетаниях –тся, -ться то пишется буква Ь, то не пишется. (Учащиеся формулируют вывод).
Что надо делать, чтобы не допустить ошибку в правописании глаголов с –тся и –ться? (Надо определить форму глагола или поставить вопрос к глаголу).
3).Составление алгоритма.
Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться:
1.Найти глагол.
2.Задать вопрос к глаголу.
3.Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
4.Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться? (Задать вопрос к глаголу и определить его форму)
Откроем учебник и проверим. (Чтение правила в учебнике).
4.Физкультминутка.
5. Реализация построенного проекта.
Вернемся к началу урока. Теперь, зная новые способы проверки, вернемся к словам на доске и исправим ошибки. (Дети исправляют ошибки)
V. Закрепление изученного материала.
1.Работа с учебником.
Упр.275 (комментированное письмо по цепочке у доски).
2.Игра «Услышь Ь». Выборочный диктант.
– Если есть мягкий знак – встать, если нет- сесть.
Маше надо учиться, Маша учится, можно испечься, хлеб печется, туман расходится, быстро бросается, думает броситься, гусь щиплется, зарывается в снег, зарыться в снег, не надо прятаться, прячется за дерево.
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
А теперь вы можете поработать самостоятельно. Желаю успеха!
Допишите окончание вопросов и поставьте, где нужно мягкий знак.
В лесу можно (что сдела . . . ?) заблудит…ся.
Папа в лесу (что сдела . . . ?) не заблудит…ся.
Миша (что дела . . . ?) купает…ся в ванне.
Маша любит (что дела . . . ?) купат…ся.
Брат (что дела . . . ?) готовит…ся к экзаменам.
К севу нужно (что дела . . . ?) готовит…ся.
Проведите самопроверку по эталонам.
Кто допустил ошибки при выполнении задания?
Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания ться и тся, пользоваться схемой).
Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки.
У кого ошибок нет? Молодцы!(Организация оценивание работы с помощью алгоритма самооценки и критерий оценок).
VI.Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
Какое затруднение у вас возникло в начале урока?
В чём была причина затруднения?
Какую цель перед собой поставили?
Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
А сейчас каждый подумает и оценит свою деятельность на уроке на лесенке успеха – сторона умею и карточке рефлексии.
VII.Домашнее задание.
Выучить правило.
Средний уровень успеваемости-упр.279(1).
Достаточный уровень-упр.279(2).
Высокий уровень-найти и выписать пословицы с возвратными глаголами на-тся,-ться.