Средняя школа №16 имени Ж. Каражигитова
Познание мира
Тема: Земноводные. Пресмыкающиеся.
Учитель начальных классов: Векессер Нина Викторовна
Ход урока
Тема: Земноводные. Пресмыкающиеся.
Задачи:
1. Актуализировать имеющие знания детей о группах животных (земноводные, пресмыкающиеся);
2. обогатить знания учащихся новыми сведениями о группах животных (земноводные и пресмыкающиеся);
3. классифицировать отличительные признаки животных разных групп;
4. учить работать с текстом;
5. развивать речь учащихся, умение работать в коллективе.
Оборудование: презентация, фигурки животных; тексты для чтения; учебник «Познание мира» для 3-го, карточки с изображением силуэта животного каждого вида, материалы, необходимые для выполнения творческих работ.
Ход урока:
Первая стадия – ВЫЗОВ
Предполагаемые ответы:
1. Относятся к миру живой природы;
2. Рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются.
- В чём их отличие? (Составление кластера)
Предполагаемые ответы:
- Разные способы питания. Растения «готовят» пищу из воды, воздуха и света. Животные питаются растениями, другими животными или тем и другим.
Мозговой штурм (направлен на активизацию имеющихся знаний)
Что вы знаете о земноводных и пресмыкающихся?
Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (Направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
Для дальнейшей работы нам понадобится материал учебника с.140-141.
Метод активного чтения: маркировка с использованием значков
« + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило, ? хотел бы узнать подробнее».
(По мере чтения текста их ставят на полях справа).
инсерт
Обсуждение в группах. Можно провести с заполнением таблицы.
Выступление от каждой группы .
Рефлексия. Итогом работы должно стать заполнение схемы, которую начали на предыдущих уроках (Прием сравнительная таблица).
Линия сравнения | млекопитающие | насекомые | земноводные | пресмыкающиеся | птицы |
тело | | | | | |
конечности | | | | | |
передвижение | | | | | |
питание | | | | | |
размножение | | | | | |
места обитания | | | | | |
польза | | | | | |
Сравнительная таблица может выглядеть и так, в ней будут выявляться сходные и различные признаки изученных на уроке групп животных.
земноводные | Линия сравнения | пресмыкающиеся |
| Второе название | |
| представители | |
| Способ передвижения | |
| Места обитания | |
| Питание | |
| размножение | |
А теперь немного отдохнем и отгадаем загадки.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползет ...
По пригорочку бежит,
Хвостиком - рулём рулит.
Схватишь хвостик, только - ах!-
Убежала!...Хвост в руках.
А сейчас вы сами составите загадку о земноводных и пресмыкающихся, используя прием «Синквейн», работа в парах-тройках или в группах. Можно распределить по группам ЗМЕИ, ЯЩЕРИЦЫ, ЛЯГУШКИ. А можно оставить право выбора за детьми.
Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых действующими лицами были земноводные и пресмыкающиеся.
(«Дюймовочка», «Царевна-лягушка»,
«Хозяйка Медной горы», «Мифы скифов», а драконы и Змеи-Горынычи…)
Почему для превращения Василисы Премудрой был выбран образ лягушки?
(Метод Свободное письмо-5минут).
Фантазирование (игровая технология)+Исследовательская деятельность
На уроках изобразительного искусства вы познакомились с солнышком и облачком. Вспомните, как они подружились. (Облачку было грустно и оно заплакало. Сквозь одну из капелек проскользнул солнечный лучик, и случилось чудо. Через все небо перекинулась яркая радуга).
А теперь закройте глаза и слушайте новую историю. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась наша старая знакомая клякса - сердитая, недовольная, хмурая. Она увидела разноцветную радугу и довольных солнышко и облачко. И от этого настроение у кляксы стало еще хуже.
Клякса подкралась к радуге, схватила все ее яркие цвета и спрятала в самой в подземной пещере. Мир сразу стал серым и мрачным. Но тут появились лягушки и сказали, что могут запрыгнуть на радугу и она вновь засияет всеми цветами. Возможно ли это? (Лягушки должны быть всех цветов радуги). Сколько цветов в радуге? Назовите их.
Проведем исследование.
Тема исследования. Лягушки
Постановка проблемы. Все мы знаем, что в природе существуют лягушки коричневого и зеленого цвета. Возможно ли существование лягушек другой раскраски?
Гипотеза. Предположим: в мире существуют лягушки всех цветов радуги.
Сбор и обработка информации. Было дано опережающее задание по группам: 1группе-выяснить есть ли лягушки красного цвета, 2группе-оранжевого, и т.д.
Анализ и обобщение в группе
Подготовка к представлению результатов (макет, доклад, книжка)
Защита – венец исследовательской работы. Ребенок учится излагать проблему, учится доказывать свою точку зрения.
После выступления групп следует вывод: из лягушек может получиться радуга.
В процессе исследования дети находят очень много интересных сведений о изучаемых объектах. (Самая большая лягушка, самая маленькая, летающие лягушки и т.д.)
Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Итог урока (Подведите итог урока, используя данный кластер):
Домашнее задание (дифференцированное по выбору):
с.140-141 (пересказ,???)
Может ли из пресмыкающихся получиться радуга?
Составить рассказ или сказку об изученных видах животных, используя газетные заголовки.
Спасибо за внимание!