kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание "о" и "е" в окончаниях имен существительных после шипящих и "ц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку система Занкова и презентация к нему. Цель урока: Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся начальных классов через включение их в учебное исследование.

Задачи:

1. Увидеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
2. Спланировать ход работы и зафиксировать результаты в отчётном листе.
3. Проанализировать результаты исследования, сделать вывод.
4. Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
5. Продолжить формировать волевые качества , коммуникативные отношения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание»

Правописание "о" и "е" в окончаниях имен существительных после шипящих и "ц"

Тема: Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.

Цель: Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся начальных классов через включение их в учебное исследование.

Задачи:

1. Увидеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
2. Спланировать ход работы и зафиксировать результаты в отчётном листе.
3. Проанализировать результаты исследования, сделать вывод.
4. Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
5. Продолжить формировать волевые качества , коммуникативные отношения.

Оборудование: задание и инструктаж для каждой группы.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

- Над какой частью речи мы работаем уже достаточно долго?

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)


- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

- Очень многое вы уже знаете. Как думаете, есть ли ещё какие-то секреты у этой части речи? Хотите узнать?

-Можем ли поставить цель для этого этапа урока? (ответы – открыть новое знание о существительном)

Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок

Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”.

– Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).

Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.

– А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований.

II. Активизация мыслительной деятельности:

  1. Чистописание.

- И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех».

На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.
 В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).
 В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.

Ч, Ш, Щ, Ж- шипящие.

Капризные буквы

Сказка

Дружно живут согласные буквы с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами Я ,Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Е! То всем шипящим подавай букву Е. То такая соседка им не по душе, и они согласны стать только рядом с О.

Будь осторожен с шипящими, они недаром предупреждают:

-Мы – ш-ш-ш-шипящ-щ-щие!

3. Сообщение темы урока и постановка целей.

Чистописание.

У. Сегодня повторим написание строчных шипящих, запишем их с гласными е и о.

че чо ше шо ще що же жо

- Прочитайте.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

- Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

- Перепишите правильно это предложение и поставьте ударения.

-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково) Это омографы- слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (чаще всего из-за различий в ударении). Сегодня тоже многое будет завесить от ударения?

   -Ударение, на помощь!

  1. Мотивация.

-Чем мы занимались в последнее время на уроках русского языка?

- Узнали падежные окончания имен существительных 1 и 2 склонения.

- Давайте вспомним правила проверки падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения.

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.

  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.

  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.

  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

На доске опорная схема:

    1. Нач. ф. → род →  → скл.

    2. Падеж.

-какие существительные относятся к 1 склонению?

ко 2 склонению?

к 3 склонению?

-какие окончания имеют существительные

1 склонения в Д.п. – е

2 склонения в Р.п. – а,- я

1 склонения в Т.п. – ой, - ей

2 склонения в П.п. – е

1 склонения в П.п. – е

2 склонения в Т.п. - ом, - ем

2 способ:

  1. Склонение

  2. Проверочное слово, того же склонения, но с ударным окончанием.

3. □

- Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)

- Для 2-го? (Слон, окно и т.д.

III. Повторение знаний.

Мы вспомнили правила, а теперь давайте его применим на практике.

Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных.

К опушк…, у белк.., на речк…, в подъезд…

- Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний)


- Тренажёр на компьютере.

Вставить безударные окончания существительных.

Кто получил за свою работу 5, а 4?

1. Постановка учебной проблемы.

У. В данных словах вставить орфограммы, объяснить.

На доске записаны слова:

за палц…м
с каш…й
за сторож…м

за пальц...м – 2 скл. , в Т.п. -ом или -ем?
с каш...й – 1 скл., в Т. п. -ой или -ей?
за сторож...м – сторожка, 1 скл., в Т.п. -ом или -ем?

У. Сколько же в нашем классе мнений? Почему? 
 Что особенного вы заметили в словах, где не можем объяснить написание?
 Какая у вас возникает тема урока?

При затруднении учитель предлагает обратить внимание на основу слов, на шипящие согласные и Ц.
На доске записывается тема урока. “ Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц”.

Цели урока:

1) Познакомиться с правилом написания гласных О и Е в окончаниях имен существительных

2) Научиться применять данное правило на практике

2. Поиск решения.

У. Чтобы правильно выполнить это задание, я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть этот “секрет” правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Давайте вспомним правила работы в группах.

Следуя инструкции, выполнить задание и сделать вывод, записать на больших листах.

Дети работают в группах. Задание даётся на рабочих листах с отпечатанными словами для наблюдения и инструкцией.

3. Материал для наблюдения.

