1 | Мотивация к учебной деятельности. Создание рабочего настроя. | -Доброе утро, ребята! -Я надеюсь, что у вас сегодня хорошее рабочее настроение. -Сегодня нас ждет урок – изучение нового материала, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. -Пусть девизом нашего урока станет пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Объясните ее смысл. | Объясняют смысл пословицы | Л: принятие и освоение роли обучающегося, формирование личностного смысла учения П: строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем | |
2 | Актуализация знаний. | а) -Слова с какой орфограммой записаны на доске? -Какие действия (пошагово) нужно выполнить, чтобы правильно вписать пропущенные буквы? -Как проверить безударную гласную в корне? -Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выполните самопроверку. -Есть ли ошибки? В каком слове? Проверьте. б) Составление кластера «Глагол» -Прочитайте слова еще раз. -Что их объединяет? - Вспомните все, что вы знаете о глаголе и составьте кластер «Глагол». - Что вы знаете о правописании глаголов? Добавьте в кластер в) Объявление темы урока – Тему урока я вам сегодня объявлю сама: «Правописание НЕ с глаголом». В начале урока я сказала, что сегодняшний урок – это урок изучения нового. Предположите, почему, если вы знаете правило: НЕ с глаголами пишется раздельно? г) -Сформулируйте цель урока, опираясь на ваши предположения | -Безударная гласная в корне слова -Поставить ударение – убедиться, что пропущенная гласная находится в корне – выполнить проверку Ответы детей Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Если есть ошибки, подобрать проверочное слово коллективно -Все они – глаголы. Индивидуальная самостоятельная работа на А4, затем – коллективно – на доске на ватмане Дети добавляют: НЕ с глаголом пишется раздельно Выдвигают свои предположения. Формулирование детьми целей урока (Выяснить, всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно. Если не всегда, то в каком случае) | Р: -на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока; -выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач; -следовать алгоритмам при выполнении инструкций; Р: осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять ошибки на изученные правила. П: -Осуществлять поиск необходимой информации П: использовать знаково-символические средства (условные обозначения, таблицы) для решения языковых задач Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления | На доске (или слайд 3) св.рить, встр.чать, гл.деть, св.стеть, уд.вить На доске (или слайд 4) сварить, встречать, глядеть, свистеть, удивить Листы А4 у каждого ребенка. Лист ватмана на доске. |
3 | Исследовательская работа детей | - Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, вам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых вы уточните свои знания о слове НЕ как части речи, выясните, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно. Работать вы будете в парах. а) Исследование №1. Какой частью речи является слово НЕ: служебной или самостоятельной? -Это вы выясните самостоятельно. Найдите материалы исследования №1. Проведите исследование в парах и поделитесь своими выводами б) -Назовите служебные части речи. Исследование №2. Какой же из них – предлогом, союзом или частицей - является слово «НЕ» и почему? -Это вы выясните самостоятельно. Найдите материалы исследования №2. Проведите исследование в паре и поделитесь своими выводами в) -Какую роль выполняет частица НЕ в речи, мы вспомним в ходе дальнейших исследований. А пока выясним, почему я сказала, что тема «Правописание НЕ с глаголом» - новая. Исследование №3. Как пишется частица НЕ с глаголом. Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. г) -Как вы рассуждали? Почему написали некоторые глаголы с НЕ слитно? д) –Дополните правило о правописании НЕ с глаголом (устно) и кластер (письменно). Учитель – на доске (на ватмане) е) Знакомство со словами – исключениями -Как называются слова, написание которых выходит за рамки какого-то правила? -Если мы сомневаемся в написании таких слов, где его можно проверить? Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! Всегда? Нет! Без сомнения, Бывают исключения. -На самом деле в русском языке таких слов – исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), немало. Кстати, слова, к которым присоединилось Не, в русском языке когда-то были, но исчезли. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотреть. ж) -В начале урока вы вспомнили алгоритм проверки безударных гласных в корне слова. Давайте составим алгоритм рассуждений для грамотного написания частицы НЕ с глаголом | Дети работают в парах. Вывод 1: слово НЕ – это служебная часть речи Предлог, союз, частица Дети работают в парах. Вывод 2: слово НЕ – это частица Дети работают самостоятельно. Два человека – за доской. Коллективная проверка. Вывод 3: если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. В этом случае НЕ –часть слова. Дополняют правило устно и корректируют кластер (по образцу учителя) Отвечают на вопросы учителя Коллективное составление алгоритма (учитель записывает алгоритм под диктовку детей на ½ ватмана, дети – на А4 с обратной стороны) | Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления П: -определять, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка; -осуществлять синтез как составление целого из частей Пр: -понимать значения термина «частица» -уметь писать раздельно частицу НЕ с глаголом -знать и уметь писать некоторые слова - исключения Р: осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять ошибки на изученные правила. Р: -на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока; -выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач; -составлять и следовать алгоритмам при выполнении инструкций; | Материалы исследования №1 (Приложение 1) Материалы исследования №2 (Приложение 1) Материалы исследования №3 (Приложение 1) На доске – ½ ватмана для алгоритма (или слайд 5) |
5 | Первичное закрепление с проговариванием в речи | а) -Распределить глаголы в два столбика (под диктовку учителя) 1) НЕ + глагол пишется раздельно 2) НЕ + глагол пишется слитно Не бросать, не переходить, недоумевать, не ломать, не животное, неловко, неволить, негодовать, невеселый, не брать, не кататься, недолюбливать, некрасивая, невзлюбить б) –Прочитайте слова первого столбика без НЕ. Что обозначают эти слова? -Прочитайте слова первого столбика с частицей НЕ. Какой оттенок появился у глагола благодаря частице? - Сделайте вывод: какую роль выполняет частица НЕ в речи? в) Пропедевтика -В русском языке есть и другие частицы, которые придают различные дополнительные оттенки словам. Например, частица ЛИ имеет вопросительное значение: Не пойти ли в кино? Частица КАК передает восхищение: Как красив наш город! Частица ВОТ выделяет тот предмет, на который надо обратить внимание: Вот школа. Ее двери открыты. И так далее. Со всеми этими частицами вы познакомитесь в старших классах. г) –Посмотрите на слова второго столбика. Объясните их лексическое значение. | Ребенок работает у доски, с опорой на алгоритм записывает глаголы в два столбика. Остальной класс – в тетради. Одновременно ребенок объясняет, почему не все слова из предложенных учителем он записал -Действие -Отрицание действия -Дети делают вывод о роли частицы НЕ в русском языке Негодовать – возмущаться, быть недовольным. Недоумевать – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Неволить – принуждать, заставлять делать что-то. | Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления Л:-готовность целенаправленно использовать новые знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; -способность к организации самостоятельной учебной деятельности; | Слайд 6 |
6 | Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой. Включение в систему знаний | а) - Следующее задание выполните по карточкам. У каждого на парте карточка с вашим именем. Прочитайте задание, ответ запишите в тетрадь б) Проверка -Уровень 1 – Прочитать глаголы, которые написали слитно с частицей НЕ -Уровень 2 – Зачитать предложения. Как написали НЕ с глаголом? -Уровень 3 – Зачитать пословицы. Как написали НЕ с глаголом? | Дети самостоятельно выполняют задание в тетради Самопроверка выполнения задания | Л:-готовность целенаправленно использовать новые знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; -способность к организации самостоятельной учебной деятельности; Р: осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять ошибки на изученные правила. П: закреплять знания и осуществлять самоконтроль | У каждого ребенка карточка с именем ребенка с разноуровневым заданием (Приложение 2) Слайды 7, 8, 9 |
7 | Рафлексия | а) - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель перед собой ставили? -Удалось ли достичь поставленной цели? Так почему же тема «Правописание НЕ с глаголами» оказалась для вас новой? -Как пишется частица НЕ с глаголами? б) - Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу. Поставьте на полях тетради цветной кружок желтого цвета – мне было легко на уроке, во всем разобрался. Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу объяснить другим; зеленого цвета - я понял правило написания частицы не с глаголами и могу работать по алгоритму; красного цвета – не разобрался в теме. Я не понял правило написания НЕ с глаголом или понял, но у меня есть сомнения в) -Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету, обозначенному на полях. | Дети отвечают на вопросы Дети выполняют самооценку В зависимости от самооценки дети выбирают разноуровневое домашнее задание | К: -владеть диалоговой формой речи; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе; -формулировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании, а также для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.; -адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. П: строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем Л: -адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности Л:-готовность целенаправленно использовать новые знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; -способность к организации самостоятельной учебной деятельности; | Цветные карточки с разноуровневым домашним заданием (Приложение 3) |