Основные цели урока: 1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону. 2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых. 3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Правила вежливости. Волшебные слова»»
«Правила вежливости. Волшебные слова»
Тема: «Правила вежливости»
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Цели урока:
1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.
2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.
3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать.
2. Проверка домашнего задания
–Несколько уроков назад мы начали изучать тему: «Как мы общаемся» и разделились на творческие группы. Мы приступили к созданию книги «Азбука вежливости». Напомните мне, какие страницы мы уже заполнили?
(общение в семье, общение в школе).
- Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
- Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!
- С кем здороваемся? Как здороваемся?
(Ответы детей)
- А теперь мы на уроке. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
** Игра «Доскажи словечко»
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и .... (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, ...(не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё ...(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку ...(поднимать).
На математике считают,
На перемене ...(отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не .....(сорока). 1
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно …(руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты ….(звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда …(готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На перемене не …(кричи).
- Почему громко кричать вредно для здоровья?
(Ответы детей)
- Молодцы!
3. Введение в тему.
Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят.
- Подумайте, какое слово потеряла Маша? (СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ)
- Так уж важно это слово? Можно ли без него обойтись?
- Какая же тема нашего урока?
– Чему мы должны научиться сегодня?
(Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)
– Молодцы ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, и они делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
– ????Давайте сейчас вспомним эти слова, путешествуя по «Стране Вежливости». Мы совершим путешествие в страну, в которой все люди знают волшебные слова.
– Результатом нашей работы будут страницы вежливости для книги Азбука Вежливости. Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей страницы. 2
III. Новый материал
– Итак, начинаем наше путешествие по стране Вежливости.
1) Остров Волшебных слов
– И вот у нас на пути Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.
- Посмотрите на свои страницы и прочтите, над какими словами вы будите работать.
1)– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
– Над какими словами будут работать ребята 1-й группы? (Слова приветствия)
2) Если другу на прощанье
Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра
Новое свидание!
Это слово, как магнитик,
Всех соединяет.
И прощаться навсегда
Нам не разрешает.
– О каких словах мы услышим от ребят 3-й группы? (Слова прощания)
3) Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
– Какие слова будут изучать ребята 4-й группы? (Слова просьбы)
– Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.
Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Группа 2 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.
Здравствуйте, будьте добры, будьте здоровы, всего хорошего, до свидания, привет, пока, до встречи, прощайте, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, счастливого пути, прошу вас, будьте любезны, приятного аппетита.
(Дети читают свои слова, остальные оценивают правильность выбора)
*** ИГРА «Доскажите словечко»
– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова.
Растает даже ледяная глыба От слова тёплого СПАСИБО. Зазеленеет старый пень, Когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. 3
Если больше есть не в силах; Скажем маме мы: СПАСИБО. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Когда нас бранят за шалости, Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
И во Франции, и в Дании На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.
Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).
-Откройте учебники на с
Каждой группе предлагается по 2 картинки. Подберите слова к картинкам.
4) Озеро Театральное
– С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)
– Кто главный герой произведения? (Павлик)
– Как Павлик стал разговаривать со старичком? (А Вам-то что?)
– С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)
– Какому слову старичок научил Павлика? Как это слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)
– Как надо говорить это слово, чтобы произошло волшебство? (Тихим голосом, глядя в глаза собеседнику)
- Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо – слова!
- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.
- Рассмотрите рисунок на стр. 55. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?
(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)
- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
Помни:
Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
Не следует говорить слишком долго.
Давайте эти правила приклеим на свои страницы.
Схема разговора по телефону:
«Алло».
Приветствие.
Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.
Благодарность.
Прощание. 4
Работа в группах
Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.
1.Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
2.Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.
3.Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.
ФИЗМИНУТКА
3) Гора Вредных советов
– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора Вредных советов.)
– Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них непра-вильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
1 совет
Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
– Согласны вы с этим советом?
(Обсуждение совета учащимися.)
2 совет
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
– Почему так поступать нельзя?
(Обсуждение совета по вопросам.)
3 совет
Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
– А этот совет правильный?
(Обсуждение совета учащимися.)
– А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не обижать людей)
– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором правила вежливости НА ЛИСТОЧКАХ).
Правила вежливости
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Будь вежлив со своими товарищами
Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!
– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)
2) Море Вежливости
– Пословицы рассыпались, соберите их и приклейте на страницу (Конверт 5) * 5
1) Доброе слово – что дождь в засуху. Добрые слова дороже богатства.
2) На добрый привет – добрый ответ. Доброе слово лечит, злое калечит.
3) Слово ранит и слово лечит. Ласковым словом и лед растопишь
IV. Подведение итогов.
Тест «Оцени свою вежливость».
– На этом уроке мы и закончили работу над нашими страницами. На следующих уроках мы продолжим нашу работу и познакомимся с другими правилами вежливости.
– В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)