1 группа анализирует слова с основой на шипящий звук – ш

Ковшом, маршем, камышом, кашей, лапшой, душем.

2 группа анализирует слова с основой на Ц.

С овцой, за больницей, с птицей, с концом, перед танцем, за дворцом.

3 группа анализирует слова с основой на шипящий звук - щ .

Плащом, чащей, с лещом, училищем, борщом, овощем.

4 группа анализирует слова с основой на шипящий – ч..

Лучом, матчем, ключом, задачей, свечой, тучей.

5 группа анализирует слова с основой на шипящий звук – ж

За гаражом, кожей, за пляжем, с ножом, экипажем, тиражом.

4. Инструкция.

1. Прочитай слово.
2. Найдите ударную гласную, поставьте знак ударения.
3. Под безударной гласной в окончании поставь точку.
4. Выделите окончание.
5. Выделите основу. Обратите внимание на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
6. Обратите внимание, какая гласная буква стоит в ударных окончаниях, какая - в безударных.
7. Сделайте вывод.

5. Вывод.

Выдаются заготовки на листах:

В окончаниях существительных после__________

Под ударением пишем_____, без ударения_______.

IV. Воспроизведение знаний.

1. Отчет групп.

У. Сравните выводы всех групп. Выведите общее правило. 
 Узнали ли мы , когда надо писать О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц?
На доске под двумя пунктами плана появляется третий.

3. В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.

Например: свечой, плащом, тучей, месяцем.

Работа с книгой. С правилом.

Вы провели замечательное исследование! Но к этому выводу пришли мы с вами. А вдруг он ошибочный? Как подтвердить свою догадку? (обратиться к мудрейшему источнику – книге)

Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами, вот и мы с вами поработаем по учебнику. (С.65 правило учебник “Русский язык” 3 класс Поляковой).

Мы оказались правы? Это открытие?

2. Применение знаний.

У. Давайте вернёмся к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним , кто был прав.

Составим алгоритм работы:

( Проверка, применяя алгоритм.)

за пальц…м
с каш…й
за сторож…м

3.ФИЗМИНУТКА

Если я назову существительное, в котором надо вставить в окончание – е вы приседаете, если – о , то хлопаете.

Под ножом, под крышей, циркачом, врачом, лестницей, мечом, волчицей, свечой, кирпичом, добычей, силачом, пальцем, птицей.

4. У. А теперь применим полученные знания при выполнении другого задания.

Из словаря учебника выбрать имена существительные с основой на шипящий звук и Ц, записать употребив их в творительном падеже.

Камыш, багаж, месяц, падеж, розыгрыш, отец, огурец, колодец.

(камышом, месяцем, падежом, розыгрышем, отцом, огурцом, колодцем.)

5. У. Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи

Напишите существительные в творительном падеже.

( по картинкам)

В тетрадях учеников: Карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, блюдцем, кирпичом, тучей.

6. У. Выписать имена существительные из данных слов, где будете применять наше правило.

На доске: 

Храбрецом встречей

мячом чертежом

крышей бережок

удачей неудачей

паучок продавцом

экипажем пейзажем

7. Тест

Начало формы

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) встреч...й 
б) престиж...м 
в) блиндаж...м
г) с юнош...й

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

а) птиц...й
б) ключ...м
в) карандаш...м
г) ключ...м

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) выигрыш...м
б) скрипач...м
в) сказочниц...й
г) училищ...м

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) абзац...м
б) границ...й
в) храбрец...м
г) страж...й

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

а) ковш...м
б) падеж...м
в) кирпич...м
г) колодц...м

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) за границ...й
б) невеж...й
в) луж...й
г) за рубеж...м

Проверяем:

1

2

3

4

5

6

в

а

б

в

г

г



V. Итог урока.

- Давайте с вами отдохнём и одновременно закрепим правило.

Один лист с буквой О, у другой с Е.  У вас на партах лежат карточки со словами, возьмите их,  вставьте нужную гласную букву, опираясь на правило.


А теперь встаньте те у кто вставил букву – о, а теперь кто вставил – е. А у кого слова не на наше сегодняшнее правило.


- Кто может сказать:

«Сегодня я искал, творил,
  Знание новое открыл.
  Научился применять,
  Задания теперь легко мне выполнять»
- Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке, вы справились со всеми трудностями, узнали много секретов русского языка. На этом наш урок подходит к концу.
- Попрощайтесь с нашими гостями. Всем спасибо за понимание и активность.

VI. Домашнее задание.

- А для закрепления знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю домашнее задание.

Стр.66 упр.401, правило стр.65

9


Просмотр содержимого презентации
«Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц.»

Русский язык. 3 класс

Русский язык. 3 класс

Мы сегодня снова будем наблюдать.  Выводы делать и рассуждать.  А чтобы урок пошел каждому впрок,  Активно в работу включайся, дружок.

Мы сегодня снова будем наблюдать. Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок.

ч ш щ ц ж

ч ш щ ц ж

ч ш щ ж

ч ш щ ж

Омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (чаще всего из-за различий в ударении). Ударение, на помощь!

Омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (чаще всего из-за различий в ударении).

Ударение, на помощь!

У белк и Падежные окончания  имён существительных 1 скл. Р.п. Д.п. 2 скл.  П.п.  На речк е К опушк е В подъезд е К опушк … В подъезд … На речк … У белк …

У белк и

Падежные окончания имён существительных

1 скл.

Р.п.

Д.п.

2 скл.

П.п.

На речк е

К опушк е

В подъезд е

К опушк

В подъезд

На речк

У белк

за пальц…м  с каш…й  за сторож…м

за пальц…м с каш…й за сторож…м

Правописание о – е в окончаниях имен существительных  после шипящих и ц

Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц

Цели урока: Познакомиться с ….  Научиться применять ….

Цели урока:

  • Познакомиться с ….

  • Научиться применять ….

Цели урока: Познакомиться с правилом  написания гласных О и Е в окончаниях имен существительных 2) Научиться применять данное правило на практике

Цели урока:

  • Познакомиться с правилом

написания гласных О и Е в окончаниях имен существительных

2) Научиться применять данное правило на практике

Работа в группах.

Работа в группах.

Запомни! В окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е. Например:  свечой, плащом, тучей, месяцем.

Запомни!

В окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения Е.

Например:  свечой, плащом, тучей, месяцем.

за пальц…м  с каш…й  за сторож…м

за пальц…м с каш…й за сторож…м

Составим алгоритм рассуждения! Думаю, что писать после шипящей и ц в окончаниях существительных Ставлю ударение Смотрю, куда оно падает о  Е Не на на

Составим алгоритм рассуждения!

Думаю, что писать после шипящей и ц в окончаниях существительных

Ставлю ударение

Смотрю, куда оно падает

о

Е

Не на

на

за пальц…м  с каш…й  за сторож…м

за пальц…м с каш…й за сторож…м

Вставьте пропущенные буквы Храбрец..м встреч..й мяч..м чертеж..м крыш..й береж…к удач..й неудач..й пауч…к продавц..м экипаж..м пейзаж..м о е 22

Вставьте пропущенные буквы

Храбрец..м встреч..й

мяч..м чертеж..м

крыш..й береж…к

удач..й неудач..й

пауч…к продавц..м

экипаж..м пейзаж..м

о

е

22

Проверь записанные слова Храбрец о м встреч е й мяч о м чертеж о м крыш е й удач е й неудач е й  продавц о м экипаж е м пейзаж е м  о е 23

Проверь записанные слова

Храбрец о м встреч е й

мяч о м чертеж о м

крыш е й

удач е й неудач е й

продавц о м

экипаж е м пейзаж е м

о

е

23

«Тест» е и

«Тест»

е

и

Проверяем:  ПРОВЕРЯЕМ 1 2 в  а 3 4 б в 5 6 г г

Проверяем:

ПРОВЕРЯЕМ

1

2

в

а

3

4

б

в

5

6

г

г

«Сегодня я искал, творил,  Знание новое открыл.  Научился применять,  Задания теперь легко мне выполнять»

«Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл. Научился применять, Задания теперь легко мне выполнять»

Домашнее задание  С. 66 упр.401 правило с.65.

Домашнее задание

С. 66 упр.401

правило с.65.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание "о" и "е" в окончаниях имен существительных после шипящих и "ц"

Автор: Зогий Алеся Евгеньевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока по теме "«Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_pravopisanie_o_i_e_v_okonchaniiakh_imen_sushchestvitelnyk"
    ["file_id"] => string(6) "483222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541139980"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "конспект урока русского языка "Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц»."
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-ghlasnykh-v-okonchaniiakh-imien-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh-i-ts"
    ["file_id"] => string(6) "290893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455031518"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Правописание букв О-Е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных "
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniie-bukv-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "126194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415123972"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Правописание О-Е после шипящих в окончаниях имен существительных "
    ["seo_title"] => string(83) "pravopisaniie-o-ie-poslie-shipiashchikh-v-okonchaniiakh-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "174314"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424107060"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание О и Е после шипящих и Ц"
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_pravopisaniie_o_i_ie_poslie_shipiashchikh_i_ts"
    ["file_id"] => string(6) "346466"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475074042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства