Карточка 2. Вставить пропущенные окончания глаголов. Указать лицо, спряжение глаголов, выделить их окончания.
В тихие дни берёзка сбрасыва_т листья ровным кругом4. Спугливой готовностью липа кида_т зубчатые монетки в чёрную воду омута. Красне_т стройный клён. Всегда бедновато одетая лиственница так скупо трат_т свою хвою, что хвата_т и на зимнюю пору. Долго ещё покрыва_т её золотые иголки белоснежную скатерть полей.
Карточка 3.В тексте найди глаголы, обозначь время.
Утром погасли последние звёзды. Вот и солнце встаёт. День вступит в свои права. Ночью на траву выпала роса. Как слезинка скатилась с листочка капелька росы. Пригревает солнце. Ветер и солнце высушат росу.
Карточка 4. Синтаксический разбор предложения. (у доски)
Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед. числе? ( по родам)
Что нам помогало в этом? (вопрос)
Работа в парах.
Списать, вставляя окончания глаголов. Определить число и род глаголов.
Выделение в тексте глаголов в прошедшем времени; наблюдение над их особенностями.
Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.
– Найдите в тексте глаголы прошедшего времени. Обоснуйте свой ответ.
– Выделите окончания этих глаголов. Одинаковые ли они? Почему? От чего это зависит? (От рода существительного, с которым связан этот глагол.)
– Назовите эти глаголы вместе с существительными, которые связаны с ними в предложении.
Стояло (ед.ч., Ср.р.) раннее утро. Солнце освещало (ед.ч., Ср.р.) верхушки высоких сосен. Длинные тени лежали (мн.ч.) на песке. Лёгкая волна набегала (ед.ч., Ж.р.) на берег. Море сверкало (ед.ч., Ср.р.) в лучах солнца. На берегу сидела (ед.ч., Ж.р.) белая чайка.
Как можно определить род глагола в прошедшем времени?
Вывод: род глагола определяется по вопросу, по роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.
Упражнение в правописании родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
Прочитайте текст. Что вы заметили? (глаголы стоят в наст. времени).
Подумайте и скажите, какое задание можно предложить, исходя из нашей темы урока.
(Заменить глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени. Определи род и число глаголов. )
Стоит ясная погода. Автобус отъезжает от остановки. Дорога сворачивает направо. Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблёскивает паутина. Время подходит к полудню.
Проверка:
Стояла (ед.ч., Ж.р.) ясная погода. Автобус отъезжал (ед.ч., М.р.) от остановки. Дорога сворачивала (ед.ч., Ж.р.) направо. Кругом сияла (ед.ч., Ж.р.) осенняя красота. В лесу поблёскивала (ед.ч., Ж.р.) паутина. Время подходило (ед.ч., Ср.р.) к полудню.
Как определить род глагола в прошедшем времени? (Породу существительного, с которым этот глагол связан впредложении.)
Индивидуальная работа
Списывание текста с заданием: поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род.
(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в г_лубом неб_. Алмаз_ми (сверкать) роса на тр_ве, на лист_ях д_рев_ев. Кругом (стоять) т_шина. В_терок тёпл_й струйк_й (пробежать)(по) моему л_цу.
Списать текст. Выделить окончания глаголов в прошедшем времени, указать число и род.
Наступила тёмная ночь в лесу. Луна освещала лесную поляну. Стрекотали ночные кузнечики. Заливался в кустах соловей. В высокой траве кричали коростели. Чуть слышно журчали лесные ручьи. Приятно пахли ночные фиалки.
Итог урока.
Закончи фразу.
Глаголы в прошедшем времени отвечают …на вопросы: что делал?, что делала?,
что делало? что делали?
Глаголы в прошедшем времени в ед.числе … изменяются по родам и числам
У глаголов прошедшего времени мн.числа нельзя …изменяются по родам и числам