Тема: Пословицы, поговорки загадки.
Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о пословицах,поговорках и загадках,раскрыть и закрепить их особенности, привить школьникам чувство любви, интереса и уважения к устному народному творчеству как скровищнице народной мудрости, обогатить речь учащихся новыми словами, развить наыки выразительного чтения пословиц, поговорок и загадок.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации.
Методы и приемы: Чтение, перевод,письмо беседа,пересказ,составление плана,игра.
Оборудование:Книжная выставка «Устное народное творчество»,иллюстрации к пословицам и поговоркам, раздаточный дидактический материал, плакаты с надписями пословиц и поговорок, интерактивная доська,диски.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.Подготовка учащихся к уроку.
2.Повторение. Вводное слово учителя.Сопровождается показом иллюстраций,демонтрацией диапозитивов пословиц,поговорок и загадок. Чтение пословиц,поговорок и загадок учителем и прослушивание грамзаписей.Беседа.
-Ребята, что вы узнали?
-Пословицы,поговорки,загадки.
3.Самостоятельная работа.
-Этот урок,дети,проведем в виде соревнование.Класс раздели на две команды.Первую назовем «Веселые» (к??ілділер),а вторую-«Наблюдательные» (ба?ылаушылар).
Правила игры:за правильный ответ-3 балла,за неправильный ответ-0.Жюри,состоящее из 2-3 учащихся,будеть следить за игрой и считать очки.В конце соревнавания оьявим команду-победительницу.
Вопросы и задания игры.
-Что же такое пословица?Какой смысл имеют пословицы?Когда появились пословицы?Что такое поговорка?Чем она отличается от пословицы?
Переведите на казахский язык пословицу «Куй железо,пока горяче!».
Переведите на русский язык пословицы «Т?беден жай т?скендей», «?ол ?усырып ?арап отыру».
Что такое загадки?
Образцы:
Хоть и толчешься на месте, Кто в дом идет,меня за руку берет.(Дверь)
Он летит с тобою вместе. Всегда ходят,а места не сходят.(Часы)
(Велосипед)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся.(Чайник)
Сделайте вывод,ребята,какую роль играют пословицы,поговорки и загадки в художественных произведениях, в нашей речи.
4.Работа по тексту. Дети прочитайте внимательно и не торопиясь на интерактивной доске статью «Пословицы и поговорки». Составьте к ней план. План дольжен быть подровным (толы?) и кратким(?ыс?а,?ыс?аша).
Подробный Краткий
1.Вспомним пословицы.. 1.Что такое пословица
2.Что же такое пословицы? 2.Содержание и форма пословиц
3.Пословицы похожи на 3.Прямой переносный смысл
маленькие стихотварения. пословиц
4. Пословицы имеют прямой и 4.Общее между пословицей и
переносный смысл. поговоркой.
5.Пословицы появились давно.
6.Что же такое поговорка?
Ее отличие от пословицы.
7.Значение пословиц и поговорок в художственной литературе.
После выполнения задания жюри сравнивает и оценивает планы каждой команды.
5.Работа по тематике
Теперь,ребята последнее задание.На плакате вы видите следущие пословицы.
Распределите их по тематике.(Та?ырып ар?ылы)
Доброе братство милее богатства.
Человек без друзей,что дерево без корней.
Грамоте учиться-всегда пригодится.
Не сиди сложа руки,так и не будет скуки.
Не стыдно не знать,стыдно не учиться.
Труд человека кормит,а лень портит.
Для родины своей ни сил,ни жизни не жалей.
Имя джигита трудом славится.
Друг познается в беде,добрый конь-на скачах.
6.Подведение итогов урока.Жюри оценивает ответы команд «Веселые» и «Наблюдательные»,обьявляет победителя.
7.Задание на дом.Выучить наизуть по 10-15 пословиц,поговорок и загадок.