1. Формирование умения правильно употреблять глаголы и писать их безударные окончания, определив спряжение;
повторение сведений об антонимах, синонимах и фразеологизмах.
2. Развитие познавательных интересов, речи, мышления, смекалки; привитие интереса и любви к русскому языку; формирование чувства национальной гордости за свой язык.
3. Воспитание уважения к родному языку, чувства патриотизма, культуры речи.
Организационное начало урока.
-Всем выдаю лист самоконтроля. (Договариваемся, что каждый отвечающий, будет свой ответ фиксировать знаком +на листе в графе «я отвечал»)
Сообщение темы урока.
- Ребята, я посчитала и оказалось, что сегодня наш урок в этом учебном году -125! Представляете, 125 –ый урок!
-Посчитаем, а сколько уроков за 4 года обучения? (ответы )
- На уроках русского языка мы изучали разные темы. А какова тема предыдущих уроков? (ответы ребят)
-Ответьте, какая цель нашего урока? (говорят ученики)
-Да, сегодня мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени .
- Тема урока…. СЛАЙД № 2
3. Повторение изученного
Повторение-мать учения.
-Прежде, чем приступить к отработке навыков правописания глагольных окончаний, проведем небольшую разминку, повторим и
А) - Вспомним, что такое спряжение? (ответы)
-Откройте учебник, страница 87,прочитайте ещё раз.
Б) -Алгоритм наших действий, чтобы правильно написать окончания у глаголов в настоящем и будущем времени (ответы детей) СЛАЙД № 3
В) - Назовите глаголы-исключения (называют)
- Говорят «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
- Откройте страницу 105 и прочитаем вслух.
-Эти знания вам будут нужны.
4.Буквенный диктант.
А) (на доске записаны глаголы с пропущенной гласной в окончаниях)
2лицо, ед.ч Мечта.шь, звон.шь, не вид.т
2лицо, мн.ч Стро.те, сдела.те, посмотр.те
3лицо, ед.ч Раду.тся, не звон.т, дума.т
3лицо, мн.ч Спрос.т, выход.т, постел.т,обид..т
- Вспомним личные местоимения, 2,3 лица ед.ч., мн.ч. (ответы детей)
- Какие правила по теме «Глагол» встретились?
- (НЕ с глаголами, -ТСЯ,-ТЬСЯ)
- Повторим эти правила.Учебник , страница 103
-Обратите внимание: правильное ударение в глаголах-звонит, не позвонит)
- Запишите в тетради только гласную, (Е или И) которая должна быть в окончании глаголов
Б) Проверим с доказательством, что ты прав. СЛАЙД № 4
А вы каждый проверяет себя, исправляет если надо.
-Теперь, занесите результат самопроверки на лист, в таблицу.
5.ФИЗМИНУТКА
6. Вспомните жанры устного народного творчества (ответы)
А)- Наш сегодняшний урок не совсем обычный - в качестве учебного материала мы будем использовать на уроке произведения устного народного творчества.
-Как вы думаете, с чем нам предстоит сегодня работать?
- Что такое фольклор?
Саша Порядин: - Пословицы и поговорки существуют в нашем языке с незапамятных времен. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. В пословице народ воздает должное честности и доброте, смелости и мудрости, смекалке и трудолюбию. Пословица высмеивает жадность и глупость, трусость и невежество. Она расскажет, как жил народ, подскажет, как лучше поступить. Для нас пословица – кладезь народной мудрости.
Б) - Запишите пословицы грамотно, не допустите ошибки в окончаниях глаголов.
ПРОВЕРКА ВСЛУХ + ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Отметьте результаты взаимной проверки в таблице.
-Заметьте, эти пословицы построены на противопоставлении.
Мир строит, война разрушает. Горьким лечат, сладким калечат. Труд кормит, а лень портит. Смелый побеждает, а трус погибает. Ласточка день начинает, а соловей кончает.
-Что такое антонимы?
- Назовите глаголы-антонимы в пословицах.(ответы)
-Сделайте вывод: каким алгоритмом пользовались при определении гласной
в окончании глаголов? СЛАЙДЫ № 5,6
7. Самостоятельная работа. (по вариантам) Работу твою проверит сосед по парте.
А) Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение. На работу 5 минут и проверяем. Результаты взаимопроверки в таблицу.
Труд не кнут, а человека подгоняет. Трудом Родину славим, трудом ее украшаем. И споем, и спляшем, только поле вспашем. Упустишь время – потеряешь урожай. Без заботы и репу не вырастишь.
Б) - Что объединяет все эти пословицы? - Какие пословицы на ваш взгляд синонимичны?
1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Без заботы и репу не вырастишь.
2. И споем, и спляшем, только поле вспашем. Упустишь время – потеряешь урожай.
- Действительно, весеннее время - очень напряженная пора в селе. Недаром говорят, что весенний день год кормит.
8. Фразеологизмы.
-Что это ?
(Женя читает определение)
СЛАЙД № 7
- Исправить ошибку в окончании глаголов.
- Объясним смысл фразеологизмов.
9. Игра «ПЕРЕВОДЧИК» СЛАЙД № 8-11
Глаголы –синонимы записать в тетрадь, выделить окончание, указать спряжение глаголов.
10. Домашнее задание.
-Загадка-это тоже жанр устного творчества. СЛАЙД № 12
Сам не видет и не слышит, ходит, бродет, рыщет, ищет. Кто навстречу попадется – обнимаит и дерется
Вы исправите ошибки, грамотно запишите загадку в тетрадь, графически обозначите орфограмму и объясните правописание окончаний у глаголов.
11. Итоги урока.
-Сдаём листы –само и взаимопроверки.
Спасибо, вы старались, урок удался! СЛАЙД № 13
- Г А В в тетрадях я проверю тоже.
( Грамотность, Аккуратность, Внимание )
Примечание: на следующем уроке поработаем со сказкой