| I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности 
 | - Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.  Мы приветствуем гостей:  Дорогих учителей,  Всех знакомых, незнакомых,  И серьёзных, и весёлых. Чтобы гостям не было скучно, мы должны сделать (организовать) урок интересным, результативным, а это зависит от вас, ребята. Девиз нашего урока:  Учись, смекай, активным будь!  И к знаниям откроешь путь! Урок начнём с минутки чистописания | 
 | 
  | II.Актуализация опорных знаний. 
 | 1. Каллиграфическая минутка (словарная работа) Напишите каллиграфически те буквы, которые нужно запомнить в словах отгадках  Где доска и парты есть,  Чтоб всем детям сразу сесть?  Это в школе есть у нас,  Это наш просторный …..(класс СС – верхнее соединение)  Шестой день недели (суббота ББ – верхнее соединение)  Вдоль дороги по бокам  Липы, клёны тут и там.  Всем идти здесь веселее,  Этот путь зовут …..(аллея – ЛЛ – нижнее соединение)  Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам (килограмм ММ – нижнее соединение) Что общего у этих слов? (имена существительные, отвечают на вопрос что? и обозначают предмет; неодушевлённые имена существительные; все слова пишутся с удвоенной согласной)   | сс бб лл мм   (дописать строку до конца) класс суббота аллея килограмм 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети записывают буквы и слова. | 
  | III. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока 
 | «Игра на выбывание» На доске слова сова площади масса красный группа Какое слово лишнее и почему? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Какие слова остались? Что общего у этих слов? Сформулируйте тему урока 
 Какие цели урока поставим перед собой?    (Табличка) Учиться … Узнать …   Повторить …   
 
 Слова с удвоенными согласными очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать. Где в слове пишется удвоенная согласная? 
 
 | 
 
 
 
 красный – имя прилагательное, все остальные имена существительные площади – имя существительное в форме множественного числа, остальные в форме единственного числа сова – имя существительное одушевлённое, отвечает на вопрос кто? 
 масса группа Пишется удвоенная согласная Правописание слов с удвоенными согласными (повесить табличку) 
 Учиться …(писать слова с удвоенными согласными) Узнать … (где могут стоять удвоенные согласные) Повторить … (правило переноса слов с удвоенными 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Удвоенная согласная пишется там, где согласный звук произносится долго? | 
  | IV. Открытие новых знаний 
 | 1. Исследовательская работа Сегодня мы с вами не просто ученики 3 класса, а настоящие исследователи. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь? Мы отправляемся в институт «Грамматика», где работают 3 лаборатории. Тема исследования (дети повторяют тему «Правописание слов с удвоенными согласными»). Цель нашего исследования: узнать, где могут стоять удвоенные согласные.   А чтобы это сделать, каждая пара получает слова, которые вы должны разобрать по составу и выбрать графическую модель. (Работа в паре) Вспомним, какие вы знаете части слова? Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова? Что такое окончание? Что такое приставка? Что такое суффикс? Что такое основа слова? Проверим, как вы справились с заданием? | 
 
 (Ответы детей) (Исследователи открывают что-то новое, неизвестное)
 
 
 
 
 
 
 
 1 группа: ванна тонна 2 группа: ранний осенний 3 группа: рассказ рассвет Выводы: 
 
 
 
 1 лаборатория: удвоенная согласная находится в корне. Модель   2 лаборатория: удвоенная согласная находится на стыке корня и суффикса. Модель   3 лаборатория: удвоенная согласная находится на стыке приставки и корня. Модель   | 
  | VI. Применение и закрепление знаний 
 | 1. Ребята, откройте учебник на странице 121 Прочитайте тему урока. Совпала тема, которую мы сформулировали с авторской? Работа по учебнику. Упр. 234 – устно. Зачитать лексическое значение некоторых слов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Какое происхождение имеют слова с удвоенной согласной в корне? Работа с правилом на странице 121 Действительно, почти все слова с удвоенными согласными – это ИНОСТРАНЦЫ. У себя на Родине они писались с двойными согласными, поэтому им и оставили двойные согласные как связь с Родиной. Узнать о происхождении слов можно обратившись к словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов». А этимологический словарь подскажет, от какого слова образовалось или с каким выражением оно связано. 2. Упр. 235 - самостоятельная работа. Где пишутся удвоенные согласные в именах прилагательных? 
 3. Упр. 236 – коллективная работа. Найдите слова на стыке приставки и корня. (Относятся к 3 модели) Запишите их.   Выделим в словах приставку и корень. Где стоят удвоенные согласные? 
 Работа с рубрикой «Обрати внимание», стр.123 
 4. Игра «Доскажи словечко»   Повторим правила переноса слов. А как переносятся слова с удвоенными согласными.   Разделите слова для переноса. (Работа в парах) 1. По долинам, по оврагам  Мчит широкая дорога.  И она, как знают все  Называется … (шос-се) В чём особенность этого слова? 2. С мамой в магазин ходили  Для занятий всё купили.  За ластик, ручку, пасту  Несу я деньги в … (кас-су) 3. Потрудился я вчера,    Голова болит с утра.  Я чихаю, я охрип,  У меня, наверно, …(грипп) 4. Есть спортивная игра,    В её названии два «к»  Играя клюшкой шайбу бей  Игра известная … (хок-кей) 5. Многие слова с удвоенными согласными заимствованы из других языков. Назовите слова, которые имеют русское происхождение. (Карточка)  русский Россия российский - Эти слова древнего происхождения. Слово русский произошло от слова Русь с добавлением суффикса ск. Слово Россия тоже старинное. Современное написание слова – с удвоенной СС – появилось с середины 17 века и окончательно закрепилось при Петре 1. Разделите эти слова для переноса. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа. Составьте предложение со словом русский, русская. 
 Запишем предложение о берёзе. Почему мы записали предложение о берёзе? Назовите изученные орфограммы.   Разберём предложение по членам предложения. Дайте характеристику предложению. 
 5. Творческая работа. (Дифференцированные задания) 1 уровень.   Вставьте пропущенные буквы  Спортивная семья Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому мы не болеем гри___ом. 
 2 уровень. Прочитайте SMS-сообщение, вставляя слова с удвоенными согласными. Запишите. __________ ! Я заболела __________ . В _______ я пойду к врачу. Напиши, что задано по _______ языку. Я должна догнать _______ . Твоя подруга ________ . Слова для справок: Алла, гриппом, субботу, русскому, класс, Анна. | 
 
