kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание слов с удвоенными согласными

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по УМК "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с удвоенными согласными»

Тема «Правописание слов с удвоенными согласными»

3 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Воспитывающая.

Воспитывать уважение к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры, желание изучать и беречь его; воспитывать аккуратность при письме, интерес к предмету; способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к Родине.

Развивающая.

Анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, извлекать информацию из разных источников (текста, словаря), преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в графическую модель); строить связные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной установкой (развивать связную речь), осуществлять взаимодействие в малой группе (паре), корректировать результаты работы.

Обучающая.

Формировать умение правильно писать слова с удвоенными согласными; знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; закрепить умение переносить слова с удвоенными согласными; способствовать развитию орфографической зоркости.

продолжить формировать УУД:

Познавательные:

  • Закрепить понятия – корень, приставка, суффикс;

  • Формировать умение применять свои знания на практике;

  • Развивать умение анализировать и обобщать полученные знания;

Регулятивные:

  • Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • Определять степень успешности своей работы и работы других;

  • Проверять и оценивать друг друга.

Коммуникативные:

  • Развивать умения договариваться о совместной работе;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • Умение слушать других;

  • Предлагать помощь, сотрудничество.


Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности

учебной деятельности, высказывать своё мнение.







Учитель: Шведова Елена Викторовна

















Ход урока

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности


- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы приветствуем гостей:

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

Чтобы гостям не было скучно, мы должны сделать (организовать) урок интересным, результативным, а это зависит от вас, ребята.

Девиз нашего урока:

Учись, смекай, активным будь!

И к знаниям откроешь путь!

Урок начнём с минутки чистописания


II.Актуализация опорных знаний.


1. Каллиграфическая минутка (словарная работа)

Напишите каллиграфически те буквы, которые нужно запомнить в словах отгадках

Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный …..(класс СС – верхнее соединение)

Шестой день недели (суббота ББ – верхнее соединение)

Вдоль дороги по бокам

Липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее,

Этот путь зовут …..(аллея – ЛЛ – нижнее соединение)

Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам (килограмм ММ – нижнее соединение)

Что общего у этих слов? (имена существительные, отвечают на вопрос что? и обозначают предмет; неодушевлённые имена существительные; все слова пишутся с удвоенной согласной)

сс бб лл мм

(дописать строку до конца)

класс суббота аллея килограмм













Дети записывают буквы и слова.

III. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока


«Игра на выбывание»

На доске слова

сова площади масса красный группа

Какое слово лишнее и почему?










Какие слова остались?

Что общего у этих слов?

Сформулируйте тему урока


Какие цели урока поставим перед собой?

(Табличка)

Учиться

Узнать

Повторить



Слова с удвоенными согласными очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать.

Где в слове пишется удвоенная согласная?







красный – имя прилагательное, все остальные имена существительные

площади – имя существительное в форме множественного числа, остальные в форме единственного числа

сова – имя существительное одушевлённое, отвечает на вопрос кто?


масса группа

Пишется удвоенная согласная

Правописание слов с удвоенными согласными (повесить табличку)


Учиться …(писать слова с удвоенными согласными)

Узнать … (где могут стоять удвоенные согласные)

Повторить … (правило переноса слов с удвоенными

















Удвоенная согласная пишется там, где согласный звук произносится долго?

IV. Открытие новых знаний


1. Исследовательская работа

Сегодня мы с вами не просто ученики 3 класса, а настоящие исследователи. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь? Мы отправляемся в институт «Грамматика», где работают 3 лаборатории. Тема исследования (дети повторяют тему «Правописание слов с удвоенными согласными»). Цель нашего исследования: узнать, где могут стоять удвоенные согласные.

А чтобы это сделать, каждая пара получает слова, которые вы должны разобрать по составу и выбрать графическую модель. (Работа в паре)

Вспомним, какие вы знаете части слова?

Какие слова называются однокоренными?

Что такое корень слова?

Что такое окончание?

Что такое приставка?

Что такое суффикс?

Что такое основа слова?

Проверим, как вы справились с заданием?



(Ответы детей) (Исследователи открывают что-то новое, неизвестное)







1 группа: ванна тонна

2 группа: ранний осенний

3 группа: рассказ рассвет

Выводы:





1 лаборатория: удвоенная согласная находится в корне. Модель

2 лаборатория: удвоенная согласная находится на стыке корня и суффикса. Модель

3 лаборатория: удвоенная согласная находится на стыке приставки и корня. Модель

V. Физминутка

Стрекоза, рыбки


VI. Применение и закрепление знаний


1. Ребята, откройте учебник на странице 121

Прочитайте тему урока. Совпала тема, которую мы сформулировали с авторской?

Работа по учебнику. Упр. 234 – устно.

Зачитать лексическое значение некоторых слов.





















Какое происхождение имеют слова с удвоенной согласной в корне?

Работа с правилом на странице 121

Действительно, почти все слова с удвоенными согласными – это ИНОСТРАНЦЫ. У себя на Родине они писались с двойными согласными, поэтому им и оставили двойные согласные как связь с Родиной. Узнать о происхождении слов можно обратившись к словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов». А этимологический словарь подскажет, от какого слова образовалось или с каким выражением оно связано.

2. Упр. 235 - самостоятельная работа.

Где пишутся удвоенные согласные в именах прилагательных?


3. Упр. 236 – коллективная работа.

Найдите слова на стыке приставки и корня. (Относятся к 3 модели) Запишите их.

Выделим в словах приставку и корень.

Где стоят удвоенные согласные?


Работа с рубрикой «Обрати внимание», стр.123


4. Игра «Доскажи словечко»

Повторим правила переноса слов.

А как переносятся слова с удвоенными согласными.

Разделите слова для переноса. (Работа в парах)

1. По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все

Называется … (шос-се)

В чём особенность этого слова?

2. С мамой в магазин ходили

Для занятий всё купили.

За ластик, ручку, пасту

Несу я деньги в … (кас-су)

3. Потрудился я вчера,

Голова болит с утра.

Я чихаю, я охрип,

У меня, наверно, …(грипп)

4. Есть спортивная игра,

В её названии два «к»

Играя клюшкой шайбу бей

Игра известная … (хок-кей)

5. Многие слова с удвоенными согласными заимствованы из других языков. Назовите слова, которые имеют русское происхождение. (Карточка)

русский Россия российский

- Эти слова древнего происхождения. Слово русский произошло от слова Русь с добавлением суффикса ск.

Слово Россия тоже старинное. Современное написание слова – с удвоенной СС – появилось с середины 17 века и окончательно закрепилось при Петре 1.

Разделите эти слова для переноса.

Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа.

Составьте предложение со словом русский, русская.


Запишем предложение о берёзе.

Почему мы записали предложение о берёзе?

Назовите изученные орфограммы.

Разберём предложение по членам предложения.

Дайте характеристику предложению.


5. Творческая работа. (Дифференцированные задания)

1 уровень.

Вставьте пропущенные буквы

Спортивная семья

Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому мы не болеем гри___ом.


2 уровень.

Прочитайте SMS-сообщение, вставляя слова с удвоенными согласными. Запишите.

__________ ! Я заболела __________ . В _______

я пойду к врачу. Напиши, что задано по _______

языку. Я должна догнать _______ . Твоя подруга ________ .

Слова для справок: Алла, гриппом, субботу, русскому, класс, Анна.



Да, совпала.


1. Аппетит – слово пришло к нам из Германии ещё при Петре I. Немецкое АППЕТИТ происходит от латинского АППЕТИТУС, что означает «сильное желание». Это и немудрено, когда ждёт вкусная еда.

2. В начале 30-х годов в Москве появились ТРОЛЛЕЙБУСЫ. Но сначала троллейбус назывался электроавтобус. Это благодаря словотворчеству англичан он у нас тоже стал ТРОЛЛЕЙБУС – слово произошло от английского троллей – «контактный ролик».

