Просмотр содержимого документа
«Правила переноса слов»
Тема: Правила переноса слов
Тема: Перенос слов.
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
- правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- определять общие для всех правила поведения;
- осознавать роль языка и речи жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- сравнивать и группировать буквы, слова;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Ход урока
Организационный этап
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности. Все ли на своих местах?
II. Актуализация знаний.
-Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)
Вот по нему мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
(Гроза).
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Пока он не пройдет.
(дождь)
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда: из мешков бежит вода.
(тучи).
Мотивация
- Какую тему изучали на прошлом уроке? Чему учились?
(Тема: Слово и слог. Мы учились определять сколько в слове слогов.
- как определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов)
Самоопределение к деятельности.
- (запись предложения под диктовку)
Дедушка купил внуку подарок.
(один ученик записывает предложение на доске. Слово подарок не помещается полностью на строке. Возникает проблема).
- что нужно делать, если слово полностью не входит на строку? (перенести на другую строку).
-а как можно перенести слово на другую строку?
ответ)
- назовите тему урока. (перенос слов)
Построение проекта
- Определите цель нашего урока. (Научиться переносить слова.)
- Какая будет тема урока? (Перенос слов.)
- По какому плану будем работать? (Узнаем правила, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)
Открытие нового знания
- Как же нам перенести слово? ( Дети: при переносе слова его надо поделить на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что слово надо переносить по слогам.)
- То есть, как можно перенести слово подарок? (по-дарок, пода-рок, по-да-рок)
- Давайте проверим. Запишем предложение.
По небу плывет пушистое облако.
(Учащиеся записывают.)
- Разделите каждое слово на слоги
(Учащиеся карандашом проводят вертикальные линии.)
- Вот так можно перенести слова с одной строки на другую.
( Учитель показывает запись, выполненную заранее:
По не-бу плы-вет пушис-тое об-локо.)
- Сформулируйте по записи на доске правило переноса. ( Чтобы перенести слово с одной строки на другую, надо разделить слова на слоги.)
( Учитель предлагает прочитать правило переноса в стихах и запомнить его.)
Перенос веди толково,
Чтобы дело шло на лад,
Раздели на слоги слово
Как на дольки шо-ко-лад.
Первичное закрепление
(Дети получают карточку для самостоятельной работы.)
Задание. Раздели слова для переноса.
Арбуз, армия, полка, земля, красный, сладкий, храбрый, Денис, гроза.
(Фронтально разбираются 3 слова; следующие три слова разбираются в парах; следующие 3 слова – самостоятельно._
Проверка по образцу.
Ар – буз, ар – мия, пол – кА, зем – ля, крас – ный, слад – кий, храб – рый, Де – нис, гро – за
Физкультминутка
У жирафа
Проблемный вопрос
- Можно ли перенести с одной строки на другую слово кит? (нет, т.к. в слове кит1 слог.)
- Можно ли перенести слово осень? (2 мнения: можно: о-сень; нельзя: 1 буква на строке не остается.)
- Послушайте стихотворение и сделайте вывод.
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:
Е-два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес:
У-кол
И получил за это «кол»,
Опять я перенес:
О-пять,
Тепер, наверное, будет «пять»?!
- Так получит мальчик оценку «пять»? (Нет.)
- Почему? Объясните. (Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя оставлять на строке.)
(На доске появляется второе правило переноса.)
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строчку.
- Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить. ( Аня, Оля, ежик, оса и т.д.)
Применение нового знания
Упражнение в делении слов для переноса.
Работа по учебнику стр. 37 упр. 3.
Посмотри, как разделены слова для переноса.
Колоколь-чик, ро-машка, васи-лек.
А как можно еще перенести эти слова с одной строки на другую? Напиши любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.