 Да, совпала. 
 1. Аппетит – слово пришло к нам из Германии ещё при Петре I. Немецкое АППЕТИТ происходит от латинского АППЕТИТУС, что означает «сильное желание». Это и немудрено, когда ждёт вкусная еда. 2. В начале 30-х годов в Москве появились ТРОЛЛЕЙБУСЫ. Но сначала троллейбус назывался электроавтобус. Это благодаря словотворчеству англичан он у нас тоже стал ТРОЛЛЕЙБУС – слово произошло от английского троллей – «контактный ролик». 3. Слово теннис является сокращением от английского лаун-теннис,где лаун – «лужайка», а теннис «держи, хватай» (наверное, имеется в виду теннисный мяч) 4. Хоккей. Хотя слово пришло к нам из английского языка, восходит оно к старофранцузскому хокет – «палка», а если ещё точнее «пастуший посох с крюком».   
 
 Слова имеют иностранное происхождение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Удвоенные согласные пишутся на стыке корня и суффикса. 
 Беззвёздный, ввозить, рассказать.  (Работа с комментированием) 
 
 Удвоенные согласные стоят на стыке приставки и корня. Дети читают, где встречаются удвоенные согласные. 
 Дети повторяют правила переноса 
 
 
 
 
 
 Это слово неизменяемое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В поле стояла русская берёза. Русский язык богат и могуч. Русские люди очень добрые. 
 Берёза является символом России, её воспевали в прозе, поэзии, песнях. Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. | 
  | VII.Рефлексивно-оценочный. 
 | Ребята, послушайте сказку «Про девочку Аллу» (рассказывает ученик) А какие имена с удвоенными согласными знаете вы?    - Вспомните ключевые слова урока.  - Каковы были цели урока? (Вернуться к целям)  -Достигнуты ли?  Блиц-опрос 1. Удвоенная согласная в слове – это …. (орфограмма) 2. Удвоенная согласная может стоять в … (корне слова, на стыке корня и суффикса, на стыке приставки и корня) 3. Написание слов с удвоенными согласными в корне надо … (запомнить)   4. В случае затруднений обращаться к … (словарю) 5. Узнать о происхождении слов с удвоенными согласными можно, обратившись к … (словарю иностранных слов, этимологическому словарю) Перед вами лист самооценки. Заполните его.  Лист самооценки      | На уроке я работал (а) | активно | пассивно |   | Своей работой на уроке я   | доволен(а) | не доволен(а) |   | Урок для меня показался | коротким | длинным |   | За урок я | устал(а) | не устал(а) |   | Моё настроение   | стало лучше | стало хуже |   | Материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен не полезен не интересен |   | Домашнее задание мне кажется | лёгким интересным | трудным не интересным |   Зачитывают 2-3 ученика, выставляется оценка вместе с учителем, вручаются медали «Знатоку русского языка»  Домашнее задание (разноуровневое)  Урок наш окончен  И выполнен план.  Спасибо, ребята,  Огромное вам.  За то, что упорно,  Усердно трудились.  И знания ваши    Нам всем пригодились.  
  
 |  
  
  Алла, Анна, Кирилл, Филипп, Эмма, Элла, Жанна, Римма, Геннадий, Инна.  Удвоенные согласные  
  Да  
  
  Запоминалка  Элла, Анна, ванна, класс,  ссора, теннис и рассказ,  миллион, шоссе, программа,  грипп, аллея, телеграмма,  Мы слова такие слышим  и с двойной согласной пишем.  
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  1 уровень  Собери слова. Запиши, выдели орфограмму.     | мас | кей |   | сум | рон |   | шос | нис |   | пер | са |   | хок | ма |   | тен | се |   2 уровень.    Составьте рассказ, озаглавьте его, запишите.  (Поездка. За городом.)  В, воскресенье, ребят, поехала, группа, за, город    Подошёл, к, перрону, поезд.  Пассажиры, вагоны, в, быстро, вошли.  Приятно, смотреть, окна, из, вагона. |