Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения урока – интегрированный урок русского языка и литературного чтения.
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами и с глаголами, которые без НЕ не употребляются.
Задачи урока:
продолжить формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения;
совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.
продолжить работу по формированию умения работать в парах;
развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;
продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки;
развивать и обогащать устную и письменную речь;
Просмотр содержимого документа
«"Правописание не с глаголами" »
«Правописание частицы НЕ с глаголами»
Урок русского языка
4 класс
Учитель начальных классов
Бельтерекова М.А.
- Иван Андреевич Крылов- русский баснописец
Какие басни
И.А. Крылова
вы знаете?
Словарная работа
в_р_на, л_с_ца,
мур_вей, м_две_ь, лебе_ь.
в о р о на, л и с и ца,
мур а вей, медве д ь, лебе д ь.
… говори- … умею,
А говори научусь!
«Правописание частицы НЕ с глаголами»
Глагол – это часть речи, котораяя называет действие (бежать) или состояние (думать).
Глаголы отвечают на вопросы:
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Грамматические признаки: вид (делать- сделать),
времени (делал, делаю, буду делать);
наклонения (делаю, делал бы, делай);
лица ( делаю- делаешь-делает);
числа ( делаю- делаем);
рода (делал, делала,делало).
- Проказница-Мартышка,
- Осёл,
- Козёл
- Да косолапый Мишка
- Затеяли сыграть Квартет.
- Достали нот, баса, альта, две скрипки
- И сели на лужок под липки, —
- Пленять своим искусством свет.
- Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
- Проказница-Мартышка,
- Осёл,
- Козёл
- Да косолапый Мишка
- Затеяли сыграть Квартет.
- Достали нот, баса, альта, две скрипки
- И сели на лужок под липки, —
- Пленять своим искусством свет.
- Ударили в смычки, дерут , а толку нет.
- Не – известная частица
- Всем перечит, отрицает
- Как же эта озорница
- О глаголе мало знает
- Кто-то ночью в темноте
- Меж глаголами и НЕ
- Яму выкопать решил
- Чтоб глагол с НЕ не дружил
- Их и теперь не соединяют
- Пробел меж ними оставляют
-
- Частица НЕ – это служебная часть речи.
- Она не называет предмета,
- ни признака,
- ни действия,
- не является членом предложения,
- к ней нельзя поставить вопрос.
- Но частица Не помогает глаголу показать отрицание.
-
Правило
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно ,
кроме слов без НЕ не употребляются:
ненавидеть,
негодовать,
недоумевать,
невзлюбить,
неволить,
нездоровиться и др.
- Негодовать – возмущаться, быть недовольным
- Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.
- Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза
- Неволить – принуждать, заставлять делать что-то
- Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение
- Недомогать – испытывать болезненное состояние
- Нездоровится – болеть, хворать
… говори- … умею,
А говори научусь!
НЕ_говори- НЕ_умею,
А говори научусь!
- Оглянуться не_успела,
- Как зима катит в глаза.
-
- Нужда, голод настает;
- Стрекоза уж не_поет:
-
- То их понюхает, то их полижет;
- Очки не_действуют никак.
-
- А вы, друзья, как ни садитесь;
- Всё в музыканты не_годитесь…
-
- Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
- Вертит хвостом, с Вороны глаз не_сводит…
-
Самостоятельная работа
Урок 36, Упр. 3
Итог урока.
- Что вы знаете о частице НЕ?
- Какие слова без НЕ не употребляются?
- Домашнее задание.
- Урок 36, правило выучить.