Цель: сформировать понятие о фермерском хозяйстве.
Задачи: 1. Познакомить детей с трудом фермера, с фермерским хозяйством; 2. Объяснить взаимосвязь между промышленностью и сельским хозяйством; 3. Воспитать уважение к работникам сельскохозяйственного труда.
Оборудование: картины о сельскохозяйственном труде.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Пожелай успех глазами
И- вперёд, за знаниями!
Проверка домашнего задания.
- А сейчас мы проверим д /з. Игра «Да-нет.»
-Конституция РК – это основной закон страны?
-Дома бывают деревянные, кирпичные, панельные?
-Ребёнок не имеет права на обучение?
- Нужно ли сохранять чистоту в доме?
-Каждый человек имеет свои права и обязанности?
2. Введение в тему.
- Сегодня у нас сельскохозяйственный урок. Мы будем изучать фермерское хозяйство, труд человека на селе.
3. Работа над новым материалом. Рассказ учителя.
-Раньше в сельской местности были колхозы и совхозы. Все вопросы по работе решались правлением. Теперь у каждой семьи есть собственность, и каждый решает свои проблемы сам. Отдельные семьи или несколько семей объединяются в одно хозяйство и работают вместе. Эти люди называются ФЕРМЕРАМИ. А их объединения- ФЕРМЕРСКИМИ ХОЗЯЙСТВАМИ. Они имеет свой участок земли, сельхозмашины, скот. Фермер сам решает, что он будет сажать на своей земле, какой скот или птицу он будет разводить. Урожаем, который он получает, распоряжается сам. Успешный фермер должен владеть несколькими специальностями: он должен знать основы ветеринарии, чтобы немедленно оказать животному первую помощь, должен хорошо разбираться в сельскохозяйственной технике, знать экономику, и быть организатором, агрономом.
-Ребята, а как вы считаете, у нас в селе есть фермерское хозяйство? (Да)
-А как оно называется? (ТОО «Астык-STEM»)
-А какой отраслью они занимаются?
-А мы помогаем этому фермерскому хозяйству? А как? Ваши родители работают в этом хозяйстве? Какой посильный вклад вносят ваши родители?
-Итак, ребята, быть хозяином земли это не так просто, это тяжёлый кропотливый труд.
4. Работа по учебнику.
Прочитать текст о фермерском хозяйстве.
- Найди определение в тексте, кого мы называем фермерами.
- Чем занимается фермер? Ответы детей.
5. Наблюдение.
- Давайте подумаем - какой большой путь проходит хлеб, прежде чем попадает к нам на стол. Пройдем этот путь вместе с фермером, который сам выращивает зерновые культуры.
Зимой проводится снегозадержание на полях. Весной землю вспахивают, сеют зерно, поливают, опыляют самолетом, летом следят за ростом. Зерно созрело, его надо убрать с поля. Комбайн собирает урожай, а грузовики увозят его на элеватор, оттуда зерно поступает на мельницу, затем в пекарни, магазины. Люди работают день и ночь, чтобы не потерять ни одного зернышка.
6.Работа в тетради.
Фермер — крестьянин-предприниматель, который владеет землёй или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством.
Фермерское хозяйство- объединения фермеров.
В фермерских хозяйствах разводят скот, выращивают зерно, овощи, фрукты.
Кредит-(устно, посмотрим значение этого слова в словарике в конце учебника) предоставление денег или товара в долг.
Физминутка «В Казахстане мы живем»
В Казахстане мы живем, (разводят руки в стороны)
Есть у каждого свой дом, (делают «крышу» из ладошек)
Есть работа (стучат кулачком об кулачок),
Есть друзья (хлопают),
Папа, мама есть ( как бы обнимают их)
И я (показывают ладошкой на себя)
7. Работа в группе.
Собери пословицы. Объясни:
Снег глубокий - хлеб высокий.
Хлеб - наше богатство.
Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь.
Дискуссия. Почему говорят: «Земля - наша кормилица!»
8. Подумай! Минутка размышления.
-Давайте представим, ребята, что вы фермеры. Домой вам было задано подготовить постер и сделать к нему презентацию. Каждый из вас должен защитить свой постер.
1-ый учащийся (Даниил) - Ты стал взрослым, выбрал профессию фермера, занимаешься выращиванием коров. Какую продукцию ты будешь получать, и как будет называться твоё фермерское хозяйство?
2-ой учащийся (Надя) - Ты занимаешься выращиванием домашних птиц. Какую продукцию ты будешь получать, и как будет называться твоё фермерское хозяйство?
3- ий учащийся (Никита) - Ты занимаешься выращиванием кроликов. Какую продукцию ты будешь получать, и как будет называться твоё фермерское хозяйство?
- Напоминают ли нам эти фермы завод или фабрику? Почему?
- Потому что все работы на ферме механизированы. Здесь нужны люди, которые знают современную технику.
-Уважаемые фермеры куда отправляется продукция, выращенная фермерским хозяйством?
9. Отгадай загадку.
- А сейчас, отгадав загадки, назовите помощников людей в полевых работах.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы все с полей
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина, грузовик).
На доску вывешивается картинка.
Конь стальной по полю ходит,
Лихо борозду выводит,
Сена никогда не просит.
Пашет, сеет, даже косит. (Комбайн).
Вывешивается картинка.
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет -
Семь плугов тащит. (Трактор).
Вывешивается картинка.
10. Подведение итогов урока.
Подумай!
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Кого называют фермером?
- Для чего нужны фермерские хозяйства?
- Какую помощь оказывает государство фермерским хозяйствам?
11. Рефлексия.
-Ребята, как оцениваете сегодня урок. Возьмите карточки и покажите какое настроение у вас после урока.
12. Д/з. Чтение текста «Фермерское хозяйство».
Спросить у взрослых, о каких фермерских хозяйствах они могут вам рассказать.
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
Оценки за урок.