kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение познавательной активности по средствам икт в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение познавательной активности по средствам икт в начальной школе.»

Повышение познавательной активности по средствам икт в начальной школе.

В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

• формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста;

• учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

• отстаивать свое мнение;

• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

• ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

• рецензировать ответы товарищей;

• оценивать ответы и письменные работы товарищей;

• объяснять более слабым учащимся непонятные места;

• самостоятельно выбирать посильное задание;

• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Информация - все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о каком-либо объекте.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Для повышения эффективности и качества учебного процесса становится особо  актуальной  проблема повышения познавательной активности и творческого потенциала учащихся.  Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, одним из которых является  включение в учебный процесс информационных технологий.

Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Факторы активизации познавательной деятельности, которые можно использовать более эффективно в условиях применения ИКТ опираются на  преимущества  ИКТ.  Использование  ИКТ  в учебном  процессе  имеет два  преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны:

  1. Яркое, чёткое, аккуратное и цветное  изображение  на экране  намного  эффектнее  и качественнее изображения, выполняемого мелом на доске.

  2. Повышается  уровень  использования наглядности на уроке.

  3. Происходит экономия  времени, необходимого для  изучения  конкретного материала;  Увеличивается  объем  работы учащихся на уроке;

  4. Знания  сохраняются в памяти детей значительно  дольше;

  5. Повышается  познавательный интерес и  учебная  мотивация обучающихся;

  6. Улучшается  дисциплина на  уроке.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

· активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

· во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

· большой объём информации может быть получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

· учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

Примеры использования икт на уроках:

  1. На уроках математики – устный счет, объяснение нового материала, закрепление материала, наглядность.

  2. На уроках русского языка – наглядность при объяснение нового материала.

  3. На уроках природоведения – демонстрационный материал.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста учитель произносит примерно в течение 1-3 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса. .

А  учащихся  младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.  Особенно  их привлекает возможность общения  с виртуальным  сказочным  героем.

Встреча  с виртуальными  сказочными  героями вносит  элемент  занимательности, игры, что  способствует повышению  работоспособности, заинтересованности обучающихся. 

         Систематическое использование ИКТ на уроках органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, что позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Повышение познавательной активности по средствам икт в начальной школе.

Автор: Терещук Ирина Николаевна

Дата: 07.03.2016

Номер свидетельства: 302834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "отчёт по самообразованию «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(143) "otchiot-po-samoobrazovaniiu-ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "131279"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416133611"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "ИКТ как средство повышения познавательной активности младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(79) "ikt-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "201431"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429038388"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя"
    ["seo_title"] => string(94) "ispol_ovaniie_ikt_v_nachal_noi_shkolie_kak_sriedstvo_povyshieniia_kachiestva_raboty_uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "342446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473109725"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ                       КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ                    МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА."
    ["seo_title"] => string(110) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii-mladshiego-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "248171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668779"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Информационно - компьютерные технологии  как средство повышения качества знаний младшего  школьника."
    ["seo_title"] => string(112) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "248175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669490"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства