Правописание "о" и "е" в окончаниях имен существительных после шипящих и "ц"
  Тема: Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.
  Цель: Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся начальных классов через включение их в учебное исследование.
  Задачи:
  1. Увидеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
2. Спланировать ход работы и зафиксировать результаты в отчётном листе.
3. Проанализировать результаты исследования, сделать вывод.
4. Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
5. Продолжить формировать волевые качества , коммуникативные отношения.
  Оборудование: задание и инструктаж для каждой группы.
  ХОД УРОКА.
   Организационный момент.
 
 - Над какой частью речи мы работаем уже достаточно долго?  
 - Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
 
 
 - Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)
 - Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)
 - Очень многое вы уже знаете. Как думаете, есть ли ещё какие-то секреты у этой части речи? Хотите узнать?  
 -Можем ли поставить цель для этого этапа урока? (ответы – открыть новое знание о существительном)
  Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок
 Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”.  
 – Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).
 Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.
 – А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований.  
  II. Активизация мыслительной деятельности:
   Чистописание.
 
  - И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех».
  На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.
  У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?
  Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.
– В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).
– В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.
  Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.
  Ч, Ш, Щ, Ж- шипящие.
  Капризные буквы
  Сказка
  Дружно живут согласные буквы с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами Я ,Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Е! То всем шипящим подавай букву Е. То такая соседка им не по душе, и они согласны стать только рядом с О.  
  Будь осторожен с шипящими, они недаром предупреждают:
  -Мы – ш-ш-ш-шипящ-щ-щие!
 3. Сообщение темы урока и постановка целей.
  Чистописание.
  У. Сегодня повторим написание строчных шипящих, запишем их с гласными е и о.
  че чо ше шо ще що же жо
  - Прочитайте.
 Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
  Верно ли это высказывание? (Ответы детей)
  - Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)
 - Перепишите правильно это предложение и поставьте ударения.
  -Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково) Это омографы- слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (чаще всего из-за различий в ударении). Сегодня тоже многое будет завесить от ударения?
     -Ударение, на помощь!
   Мотивация.
 
 -Чем мы занимались в последнее время на уроках русского языка?
 - Узнали падежные окончания имен существительных 1 и 2 склонения.
  - Давайте вспомним правила проверки падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения.  
 V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
 - Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.
  Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
 Определить падеж слова с безударным окончанием.  
 Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
 Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
 Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
 Записать то же окончание в безударную позицию.
 
 На доске опорная схема:
   Нач. ф. → род →  → скл.
 Падеж.
 □  
 
 
 -какие существительные относятся к 1 склонению?
  ко 2 склонению?
  к 3 склонению?
 -какие окончания имеют существительные
  1 склонения в Д.п. – е
  2 склонения в Р.п. – а,- я
  1 склонения в Т.п. – ой, - ей
  2 склонения в П.п. – е
  1 склонения в П.п. – е
  2 склонения в Т.п. - ом, - ем
 2 способ:
  Склонение
 Проверочное слово, того же склонения, но с ударным окончанием.
 
  3. □  
 - Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)  
 - Для 2-го? (Слон, окно и т.д.
  III. Повторение знаний.
  Мы вспомнили правила, а теперь давайте его применим на практике.
 Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных.  
 К опушк…, у белк.., на речк…, в подъезд…  
   - Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний)
 
 
 - Тренажёр на компьютере.
 Вставить безударные окончания существительных.
 Кто получил за свою работу 5, а 4?
  1. Постановка учебной проблемы.
  У. В данных словах вставить орфограммы, объяснить.
  На доске записаны слова:
  за палц…м
с каш…й
за сторож…м
  за пальц...м – 2 скл. , в Т.п. -ом или -ем?
с каш...й – 1 скл., в Т. п. -ой или -ей?
за сторож...м – сторожка, 1 скл., в Т.п. -ом или -ем?
  У. Сколько же в нашем классе мнений? Почему? 
– Что особенного вы заметили в словах, где не можем объяснить написание?
– Какая у вас возникает тема урока?
  При затруднении учитель предлагает обратить внимание на основу слов, на шипящие согласные и Ц.
На доске записывается тема урока. “ Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц”.
  Цели урока:  
  1) Познакомиться с правилом написания гласных О и Е в окончаниях имен существительных
  2) Научиться применять данное правило на практике  
  2. Поиск решения.
  У. Чтобы правильно выполнить это задание, я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть этот “секрет” правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.
  Давайте вспомним правила работы в группах.
  Следуя инструкции, выполнить задание и сделать вывод, записать на больших листах.
  Дети работают в группах. Задание даётся на рабочих листах с отпечатанными словами для наблюдения и инструкцией.
  3. Материал для наблюдения.
  1 группа анализирует слова с основой на шипящий звук – ш
  Ковшом, маршем, камышом, кашей, лапшой, душем.
  2 группа анализирует слова с основой на Ц.
  С овцой, за больницей, с птицей, с концом, перед танцем, за дворцом.
  3 группа анализирует слова с основой на шипящий звук - щ .
  Плащом, чащей, с лещом, училищем, борщом, овощем.
  4 группа анализирует слова с основой на шипящий – ч..
  Лучом, матчем, ключом, задачей, свечой, тучей.
  5 группа анализирует слова с основой на шипящий звук – ж
  За гаражом, кожей, за пляжем, с ножом, экипажем, тиражом.
  4. Инструкция.
  1. Прочитай слово.
2. Найдите ударную гласную, поставьте знак ударения.
3. Под безударной гласной в окончании поставь точку.
4. Выделите окончание.
5. Выделите основу. Обратите внимание на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
6. Обратите внимание, какая гласная буква стоит в ударных окончаниях, какая - в безударных.
7. Сделайте вывод.
  5. Вывод.
  Выдаются заготовки на листах:
     |   В окончаниях существительных после__________  Под ударением пишем_____, без ударения_______.   |  
 
   IV. Воспроизведение знаний.
  1. Отчет групп.
  У. Сравните выводы всех групп. Выведите общее правило. 
– Узнали ли мы , когда надо писать О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц?
На доске под двумя пунктами плана появляется третий.
     |   3. В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.  Например: свечой, плащом, тучей, месяцем.   |  
 
  Работа с книгой. С правилом.  
 Вы провели замечательное исследование! Но к этому выводу пришли мы с вами. А вдруг он ошибочный? Как подтвердить свою догадку? (обратиться к мудрейшему источнику – книге)
 Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами, вот и мы с вами поработаем по учебнику. (С.65 правило учебник “Русский язык” 3 класс Поляковой).
 Мы оказались правы? Это открытие?
  2. Применение знаний.
  У. Давайте вернёмся к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним , кто был прав.
  Составим алгоритм работы:
  
  ( Проверка, применяя алгоритм.)
  за пальц…м
с каш…й
за сторож…м
 3.ФИЗМИНУТКА
 Если я назову существительное, в котором надо вставить в окончание – е вы приседаете, если – о , то хлопаете.
 Под ножом, под крышей, циркачом, врачом, лестницей, мечом, волчицей, свечой, кирпичом, добычей, силачом, пальцем, птицей.
  4. У. А теперь применим полученные знания при выполнении другого задания.  
  Из словаря учебника выбрать имена существительные с основой на шипящий звук и Ц, записать употребив их в творительном падеже.
 Камыш, багаж, месяц, падеж, розыгрыш, отец, огурец, колодец.
 (камышом, месяцем, падежом, розыгрышем, отцом, огурцом, колодцем.)
 5. У. Используя полученную информацию в ходе исследования, решаем орфографические задачи  
  Напишите существительные в творительном падеже.
  ( по картинкам)
  В тетрадях учеников: Карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, блюдцем, кирпичом, тучей.
  6. У. Выписать имена существительные из данных слов, где будете применять наше правило.
  На доске:   
 Храбрецом встречей  
 мячом чертежом  
 крышей бережок  
 удачей неудачей  
 паучок  продавцом  
 экипажем пейзажем
  7. Тест
  Начало формы
 1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
 
а) встреч...й 
б) престиж...м 
в) блиндаж...м
г) с юнош...й
 2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
 
а) птиц...й
б) ключ...м
в) карандаш...м
г) ключ...м
 3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
 
а) выигрыш...м
б) скрипач...м
в) сказочниц...й
г) училищ...м
 4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
 
а) абзац...м
б) границ...й
в) храбрец...м
г) страж...й
 5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
 
а) ковш...м
б) падеж...м
в) кирпич...м
г) колодц...м
 6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
 
а) за границ...й
б) невеж...й
в) луж...й
г) за рубеж...м
  Проверяем:
   
 
  V. Итог урока.
 - Давайте с вами отдохнём и одновременно закрепим правило.
 Один лист с буквой О, у другой с Е.  У вас на партах лежат карточки со словами, возьмите их,  вставьте нужную гласную букву, опираясь на правило.
 
 
 А теперь встаньте те у кто вставил букву – о, а теперь кто вставил – е. А у кого слова не на наше сегодняшнее правило.
 
 
 
 - Кто может сказать:
  «Сегодня я искал, творил,
  Знание новое открыл.
  Научился применять,
  Задания теперь легко мне выполнять»
- Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке, вы справились со всеми трудностями, узнали много секретов русского языка. На этом наш урок подходит к концу.
- Попрощайтесь с нашими гостями. Всем спасибо за понимание и активность.
  VI. Домашнее задание.
 - А для закрепления знаний, полученных в ходе исследования я предлагаю домашнее задание.
 Стр.66 упр.401, правило стр.65
   9