3. Слово теннис является сокращением от английского лаун-теннис,где лаун – «лужайка», а теннис «держи, хватай» (наверное, имеется в виду теннисный мяч)

4. Хоккей. Хотя слово пришло к нам из английского языка, восходит оно к старофранцузскому хокет – «палка», а если ещё точнее «пастуший посох с крюком».



Слова имеют иностранное происхождение.













Удвоенные согласные пишутся на стыке корня и суффикса.


Беззвёздный, ввозить, рассказать.

(Работа с комментированием)



Удвоенные согласные стоят на стыке приставки и корня.

Дети читают, где встречаются удвоенные согласные.


Дети повторяют правила переноса







Это слово неизменяемое.



























В поле стояла русская берёза.

Русский язык богат и могуч.

Русские люди очень добрые.


Берёза является символом России, её воспевали в прозе, поэзии, песнях.

Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

VII.Рефлексивно-оценочный.


Ребята, послушайте сказку «Про девочку Аллу» (рассказывает ученик)

А какие имена с удвоенными согласными знаете вы?

- Вспомните ключевые слова урока.

- Каковы были цели урока? (Вернуться к целям)

-Достигнуты ли?

Блиц-опрос

1. Удвоенная согласная в слове – это …. (орфограмма)

2. Удвоенная согласная может стоять в … (корне слова, на стыке корня и суффикса, на стыке приставки и корня)

3. Написание слов с удвоенными согласными в корне надо … (запомнить)

4. В случае затруднений обращаться к … (словарю)

5. Узнать о происхождении слов с удвоенными согласными можно, обратившись к … (словарю иностранных слов, этимологическому словарю)

Перед вами лист самооценки. Заполните его.

Лист самооценки

На уроке я работал (а)

активно

пассивно

Своей работой на уроке я

доволен(а)

не доволен(а)

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

устал(а)

не устал(а)

Моё настроение

стало лучше

стало хуже

Материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

не полезен

не интересен

Домашнее задание мне кажется

лёгким

интересным

трудным

не интересным

Зачитывают 2-3 ученика, выставляется оценка вместе с учителем, вручаются медали «Знатоку русского языка»

Домашнее задание (разноуровневое)

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам.

За то, что упорно,

Усердно трудились.

И знания ваши

Нам всем пригодились.





Алла, Анна, Кирилл, Филипп, Эмма, Элла, Жанна, Римма, Геннадий, Инна.

Удвоенные согласные


Да



Запоминалка

Элла, Анна, ванна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

миллион, шоссе, программа,

грипп, аллея, телеграмма,

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

























1 уровень

Собери слова. Запиши, выдели орфограмму.

мас

кей

сум

рон

шос

нис

пер

са

хок

ма

тен

се

2 уровень.

Составьте рассказ, озаглавьте его, запишите.

(Поездка. За городом.)

В, воскресенье, ребят, поехала, группа, за, город

Подошёл, к, перрону, поезд.

Пассажиры, вагоны, в, быстро, вошли.

Приятно, смотреть, окна, из, вагона.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание слов с удвоенными согласными

Автор: Шведова Елена Викторовна

Дата: 30.10.2019

Номер свидетельства: 524932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Презентация по русскому языку на тему "Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_pravopisaniie_ghlasnykh_i_soghlasnyk"
    ["file_id"] => string(6) "431995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1507776733"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока.Тема: " Правописание слов с удвоенными согласными"."
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_tiema_pravopisaniie_slov_s_udvoiennymi_soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "403491"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490541740"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ".Правописание слов с удвоенными согласными."
    ["seo_title"] => string(46) "pravopisaniie-slov-s-udvoiennymi-soghlasnymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "259622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448802615"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "конспект урока по русскому языку на тему Слова с удвоенной согласной"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slova-s-udvoiennoi-soghlasnoi"
    ["file_id"] => string(6) "291072"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455055315"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Самоанализ урока русского языка.Тема урока: " Правописание слов с удвоенными согласными "."
    ["seo_title"] => string(80) "samoanaliz_uroka_russkogho_iazyka_tiema_uroka_pravopisaniie_slov_s_udvoiennymi_s"
    ["file_id"] => string(6) "393979"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487604601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства