Просмотр содержимого документа
«Портфолио как технология оценки качества образования»
Портфолио как технология оценки качества образования
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных, краевых олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов".
Министр образования В.М.Филиппов, 2003г.
В настоящее время одним из ориентиров обновления оценки качества образования является технология портфолио. Портфолио рассматривается как способы
фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения;
учёта результатов в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Конечная цель учебного портфолио- индивидуальная накопительная оценка и определение рейтинга выпускников начальной школы.
Использование технологии “портфолио” помогает решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика и способствует повышению качества образования в целом.
Использование технологии “портфолио”, позволяет мне решать следующие педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает ученика на демонстрацию прогресса;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться –ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
На каждом уровне обучения портфолио имеет свои особенности, например, на уровне начального общего образования-способ фиксации информации о продвижении в учебной деятельности, для подготовки карты индивидуальных достижений ученика при переходе на второй уровень обучения.
Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа, развития рефлексии, оценки результатов собственной деятельности, в ходе которой ученик осознаёт собственную субъектную позицию.
Преимущества портфолио заключаются в следующем:
Портфолио органически интегрирует три составляющие процесса обучения - преподавание, учение и оценивание.
Портфолио объединяет количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
Поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося, с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;
Портфолио — форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Такие особенности портфолио, как поддержка и поощрение высокой учебной мотивации школьников, развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности не реализовать за один-два года. Следовательно, важно реально оценить возможности учащихся в предоставлении материалов, для составления “картины” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Поэтому я использую технологию портфолио на I уровне обучения, где необходимо использовать систему внутренней накопительной оценки достижений учащихся.
Конечно, есть определённые трудности. Прежде всего - это общая неготовность учащихся и родителей к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:
у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, есть трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
родители не готовы к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.
Поэтому мы работаем одновременно и с родителями, и с детьми.
На практике это выглядит так:
в 1 классе педагоги совместно с психологом изучают психологические, физические, творческие, учебные возможности ребят, выбирают форму портфолио;
во 2 классе мы проводим разъяснительную работу с родителями. Объясняем важность и нужность данной работы, знакомим с целями, задачами и преимуществом портфолио. Предлагаем структуру портфолио: сведения о себе (о ребёнке), семье, друзьях, достижениях.
3 класс - это второй этап работы над портфолио. Главная задача - развить навыки целеполагания и рефлексии.
В 4 классе добавляем "Самооценку результатов обучения", предлагаем ребятам заполнить таблицу “Моя оценка учебного года” (показать и рассказать о таблице). Для себя обозначаем этот этап, как этап словесного оформления целеполагания и рефлексии.
Какие виды работ собираются в папку, из которой затем отбираются компоненты портфолио? Прежде всего, презентации, подготовленные детьми самостоятельно или совместно с родителями, и сочинения (авторские работы), доказательства как академических, так и внеучебных достижений. Доступ к портфолио имеютучащийся, учитель, родители, администрация школы.
Я использую портфолио как доказательство интеллектуального развития учащегося, учитывая сильные и слабые стороны учащегося, отражённые в портфолио, при выборе новых тем и проектов.
В каждом из портфолио просматривается индивидуальность ребёнка, его личные шаги по лестнице успеха, неважно как он её оформляет: графически или словесно. Каждый из малышей и их родители относятся к этому бережно, ответственно, как к документу, складывая в портфолио работы, грамоты, дипломы, сертификаты, табели успеваемости и т.д.
Портфолио - это ещё и возможность обеспечить более активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребёнка, более адекватно оценивать как сильные так и слабые стороны своих детей как учеников и более активно сотрудничать со школой.
Введение портфолио положительно повлияло на организацию учебного процесса, т.к.:
увеличилось количество ребят и педагогов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью;
увеличилось количество педагогов использующих проектные формы работы;
повысилась образовательная активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны учащихся более достоверным и ответственным;
поддерживается высокая учебная мотивация школьников;
развиваются навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формируются умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является “технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни”.