kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Портфолио, как оценка учебных достижений и личностных характеристик студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

      В последние годы в условиях интеграции страны в мировое сообщество в России, как и во всем мире остро обозначились проблемы качества образования, идет поиск надежных средств, методов и технологий оценивания его результатов, соотносимых с международны

ми стандартами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Портфолио, как оценка учебных достижений и личностных характеристик студентов»

ПОРТФОЛИО, КАК ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК студентов (Гаврилова Н.М.)



В последние годы в условиях интеграции страны в мировое сообщество в России, как и во всем мире остро обозначились проблемы качества образования, идет поиск надежных средств, методов и технологий оценивания его результатов, соотносимых с международны

ми стандартами.

В настоящее время усиливается необходимость оценивания как учебных достижений студентов, так и ряда характеристик, комплексно определяющих степень их личностного развития: креативности, сформированности общеучебных и ключевых компетенций, опы-

та практической и творческой деятельности, опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений, природных способностей и профессиональной предрасположенности. Однако количественно из мерить все это пока невозможно по ряду причин: нет надежных изме рителей не только для оценивания знаний, но и особенно для измере ния креативности, компетенций, потенциальных возможностей, навыков творчества и других способностей обучающихся.

Тем не менее, в результате широкого внедрения с начала 90-х годов контрольных измерительных материалов появились инновационные формы оценивания и формы накопления информации – портфолио, значительно расширяющие возможности по оценке деятельности обучающегося [1]. Появление портфолио в первую очередь вызвано тем, что противники тестового контроля апеллируют к случайности и необоснованности одноразовой тестовой оценки.

Для объективизации оценок уровня сформированности учебных достижений и выявления их прогностических возможностей наметился переход к динамическим оценкам, характеризующим процесс усвоения знаний на протяжении определенного отрезка времени и позволяющим формировать образовательную информацию об обучаю-

щемся. В этой связи появилась идея оценивания достижений обучающегося с позиции творчества, его способностей к самостоятельной поисковой деятельности, выполнению учебных проектов, самостоятельного нахождения нового как в методике решения задач, так и в учебной информации, участия в олимпиадах и др. Таким образом, портфолио – это научно обоснованная накопительная система, сочетающая в оптимальных пропорциях оценки тестового и традиционного контроля, количественные и качественные характеристики обучающихся для более полного отображения общего уровня подготовленности и прогностических возможностей личности.

Согласно исследованиям Р. Паулсон и К. Мейер, портфолио отличается от традиционных методов тем, что обеспечивает педагога обоснованной информацией о процессе и результатах деятельности обучающегося в режиме самостоятельной работы, совершенствовании его креативных способностей и умений получать собственные оце-

ночные суждения о результатах своей деятельности [3]. Основное преимущество портфолио по сравнению с традиционными тестами состоит в том, что оно характеризует качество обучения многоплано во и многомерно, с разных позиций: оценки мыслительной деятельности обучающегося, его междисциплинарных умений, умений постановки проблем, решения нестандартных задач, понимания учебных предметов и овладения соответствующими навыками, упорства в достижении результата и др. Система независимого тестирования усиливает валидность результатов аттестации обучающихся, задает структуру количественных показателей портфолио и создает условия для доверия пользователей к его содержанию.

На сегодняшний день выделяют несколько видов портфолио.

Процессуальный портфолио применяется для отслеживания и итогового оценивания результатов учебной деятельности обучающегося, в которой отражены полученные им междисциплинарные знания, умения и навыки, приобретенные на базовом и повышенном уровнях изучения отдельных предметов. Визуализируемый портфолио применяется для

подтверждения и оценки компетенций обучающегося по самым ключе вым вопросам, в него включаются самые лучшие завершенные работы, выбранные совместно обучающимся и педагогом. Портфолио позволяет, как считает Н. Ф. Ефремова, более полно оценивать различные умения и навыки обучающихся, их активность в образовательном процессе, участие в олимпиадах и конкурсах, профессиональную ориентацию и склонность к выбору будущей профессии [2].

В портфолио оценка фокусируется на самостоятельной работе обучающихся и включает определение уровня базовых и ключевых знаний, межпредметных умений, опыта учебной деятельности, учебных компетенций, уровня мотивации к обучению и ценностносмыслового отношения к учебе.

Характеризуя портфолио в целом, можно отметить, что он базируется на четко установленных критериях оценки, наиболее существенных для дальнейшего обучения. Как правило, портфолио содержит выборку основных работ за определенный период обучения, подтвер жденных документально (сертификаты, свидетельства, грамоты, гран-

ты), и результаты итогового контроля по завершении рассматриваемого периода обучения. Результаты выполнения работ оцениваются широким спектром контрольно-измерительных материалов и сводятся к интегральной оценке. В портфолио входят также качественные оценочные характеристики, выданные обучающемуся его сверстниками,

педагогами и родителями. Возможны варианты определения максимального общего балла портфолио или его возможного удельного веса в суммарном образовательном рейтинге обучающегося, а также порядка его исчисления. Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом какой-либо одной составляющей или быть интегральной величиной.

Всесторонний и объективный мониторинг учебных достижений, обеспечиваемый с помощью портфолио, открывает совершенно новые возможности аттестации выпускников и конкурсного отбора лучших из них для продолжения обучения на более высокой ступени. Задача, связанная с профориентацией, решается особенно сложно при дифферен-

циации выпускников основной школы для перевода на так называемую профильную ступень обучения. Здесь возникают сложности различно го рода, связанные с отсутствием современного инструментария.

С одной стороны, ощущается потребность в проведении проф ориентационной работы с помощью специальных психологических тестов, практически отсутствующих на настоящий момент в нашей стране. С другой стороны, необходимы междисциплинарные педагогические тесты для осуществления конкурсного отбора в профильные классы. По-видимому, в будущем, по мере создания эффективной системы тестирования и профориентация будет проводиться на должном уровне соответствующими средствами и методами профориентационного тестирования. Пока же эти вопросы остаются открытыми и решаются каждым образовательным учреждением в индивидуальном порядке.

В рекомендациях директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием «Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы» (Москва, 2003) указывается, что «важным нововведением, следующим из концепции профильного обучения, становятся упорядочение и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу вопросов приема в профильные школы и классы». Такой основой является переход от одноразовых оценок к портфолио – накопительной системе оценивания.

Как показывает зарубежный опыт, всесторонний и динамический способ мониторинга качественных и количественных оценок за определенный период обучения по одной или разным предметным областям позволяет более обоснованно прогнозировать перспективы

обучения. В рекомендациях по построению моделей портфолио выпукников основной школы отмечается, что результаты экзаменов, проводимых на объективной, «внешней» основе, должны стать важнейшей составляющей итоговой аттестации. Однако внешние оценки не должны быть единственными. Ибо очевидно, что нельзя пренебрегать и иными реальными образовательными достижениями обучающегося, полученными им в иных, не экзаменационных формах. Тем более если речь идет о выявлении объективных оснований выбора профиля обучения в ближайшем будущем.

Идея портфолио как совокупности (портфеля) сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выолняющей роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяющей рейтинг выпускников основной школы, открывает новые прогностические возможности. Однако для реализации такого подхода необходимы создание структур, механизмов и критериев для построения портфолио, разработка и апробация различных моделей портфолио, методов анализа и оценки его составляющих в соответствии с целями оценивания. Требуется разработать варианты ранжирования и сертифицирования материалов, составляющих портфолио, установить критерии их оценки, также сроки, в течение которых индивидуальные учебные достижения являются актуальными и подлежат накоплению в портфолио, установить требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио, которые являются обязательными для образовательных учреждений. Все это должно обеспечить организационную и содержательную целост-

ность двух составляющих образовательного рейтинга: итоговой аттестации и индивидуальной накопительной оценки.

Пока еще только предлагаются различные варианты портфолио, позволяющие документировать оценки. По мнению создателей портфолио, нижний уровень достижений, учитываемых портфолио, может быть школьным или межшкольным в том случае, если проводятся внешняя экспертиза и сертифицирование результатов, достигнутых внутри школы или на межшкольных мероприятиях. Для образователь-

ных сетей большого города и для сельских районов пороговым уровнем может быть принят уровень районных олимпиад, в малом городе –уровень городских олимпиад. Все достижения, показанные обучающимся на уровне выше муниципального, могут давать право быть зачисленным на избранный профиль муниципального образовательного учреждения вне конкурса. В любом случае при ранжировании отсчет ведется от достижений самого высокого уровня внутри сети.

Наряду с независимыми (внешними) оценками – дипломами олимпиад и конкурсов – могут учитываться сертификаты, полученные в учреждениях дополнительного образования, свидетельства о прохождении определенных конкурсов (иностранного языка, информационных технологий и др.), а оценивают их, приводя «к общему знаме-

нателю», в соответствии с установленными критериями. При этом приоритетными являются профильные достижения, то есть результаты, достигнутые в тех предметных областях, по которым обучающийся сдает экзамены по выбору, или смежных с ними.

Важно также определить срок актуальности учебных достижений, в течение которого они накапливаются в портфолио: последнего учебного года, двух лет или длительного срока обучения на основной ступени. Возможны разные варианты учета оценок портфолио при переходе на следующую ступень обучения:

− результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг, а зачисление ведется по рейтингу;

− учитываются только при прочих равных условиях (относи-

тельно результатов экзаменов) в ситуации возникновения конкурса;

− выступают приоритетным показателем (в случае равенства

рейтингов у двух поступающих на старшую ступень).

Вероятно, оценки независимого тестирования и ЕГЭ найдут свое место в портфолио. Однако здесь важной составляющей являются интерпретация результатов тестирования и приведение их в сопоставимый вид с другими оценками. Пока сама идея и различные модели портфолио только разрабатываются, планируются и закладываются на уровне апробации, поэтому педагогическое сообщество может и должно активно участвовать в этом процессе.

Такие данные можно использовать в качестве статистической нормы. Для объективизации выводов и заключений педагогический анализ результатов контроля следует проводить в сравнении с данными генеральной выборки (учащиеся страны, региона или крупного города). В этом случае при выявлении причин успехов или неудач образовательной деятельности обеспечивается большая объективность выводов, заключений и принимаемых решений.

В рамках системного подхода к созданию условий для обученияи развития личности контрольно-оценочный процесс и образовательный мониторинг по его результатам должны рассматриваться в контексте других сопутствующих действий, предполагающих постановку и решение комплекса задач по обеспечению высокой объективности результатов тестирования, среди которых можно выделить наиболее важные:

− обучение с использованием тестовых технологий для достижения планируемых результатов в условиях внешней контрольно-оценочной системы;

− создание независимой системы объективного оценивания качества подготовленности обучающихся, адекватной целям и задачам обучения;

− создание системы показателей и критериев независимой оценки качества образовательного процесса и образовательных систем с помощью статистического анализа индивидуальных учебных достижений;

− обоснование и оптимизация в учебном процессе традиционного контроля и обучающего тестирования;

− создание новых моделей педагогических измерений с включением заданий для проверки творческих способностей и практико-ориентированных навыков;

− разработку и широкое использование в учебной практике адаптивного тестирования;

− научное обоснование системы самоконтроля и самоподготовки на основе психолого-педагогических исследований отечественных ученых об индивидуализации обучения, личностно ориентированном и развивающем образовании;

− обеспечение корректного многофакторного анализа эмпирических результатов массового тестирования;

− использование в образовательной и контрольно-оценочной деятельности педагогов современных информационных технологий для повышения эффективности педагогического труда и снижения психологических нагрузок.

Таким образом, можно констатировать, что сама концепция оценки качества образования начинает претерпевать заметные изменения, и впредь она будет затрагивать не только обучающихся и их достижения, но также педагогов, образовательные учреждения и всю систему образования в целом. В последнее время уже наметилась тен-

денция использования результатов массового тестирования для аттестации школ и педагогов, что является позитивным направлением.

Однако это требует разработки соответствующих методик оценки качества образовательного процесса, а одноразовые оценки тестового контроля не могут быть единственными для заключений и выводов о качестве образовательных учреждений, подготовленности обучающихся и квалификации педагогов даже при когнитивной составляющей проверок. В таких условиях вопросы, связанные с повышением эффективности использования материалов, технологий и результатов массового тестирования для оценки учебных достижений и большого спектра личностных характеристик обучающихся, качества целостного образовательного процесса, образовательных систем и управления образованием, становятся особенно важными.


Литература

1. Болотов, В. А. Единый государственный экзамен как элемент

становления системы независимой оценки качества образования в

Российской Федерации [Текст] / В. А. Болотов // Вестник образова-

ния. – 2004. – № 23.

2. Ефремова, Н. Ф. Тестовый контроль в образовании [Текст] :

учеб. пособие / Н. Ф. Ефремова. – М. : Логос, Университетская книга,

2007.

3. Челышкова, М. Б. Адаптивное тестирование в образовании

(теория, методология, технология) [Текст] / М. Б. Челышкова. – М.:

ИЦПКПС, 2001.


4. Власова Т.А. «Инновационные подходы к оцениванию учебных достижений и личностных характеристик студентов»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Портфолио, как оценка учебных достижений и личностных характеристик студентов

Автор: Гаврилова Наталья Михайловна

Дата: 15.04.2019

Номер свидетельства: 507136


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства