kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Правописание глаголов в прошедшем времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания об особенностях глаголов 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание глаголов в прошедшем времени"»

Конспект урока русского языка в 4-м классе "Правописание глаголов в прошедшем времени"



Цель:

1. закрепить знания об особенностях глаголов;

2. развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени; развивать речь ( устную и письменную ) ;

3. развивать орфографическую зоркость; закреплять пройденные орфограммы.

Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, печатные листы для групповой работы.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Прочитайте готовый текст, укажите спряжение глаголов. 1 спр. (используют, прокладывают, помогают, купает, осматривает). 2 спр. Переносят и платит.

Какие глаголы относятся к 1 спр.(-ешь, ет, ем, ете, ут, ют; н.ф. –ать, ять, еть, ыть, оть, уть, глаголы- исключения: брить, стелить), какие глаголы ко 2 спр. ? ( - ишь, им, ите, ит, ат, ят, н.ф. –ить, глаголы- исключения: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, держать, гнать)

Индивидуальная работа

Карточка1. Записать данные глаголы во 2-м и 3-м лице ед. числа; окончания выделить. Указать спряжение.

Пищат( I), ведут( I), вьют( I), летят(I I), бодрят(I I),, несут( I).

Карточка 2. Вставить пропущенные окончания глаголов. Указать лицо, спряжение глаголов, выделить их окончания.

В тихие дни берёзка сбрасыва_т листья ровным кругом4. С пугливой готовностью липа кида_т зубчатые монетки в чёрную воду омута. Красне_т стройный клён. Всегда бедновато одетая лиственница так скупо трат_т свою хвою, что хвата_т и на зимнюю пору. Долго ещё покрыва_т её золотые иголки белоснежную скатерть полей.

Карточка 3. В тексте найди глаголы, обозначь время.

Утром погасли последние звёзды. Вот и солнце встаёт. День вступит в свои права. Ночью на траву выпала роса. Как слезинка скатилась с листочка капелька росы. Пригре­вает солнце. Ветер и солнце высушат росу.

Карточка 4. Синтаксический разбор предложения. (у доски)

Ласковое солнце согревает(3) землю теплом.

Карточка 5 Определи спряжение глаголов. (у доски)

Полоть(1), смотреть - 2Спр., строить-2Спр., прятать-1 спр, кроить-2 спр., жать-1 спр, бороться-1 спр, топтать-1 спр, прогнать- 2 спр., дышать- 2 спр., брить – 1спр.

III. Минутка чистописания

Вставить пропущенные буквы. Выполнить задание.

мечтаешь помешаете строит клеит

Что общего у этих слов? (глаголы) Что вы знаете о глаголе?

Чем отличаются? (1 и 2 спр.), окончания, вопросы

Составить цепочку из букв Е, И, а так же из букв, которые находятся в алфавите между ними.

еёжзи еёжзи

Словарная работа.

Светил, светила, гореть, светило, светили.

Прочитайте слова. Что общего у этих слов? (глаголы) Какое слово лишнее, докажите? (гореть) . Почему оно лишнее? (сл. слово, неопр.ф.)

Работа с учебником. (словарь)

Выпишите из словаря глаголы в столбик.

Гореть- горел- горела -горело

Желать- желал- желала -желало

Сверкать- сверкал- сверкала -сверкало

Что объединяет эти слова? (они неопр. формы) На какой вопрос они отвечают? (что делать?)

Актуализация знаний.

Прочитайте оставшиеся слова, что у них общего? Подумайте, над какой темой урока мы будем работать.

Чем отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?

(Обозначают действие, которое уже совершено.)

– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (карточки) Найдите среди этих слов одно лишнее? Почему?

Какую отличительную особенность большинства глаголов прошедшего времени вы знаете? (Суффикс

Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По числам, в единственном числе по родам.)

– Что именно указывает на изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по

родам? (Изменение окончаний в зависимости от рода.)

–  Что вы можете определить у глаголов пр.вр. ед.ч.? (род)

Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос

что делал? что делала? что делало?

горел горела горело

желал желала желало

сверкал сверкала сверкало

Выделите окончание

Что вы заметили? ? (Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, при этом меняется их окончание.)

Назовите родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

М.р. ж.р. ср. р.

Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос что делали?

Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?

Вывод:

глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Работа с учебником. (правило) с.107

Физминутка

Потрудились - отдохнуть,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаем,

Выполним движения.

Ж.р. приседают девочки

М.р. приседают мальчики

Ср. р. Наклоны в стороны

Мн.ч. качают головой

Читали, побежал, красило, танцевала, пошёл, играли, рисовала, вышивал, писали, светило.

IV Самостоятельная работа.

Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед. числе? ( по родам)

Что нам помогало в этом? (вопрос)

Работа в парах.

Списать, вставляя окончания глаголов. Определить число и род глаголов.

Выделение в тексте глаголов в прошедшем времени; наблюдение над их особенностями.

Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.

– Найдите в тексте глаголы прошедшего времени. Обоснуйте свой ответ.

– Выделите окончания этих глаголов. Одинаковые ли они? Почему? От чего это зависит? (От рода существительного, с которым связан этот глагол.)

– Назовите эти глаголы вместе с существительными, которые связаны с ними в предложении.

Стояло (ед.ч., Ср.р.) раннее утро. Солнце освещало (ед.ч., Ср.р.) верхушки высоких сосен. Длинные тени лежали (мн.ч.) на песке. Лёгкая волна набегала (ед.ч., Ж.р.) на берег. Море сверкало (ед.ч., Ср.р.) в лучах солнца. На берегу сидела (ед.ч., Ж.р.) белая чайка.

Как можно определить род глагола в прошедшем времени?

Вывод: род глагола определяется по вопросу, по роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.

Упражнение в правописании родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

Прочитайте текст. Что вы заметили? (глаголы стоят в наст. времени).

Подумайте и скажите, какое задание можно предложить, исходя из нашей темы урока.

(Заменить глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени. Определи род и число глаголов. )

Стоит ясная погода. Автобус отъезжает от остановки. Дорога сворачивает направо. Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблёскивает паутина. Время подходит к полудню.

Проверка:

Стояла (ед.ч., Ж.р.) ясная погода. Автобус отъезжал (ед.ч., М.р.) от остановки. Дорога сворачивала (ед.ч., Ж.р.) направо. Кругом сияла (ед.ч., Ж.р.) осенняя красота. В лесу поблёскивала (ед.ч., Ж.р.) паутина. Время подходило (ед.ч., Ср.р.) к полудню.

Как определить род глагола в прошедшем времени? (По роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.)

Индивидуальная работа

Списывание текста с заданием: поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род.

(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в г_лубом неб_. Алмаз_ми (сверкать) роса на тр_ве, на лист_ях д_рев_ев. Кругом (стоять) т_шина. В_терок тёпл_й струйк_й (пробежать) (по) моему л_цу.

Списать текст. Выделить окончания глаголов в прошедшем времени, указать число и род.

Наступила тёмная ночь в лесу. Луна освещала лесную поляну. Стрекотали ночные кузнечики. Заливался в кустах соловей. В высокой траве кричали коростели. Чуть слышно журчали лесные ручьи. Приятно пахли ночные фиалки.

Итог урока.

Закончи фразу.

Глаголы в прошедшем времени отвечают … на вопросы: что делал?, что делала?,

что делало? что делали?

Глаголы в прошедшем времени в ед.числе … изменяются по родам и числам

У глаголов прошедшего времени мн.числа нельзя … изменяются по родам и числам

Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Правописание глаголов в прошедшем времени"

Автор: Никифорова Дарья Сергеевна

Дата: 28.05.2019

Номер свидетельства: 512572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "конспект урока на тему: "правописание глаголов прошедшего времени""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokanatiemupravopisaniieghlagholovproshiedshieghovriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "315716"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459944630"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Правописание глаголов прошедшего времени"
    ["seo_title"] => string(50) "pravopisaniie_ghlagholov_proshiedshiegho_vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "417569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495438465"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Открытый урок русского языка в 4 классе "Правописание глаголов прошедшего времени""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogo_iazyka_v_4_klasse_pravopisanie_glagolov_proshedshego_vr_1"
    ["file_id"] => string(6) "633526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1686581004"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Правописание глаголов прошедшего времени""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_pravopisanie_glagolov_proshe"
    ["file_id"] => string(6) "582516"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622746852"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Открытый урок русского языка в 4 классе "Правописание глаголов прошедшего времени""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogo_iazyka_v_4_klasse_pravopisanie_glagolov_proshedshego_vrem"
    ["file_id"] => string(6) "633525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1686580678"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства