Обеспечивает психологический настрой на работу в течении урока. Прием: «Поприветствуйте друг друга глазами. Рада вас видеть, присаживайтесь…» Обеспечивает мотивацию учения. . У: Повторим то, что уже знаем о воздухе. Будем работать в паре, поэтому нам нужно повторить правила работы в паре. У:Молодцы! Я рада за вас, что вы эти правила знаете, мы их будем применять на протяжении всего урока. Вы согласны со мной? У:А давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что… .
У:Молодцы ребята! Я довольна вашими знания по пройденной теме. И я рада, что вы теперь ещё больше знаете о значении воздуха для жизни на земле. У:Итак, ребята на ваших лицах я прочитала, что нам всё понятно по теме « Воздух».Я с вами абсолютно согласна, что без воздуха наша планета бы просто не существовала. Вы просто у меня знатоки и умники! Давайте поразмышляем , как ,вы, думаете без чего мы ещё не сможем прожить на Земле? Я сейчас вам спою песенку, а вы в это время будете думать над моим вопросом. Вы согласны? *(исполнение учителем песни « По камушкам речка бежит».Возможно прослушивание фонограммы) У: Кто уже готов дать ответ на мой вопрос? *( выслушать мнение детей)
:Давайте посмотрим , правильно ли вы размышляли? *(если не прозвучат ассоциации на слово «вода», конкретно прочитать загадку о воде) *(на доске, компьютере открывается тема урока.) У: Молодцы ребята. Давайте вместе со мной прочитаем тему нашего урока и запишем её в тетрадь. У:Сегодня мы проведем научную работу, чтобы узнать свойства воды, поэтому будем исследовать, делать опыты, записывать все наблюдения, будем делать выводы. У:Итак ,ребята, наш урок мы построим так. Побеседуем о воде. Согласны? *(небольшая беседа о воде ,в сопровождении презентации, использовать глобус )
У: Ребята, вода – это вещество обыкновенное и знакомое очень хорошо нам всем. Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду? Правильно, воду мы можем увидеть в морях, океанах, реках, родниках. Она течёт из крана. Воду используем для приготовления пищи, лекарств, для поливки полей и огородов. .Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли.( показать глобус) Вода содержится в организмах животных, растений, человека. Без воды жить нельзя. Без воды перестают работать предприятия. Да и сам человек долго без воды жить не может.
У:А сейчас ребята наш класс превратиться в научную лабораторию. Вы будете научными сотрудниками, а я буду директором этого научного центра. Научную работу мы проведем, чтобы узнать свойства воды, поэтому будем исследовать, делать опыты, записывать все наблюдения в журнал (показываю бортовой журнал), будем делать выводы. А потом проверим ,совпадут ли наши исследования, с книжными. Договорились? Результаты вы будете записывать в бортовой журнал. Перед тем как вы приступите к ее выполнению, послушайте порядок ее проведения и инструктаж *(читаю инструктаж «ТБ при работе с лабораторными инструментами»-обговорить с учащимися. *(раздаю «бортовой журнал» и знакомлю, что и где записывать).
- На моём столе стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой формы вода в них. О чём это говорит? Вывод: вода не имеет формы, a приобретает форму сосуда, в котором находится *(на доске рисунок 1, ассоциация: бесформенное пятно-вода не имеет формы).
рисунок 1 *(Во время выяснения какого-либо свойства на доске появляются значки, помогающие детям запомнить свойство, при повторении его назвать). У: Когда человек использует это свойство воды?
У:Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода? *( Когда дети готовы, они поднимают руки « домиком».) У:Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать. *(Учителю важно еще раз спросить:) У:Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать? Вывод: вода бесцветная *(на доске прикрепляются несколько цветных полосок по ассоциации: есть цвет-нет цвета).
рисунок 2 - Когда мы используем это свойство? У:Опустите ложку в стакан c водой. Что наблюдаете? У:Посмотрите: я опустила ложку в стакан c молоком. Что наблюдаете? (В стакане c водой ложка видна, a в стакане с молоком её не видно). рисунок 3 Вывод: вода прозрачная *(на доске рисунок 3, ассоциация: вода прозрачная-стекло прозрачное). У:- Когда люди используют это свойство воды У:Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что наблюдаете? (Вода перелилась в стакан). Вывод: вода течёт(текуча) * (на доске учитель рисует стрелку, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется).
рисунок4 У:Когда человек использует это свойство? У: Посмотрите на две пробирки c жидкостями у меня в руках. - Чем они похожи? (B них прозрачные жидкости) - Чем отличаются? (На одной есть полоска, a на другой нет) -Как вы думаете: в какой пробирке вода? (У ребят возникает сомнение) У:Я результат опыта записала на листок и отдала эксперту (одному из учеников). Эксперт проверит, правильно ли мы определим воду. * (На листочке, который учитель отдаёт ученику, запись “B синей - вода, в другой – уксус”). У:Для проведения эксперимента мне понадобятся несколько помощников. Им нужно будет почувствовать запах жидкостей в пробирках. Я расскажу, как это нужно правильно делать. (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи воздуха от пробирки к носу, вдохнуть воздух, почувствовать запах) (Предложить помощникам почувствовать запахи жидкостей, поочерёдно открыть пробки. Результаты помощники сообщают тогда, когда понюхали обе жидкости. Результаты сравнить с записью у эксперта). Вывод: вода не имеет запаха
рисунок 5
*(на доске рисунок 5, ассоциация: нос-запах.)
- Когда человек использует это свойство воды? У:Перелейте часть воды из пробирки в стаканчик. Положите кусочек сахара в стаканчик, размешайте. Попробуйте воду в стаканчике и в пробирке. Что наблюдаете?
рисунок 6 Вывод: вода без вкуса * (на доске рисунок 6, ассоциация: конфета-вкус). - Когда человек использует это свойство воды? « На реке живёт енот» На реке живет енот. Чешет лапкой он живот. Своим хвостиком виляет, К верху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет, Под корнем запасы прячет. Он среди воды живет Добродушный наш енот.
У:Мы,ребята,отдохнули,и с новыми силами приступим к работе,повернитесь друг к другу и проговорите по очереди свойства воды, которые мы узнали на уроке. Не забудьте оценить своего партнёра по парте. У:А теперь давайте сделаем так: глазки закрыли и проговариваем эти свойства . Молодцы!Умнички!
У:Так как вы любите рисовать, возьмите карандаши и нарисуйте как вы зрительно запомнили эти свойства Игра «Верите ли вы, что… 1.вода без вкуса 2.вода без запаха 3.вода прозрачная 4.вода не имеет формы 5.вода без цвета 6.вода текучая У: Ребята ,а теперь давайте сверим наши записи с учебником и посмотрим, совпали ли они с нашими опытами? Поработайте в паре, у вас это сегодня хорошо получается Молодцы!
У:Итак, я вижу по вашим радостным лицам, что у нас всё получилось. Вы просто у меня умнички!!! Я рада за вас! У: Ребята, а сейчас мы с вами будем отгадывать загадки, каждой паре я дам по две загадки (раздаю загадки без ответов). Вы сейчас в паре прочитаете их внимательно, поразмышляете и дадите мне правильный ответ. Определитесь, кто будет отвечать на данные загадки.( работают в паре-2мин) У: И так ребята я слушаю ваши ответы(ответы прослушать и провести корректировку, если нужно) У: как вы думаете лед, град- это какое состояние воды по вашему мнению? У:Как вы думаете дождь, родник – является каким состоянием воды? У: Вот облако и роса, как вы считаете, к какому состоянию воды можно отнести? У: А теперь снова давайте закроем глазки, и по моей команде назовем все три состояния воды. Молодцы!
У:Попробуйте теперь эти состояния воды изобразить на бумаге, работая вдвоём . У: Чем похожи все эти явления природы? (состоят из воды). Вот мы и подошли к завершению нашего урока, мы проделали с вами огромную работу и я вас всех оценю на «отлично». У: А что вы еще хотите узнать о воде? А вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
У: Ребята, а кто желает, приготовит дополнительную информацию о воде, кроме информации на странице 43-45 по книге .( Рекомендую дать дополнительное задание из хрестоматии по познанию мира Вода и ее превращение»- сильным и одаренным детям).
|