I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | - Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. Мы приветствуем гостей: Дорогих учителей, Всех знакомых, незнакомых, И серьёзных, и весёлых. Чтобы гостям не было скучно, мы должны сделать (организовать) урок интересным, результативным, а это зависит от вас, ребята. Девиз нашего урока: Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь! Урок начнём с минутки чистописания | |
II.Актуализация опорных знаний. | 1. Каллиграфическая минутка (словарная работа) Напишите каллиграфически те буквы, которые нужно запомнить в словах отгадках Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный …..(класс СС – верхнее соединение) Шестой день недели (суббота ББ – верхнее соединение) Вдоль дороги по бокам Липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее, Этот путь зовут …..(аллея – ЛЛ – нижнее соединение) Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам (килограмм ММ – нижнее соединение) Что общего у этих слов? (имена существительные, отвечают на вопрос что? и обозначают предмет; неодушевлённые имена существительные; все слова пишутся с удвоенной согласной) | сс бб лл мм (дописать строку до конца) класс суббота аллея килограмм Дети записывают буквы и слова. |
III. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока | «Игра на выбывание» На доске слова сова площади масса красный группа Какое слово лишнее и почему? Какие слова остались? Что общего у этих слов? Сформулируйте тему урока Какие цели урока поставим перед собой? (Табличка) Учиться … Узнать … Повторить … Слова с удвоенными согласными очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать. Где в слове пишется удвоенная согласная? | красный – имя прилагательное, все остальные имена существительные площади – имя существительное в форме множественного числа, остальные в форме единственного числа сова – имя существительное одушевлённое, отвечает на вопрос кто? масса группа Пишется удвоенная согласная Правописание слов с удвоенными согласными (повесить табличку) Учиться …(писать слова с удвоенными согласными) Узнать … (где могут стоять удвоенные согласные) Повторить … (правило переноса слов с удвоенными Удвоенная согласная пишется там, где согласный звук произносится долго? |
IV. Открытие новых знаний | 1. Исследовательская работа Сегодня мы с вами не просто ученики 3 класса, а настоящие исследователи. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь? Мы отправляемся в институт «Грамматика», где работают 3 лаборатории. Тема исследования (дети повторяют тему «Правописание слов с удвоенными согласными»). Цель нашего исследования: узнать, где могут стоять удвоенные согласные. А чтобы это сделать, каждая пара получает слова, которые вы должны разобрать по составу и выбрать графическую модель. (Работа в паре) Вспомним, какие вы знаете части слова? Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова? Что такое окончание? Что такое приставка? Что такое суффикс? Что такое основа слова? Проверим, как вы справились с заданием? | (Ответы детей) (Исследователи открывают что-то новое, неизвестное) 1 группа: ванна тонна 2 группа: ранний осенний 3 группа: рассказ рассвет Выводы: 1 лаборатория: удвоенная согласная находится в корне. Модель 2 лаборатория: удвоенная согласная находится на стыке корня и суффикса. Модель 3 лаборатория: удвоенная согласная находится на стыке приставки и корня. Модель |
VI. Применение и закрепление знаний | 1. Ребята, откройте учебник на странице 121 Прочитайте тему урока. Совпала тема, которую мы сформулировали с авторской? Работа по учебнику. Упр. 234 – устно. Зачитать лексическое значение некоторых слов. Какое происхождение имеют слова с удвоенной согласной в корне? Работа с правилом на странице 121 Действительно, почти все слова с удвоенными согласными – это ИНОСТРАНЦЫ. У себя на Родине они писались с двойными согласными, поэтому им и оставили двойные согласные как связь с Родиной. Узнать о происхождении слов можно обратившись к словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов». А этимологический словарь подскажет, от какого слова образовалось или с каким выражением оно связано. 2. Упр. 235 - самостоятельная работа. Где пишутся удвоенные согласные в именах прилагательных? 3. Упр. 236 – коллективная работа. Найдите слова на стыке приставки и корня. (Относятся к 3 модели) Запишите их. Выделим в словах приставку и корень. Где стоят удвоенные согласные? Работа с рубрикой «Обрати внимание», стр.123 4. Игра «Доскажи словечко» Повторим правила переноса слов. А как переносятся слова с удвоенными согласными. Разделите слова для переноса. (Работа в парах) 1. По долинам, по оврагам Мчит широкая дорога. И она, как знают все Называется … (шос-се) В чём особенность этого слова? 2. С мамой в магазин ходили Для занятий всё купили. За ластик, ручку, пасту Несу я деньги в … (кас-су) 3. Потрудился я вчера, Голова болит с утра. Я чихаю, я охрип, У меня, наверно, …(грипп) 4. Есть спортивная игра, В её названии два «к» Играя клюшкой шайбу бей Игра известная … (хок-кей) 5. Многие слова с удвоенными согласными заимствованы из других языков. Назовите слова, которые имеют русское происхождение. (Карточка) русский Россия российский - Эти слова древнего происхождения. Слово русский произошло от слова Русь с добавлением суффикса ск. Слово Россия тоже старинное. Современное написание слова – с удвоенной СС – появилось с середины 17 века и окончательно закрепилось при Петре 1. Разделите эти слова для переноса. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа. Составьте предложение со словом русский, русская. Запишем предложение о берёзе. Почему мы записали предложение о берёзе? Назовите изученные орфограммы. Разберём предложение по членам предложения. Дайте характеристику предложению. 5. Творческая работа. (Дифференцированные задания) 1 уровень. Вставьте пропущенные буквы Спортивная семья Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому мы не болеем гри___ом. 2 уровень. Прочитайте SMS-сообщение, вставляя слова с удвоенными согласными. Запишите. __________ ! Я заболела __________ . В _______ я пойду к врачу. Напиши, что задано по _______ языку. Я должна догнать _______ . Твоя подруга ________ . Слова для справок: Алла, гриппом, субботу, русскому, класс, Анна. | Да, совпала. 1. Аппетит – слово пришло к нам из Германии ещё при Петре I. Немецкое АППЕТИТ происходит от латинского АППЕТИТУС, что означает «сильное желание». Это и немудрено, когда ждёт вкусная еда. 2. В начале 30-х годов в Москве появились ТРОЛЛЕЙБУСЫ. Но сначала троллейбус назывался электроавтобус. Это благодаря словотворчеству англичан он у нас тоже стал ТРОЛЛЕЙБУС – слово произошло от английского троллей – «контактный ролик». 3. Слово теннис является сокращением от английского лаун-теннис,где лаун – «лужайка», а теннис «держи, хватай» (наверное, имеется в виду теннисный мяч) 4. Хоккей. Хотя слово пришло к нам из английского языка, восходит оно к старофранцузскому хокет – «палка», а если ещё точнее «пастуший посох с крюком». Слова имеют иностранное происхождение. Удвоенные согласные пишутся на стыке корня и суффикса. Беззвёздный, ввозить, рассказать. (Работа с комментированием) Удвоенные согласные стоят на стыке приставки и корня. Дети читают, где встречаются удвоенные согласные. Дети повторяют правила переноса Это слово неизменяемое. В поле стояла русская берёза. Русский язык богат и могуч. Русские люди очень добрые. Берёза является символом России, её воспевали в прозе, поэзии, песнях. Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. |
VII.Рефлексивно-оценочный. | Ребята, послушайте сказку «Про девочку Аллу» (рассказывает ученик) А какие имена с удвоенными согласными знаете вы? - Вспомните ключевые слова урока. - Каковы были цели урока? (Вернуться к целям) -Достигнуты ли? Блиц-опрос 1. Удвоенная согласная в слове – это …. (орфограмма) 2. Удвоенная согласная может стоять в … (корне слова, на стыке корня и суффикса, на стыке приставки и корня) 3. Написание слов с удвоенными согласными в корне надо … (запомнить) 4. В случае затруднений обращаться к … (словарю) 5. Узнать о происхождении слов с удвоенными согласными можно, обратившись к … (словарю иностранных слов, этимологическому словарю) Перед вами лист самооценки. Заполните его. Лист самооценки На уроке я работал (а) | активно | пассивно | Своей работой на уроке я | доволен(а) | не доволен(а) | Урок для меня показался | коротким | длинным | За урок я | устал(а) | не устал(а) | Моё настроение | стало лучше | стало хуже | Материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен не полезен не интересен | Домашнее задание мне кажется | лёгким интересным | трудным не интересным | Зачитывают 2-3 ученика, выставляется оценка вместе с учителем, вручаются медали «Знатоку русского языка» Домашнее задание (разноуровневое) Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам. За то, что упорно, Усердно трудились. И знания ваши Нам всем пригодились. | Алла, Анна, Кирилл, Филипп, Эмма, Элла, Жанна, Римма, Геннадий, Инна. Удвоенные согласные Да Запоминалка Элла, Анна, ванна, класс, ссора, теннис и рассказ, миллион, шоссе, программа, грипп, аллея, телеграмма, Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем. 1 уровень Собери слова. Запиши, выдели орфограмму. мас | кей | сум | рон | шос | нис | пер | са | хок | ма | тен | се | 2 уровень. Составьте рассказ, озаглавьте его, запишите. (Поездка. За городом.) В, воскресенье, ребят, поехала, группа, за, город Подошёл, к, перрону, поезд. Пассажиры, вагоны, в, быстро, вошли. Приятно, смотреть, окна, из, вагона. |