kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность.

Цели: знать определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога;

уметь объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи.

Ход урока

1.Организация на урок

1.1 Приветствие

1.2 Проверка готовности рабочего места

1.3 Сообщение темы и цели урока

2. Проверка домашнего задания

2.1 Ответы на вопросы и задания 1—8 учебника (с. 10—11).
2.2 Рассказ об обрядах и народной культуре своего края.

2.3 Итог по домашнему заданию
3. Работа по теме урока
3.1 Пословицы и поговорки малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность
      Работа со статьей учебника «Пословицы и поговорки» (с. 11—13, ч. 1).
      Читаем выразительно эпиграф к статье. Предлагаем подумать над значением слов смысл и толк: внутреннее содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом. Обратим внимание, что каждая пословица и поговорка имеют «внешнее» (то есть смысл) и «внутреннее» (толк) содержание.
      Статью учебника ребята читают вслух, затем отвечают на вопросы (1-й вопрос, с. 14). Выводы запишем в тетрадь.
      * Пословицы легко запоминаются, потому что они кратки, в них есть ритм и зачастую рифма.
      * И пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

3.2. Многообразие тем
      Самостоятельная работа
      Дайте название каждой группе пословиц, приведенных в учебнике (с. 13—14, ч. 1). Названия запишите в тетради (см. 2-й вопрос, с. 14).

3.3 Беседа по вопросам
      4-й вопрос. Пословицы, которые возникли из басен И. А. Крылова:
      «Сильнее кошки зверя нет» — басня «Мышь и Крыса».
      «А Васька слушает да ест» — басня «Кот и Повар».
      «У сильного всегда бессильный виноват» — басня «Волк и Ягненок».
      «Слона-то я и не приметил» — басня «Любопытный».
      «А воз и ныне там» — басня «Лебедь, Щука и Рак».

   3.4   Подготовка к сочинению
      Предложим детям рассмотреть «внутреннее» и «внешнее» содержание пословиц, т. е. их прямой и переносный смысл, на нескольких примерах.
      Лес рубят — щепки летят.
      Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
      Не зная броду, не суйся в воду.
      Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
      Цыплят по осени считают.
      Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
      От яблони — яблочки, а от сосны — шишки.
      Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.

      — В каких случаях употребляются перечисленные поговорки (с. 14)?
      — В отношении к каким людям употребляются приведенные поговорки? (1-й вопрос рубрики учебника «Развивайте дар слова», с. 15.)
      «Рвет и мечет» говорят о человеке, который возмущается чем-то и эмоционально выражает это возмущение.
      «При царе Горохе» — так говорят о том, что было очень давно и неизвестно, было ли это вообще.
      «Медведь на ухо наступил» — так говорят о человеке, у которого нет музыкального слуха.

      Учитель показывает классу книгу В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» (можно показать словарь Даля), рассказывает, что Владимир Иванович Даль больше тридцати лет трудился над созданием «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрал около 30 тысяч пословиц, поговорок и разного рода народных речений. В. И. Даль был врачом, дружил с А. С. Пушкиным. Именно Пушкин дал ему идею собирать русские пословицы. Слова поэта, приведенные в эпиграфе, Пушкин обращал к В. И. Далю.
  4. Итог урока

    Отвечая на 2-й вопрос учебника (с. 15), подведем итоги уроку.
      — Почему В. И. Даль открывает свой труд «Пословицы и поговорки русского народа» таким изречением: «Пословица несудима»?
      Смысл выражения «Пословица несудима» в том, что судить пословицу нельзя, потому что она сама есть суждение, выработанное мудростью народа.
-Оценка деятельности учащихся.


  5.   Домашнее задание
      Подобрать пять пословиц на одну тему. Выписать пословицы в тетрадь. Возможные темы: счастье, судьба, терпение и надежда, семья, дети, язык, речь (по выбору учителя или учеников; можно по вариантам).
      Подготовить устный ответ на вопрос 3-й рубрики учебника «Развивайте дар речи» (с. 14).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. »

Тема: Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность.

Цели: знать определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога;

уметь объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи.

Ход урока

1.Организация на урок

1.1 Приветствие

1.2 Проверка готовности рабочего места

1.3 Сообщение темы и цели урока

2. Проверка домашнего задания

2.1 Ответы на вопросы и задания 1—8 учебника (с. 10—11).
2.2 Рассказ об обрядах и народной культуре своего края.

2.3 Итог по домашнему заданию
3. Работа по теме урока
3.1 Пословицы и поговорки малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность
      Работа со статьей учебника «Пословицы и поговорки» (с. 11—13, ч. 1).
      Читаем выразительно эпиграф к статье. Предлагаем подумать над значением слов смысл и толк: внутреннее содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом. Обратим внимание, что каждая пословица и поговорка имеют «внешнее» (то есть смысл) и «внутреннее» (толк) содержание.
      Статью учебника ребята читают вслух, затем отвечают на вопросы (1-й вопрос, с. 14). Выводы запишем в тетрадь.
      * Пословицы легко запоминаются, потому что они кратки, в них есть ритм и зачастую рифма.
      * И пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

3.2. Многообразие тем
      Самостоятельная работа
      Дайте название каждой группе пословиц, приведенных в учебнике (с. 13—14, ч. 1). Названия запишите в тетради (см. 2-й вопрос, с. 14).

3.3 Беседа по вопросам
      4-й вопрос. Пословицы, которые возникли из басен И. А. Крылова:
      «Сильнее кошки зверя нет» — басня «Мышь и Крыса».
      «А Васька слушает да ест» — басня «Кот и Повар».
      «У сильного всегда бессильный виноват» — басня «Волк и Ягненок».
      «Слона-то я и не приметил» — басня «Любопытный».
      «А воз и ныне там» — басня «Лебедь, Щука и Рак».

   3.4   Подготовка к сочинению
      Предложим детям рассмотреть «внутреннее» и «внешнее» содержание пословиц, т. е. их прямой и переносный смысл, на нескольких примерах.
      Лес рубят щепки летят.
      Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
      Не зная броду, не суйся в воду.
      Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
      Цыплят по осени считают.
      Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
      От яблони яблочки, а от сосны шишки.
      Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.

      — В каких случаях употребляются перечисленные поговорки (с. 14)?
      — В отношении к каким людям употребляются приведенные поговорки? (1-й вопрос рубрики учебника «Развивайте дар слова», с. 15.)
      «Рвет и мечет» говорят о человеке, который возмущается чем-то и эмоционально выражает это возмущение.
      «При царе Горохе» — так говорят о том, что было очень давно и неизвестно, было ли это вообще.
      «Медведь на ухо наступил» — так говорят о человеке, у которого нет музыкального слуха.

      Учитель показывает классу книгу В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» (можно показать словарь Даля), рассказывает, что Владимир Иванович Даль больше тридцати лет трудился над созданием «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрал около 30 тысяч пословиц, поговорок и разного рода народных речений. В. И. Даль был врачом, дружил с А. С. Пушкиным. Именно Пушкин дал ему идею собирать русские пословицы. Слова поэта, приведенные в эпиграфе, Пушкин обращал к В. И. Далю.
4. Итог урока

    Отвечая на 2-й вопрос учебника (с. 15), подведем итоги уроку.
      — Почему В. И. Даль открывает свой труд «Пословицы и поговорки русского народа» таким изречением: «Пословица несудима»?
      Смысл выражения «Пословица несудима» в том, что судить пословицу нельзя, потому что она сама есть суждение, выработанное мудростью народа.
-Оценка деятельности учащихся.


  5.   Домашнее задание
      Подобрать пять пословиц на одну тему. Выписать пословицы в тетрадь. Возможные темы: счастье, судьба, терпение и надежда, семья, дети, язык, речь (по выбору учителя или учеников; можно по вариантам).
      Подготовить устный ответ на вопрос 3-й рубрики учебника «Развивайте дар речи» (с. 14).


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Зыбина Ольга Анатольевна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146544


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства