Тема: Правописание -ться и -тся в глаголах. Цели: -познакомить с особенностями правописания глаголов на –тся и –ться. -развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, объяснять правописание; -обогащать словарный запас детей; -воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, интерес и любовь к русскому языку; Ход урока I.Орг. момент. 1.Эмоциональный настрой. - Что будем делать на букву У? (У – будем учиться.) - Что будем делать на букву Р? (Р – работать, разбираться, расширять знания.) - Что будем делать на букву О? (О – отвечать, оценивать свою работу и работу одноклассников.) - Что будем делать на букву К? (К – красиво писать.) - Эти слова будут девизом к нашему уроку. - Послушайте легенду. «Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс....язык. -Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф. - Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?....» -Согласны ли вы с мнением Эзопа? -Для чего мы изучаем русский язык? (уметь читать, писать, спорить, общаться, понимать и т.д.) -Слова какой части речи вы употребили? (Глагол) -Что вы знаете о глаголе? 2. Работа в парах Трудится – трудиться, ленится – лениться, кусается – кусаться. -Что заметили в этих словах? -Какие вопросы возникли? -Разные это слова или где-то допущена ошибка? II.Изучение нового материала. 1. Тема и цели урока. -Кто догадался, какова тема нашего урока? -Какую цель поставим перед собой? (Выяснить, когда у глаголов нужно писать –ться, а когда –тся) 2. Работа над новым материалом -Проведём первое исследование. Трудится – трудиться, ленится – лениться, кусается – кусаться. -Ребята 1варианта запишите слова с ь, а учащиеся 2 варианта слова без ь. -Поставьте вопросы к словам, которые записали. – Что заметили? Какой вывод напрашивается? Вывод: Если в вопросе есть Ь, значит и глагол пишем с Ь. Если Ь в вопросе отсутствует, значит и глагол пишем без Ь. Если ь знак в вопросе, То в глагол его мы вносим 3. Микроитог. Игра (Если в слове есть Ь повернуться лицом друг к другу и поздороваться, если нет Ь хлопок над головой.) Играете, играться, прятаться, слышится, торопится, торопиться, получается, получится, кататься, пробежаться. 4. Работа над новым материалом. -Проведём второе исследование. -Составьте предложение со словами. (Учится и учиться) (образец)1в. Саша учится на пятёрки. 2в. Саша будет учиться на пятёрки. (Записать предложения по вариантам, подчеркнуть глаголы, определить число у глаголов) - Что заметили? -Какой можно сделать вывод? Вывод: Ь знак не пишется у глаголов 3 лица и пишется у глаголов н. ф. (Оцените работу) -Составить алгоритм для работы А) Определить часть речи Б). Задать вопрос В) Вспомнить правило (по форме, по вопросу) С) Записать слово 5.Физминутка Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать учиться. 6. Работа у доски. -Какие глаголы встретились физминутки? Записать и обратить в форму 3 лица (Оцените работу) 7. Словарная работа. -Как называются слова, непроверяемые ударением? (словарные слова) -Изменить слово по теме урока. [гатоф] – готовиться, готовится; [аб’ида] – обижаться, обижается; [сора] – ссорится, ссорится; [ахотн’ик] – охотиться, охотится; [п’ич’ал’] – печалиться, печалится. 8.Физминутка (упражнения для глаз) 9.Задание по выбору (разные уровни) -Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1. -Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2. -Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, ваш уровень 3. 1 уровень. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. Друзья (что делают?) познают…ся в беде. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать. Трус своей тени (что делает?) боит…ся. 2 уровень. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму Друзья познают…ся в беде. За всё брат…ся – ничего не сделать. Трус своей тени боит…ся. 3 уровень. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните - тся, - ться. Проявлять стремление - …………….. Они испытывают волнение - ………………… Допускать ошибки - …………….. 10. Закрепление (голоса животных: кричит, рычит, мычит, свистит и т.д.) -Придумать словосочетание или предложение с возвратными глаголами. 11. Итог -Какова была цель урока? -Мы её достигли? -Какое задание было самым интересным? -Какое задание было неожиданным? -Проанализируйте свою работу на уроке. -Вспомните, с чего начинали наш урок? (с легенды) -А теперь послушайте продолжение легенды. «Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь. Эзоп ушёл и принёс…язык». -Подумайте, почему Эзоп считал язык «самой худшей вещью в мире»? Д/з. -Спасибо за урок! |