Ц е л и: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; уточнение представлений о функции глаголов в речи.
I. Словарно-орфографическая работа.
Картинный диктант
Пальто, воробей, заяц, корова, коньки, мороз, посуда, рабочий, работа
Определи род.
II. Работа над темой.
1) Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
– Что вы знаете о снежинках?
– Записать по памяти.
– Определите части речи всех слов.
– Слова «покружилась», «села» и «растаяла» - глаголы. Что вы можете сказать о глаголах?
2) Есть очень хороший пример для понимания законов Грамматики. Мы сейчас напишем предложение из выдуманных, несуществующих слов. Но само предложение будет построено по законам русского языка, русской Грамматики:
Златая кудря похлабыстала к мюмзику.
Разобрать предложение по членам и частям речи.
На телевидении есть такая игра: «Угадай мелодию». По нескольким нотам его участники угадывают песню. Так и в нашем с вами русском языке. Пусть слова – «невзаправдашние», выдуманные, но их расположение, их звуковой строй нам знаком. Он подчиняется законам Грамматики, освоенным нами с детства.
«Кудря». Ясно, что это - существительное. Существительное женского рода. Вместо «кудря» могло стоять слово кукла, девочка, машина.
«Похлабыстала». Глагол. Означает какое-то действие. «Кудря» пошла, полетела, похромала куда-то. «Похлабыстала».
Какая «кудря»? Ясно же – «златая». Может - золотая, весёлая, нарядная, неумытая. Какая-то.
Куда «похлабыстала» «кудря»? К «мюмзику». Кто такой этот загадочный «мюмзик»? Может быть, парикмахер или зубной врач? Или просто знакомый?
Мы помним, что глаголы означают действия и отвечают на вопросы что делал?, что делала?, что делают?, что сделает?, что будет делать? и так далее.
– О чем же будем говорить сегодня на уроке? (О глаголе.) Мы должны выяснить, для чего нужны глаголы в речи.
– А что такое глагол?
3)
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит–
Все расскажет нам. (глагол)
Игра «Лишнее слово».
– Выписать из каждой строчки лишнее слово.
снег зима идет дождь
прыгают игра мяч кукла
загадки дети люди нарисует
– Какие слова записали? (идет, прыгают, нарисует.)
– Что можно сказать о записанных словах?
– Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?
– Что же такое глагол? Какой вывод можно сделать?
В ы в о д. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что делают?» и т. п.
Чтение правила на стр.5.
III. Упражнение в распознавании глагола среди других частей речи.
– Я буду читать стихотворение, а вам нужно назвать слова, с помощью которых автор передает действия (или хлопать в ладоши).
У меня друзей немало,
Но я их всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет, Варя варит,
Валя валит,
Света светит,
Катя катит,
Соня спит, Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню
Подрисую что-нибудь
– К какой части речи относятся эти слова?
– Как узнаем глагол?
IV. Работа с учебником.
1) Упражнение 1 (устно) с. 3
2) Упражнение 2, 3, 4 с. 4
– Какое сравнение есть в этом стихотворении?
– Как вы думаете, для чего в речи нужны глаголы?
– Прочитайте это стихотворение, не называя слов, отвечающих на вопрос что делает?
– Что заметили?
– Для чего нужны в речи глаголы?
– Сделайте свой вывод.
V. Итог урока.
– Что такое глагол?
– Какую роль играют глаголы в речи?
Домашнее задание: упражнение 6, с. 5, выучить правило с 5.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие о глаголе как части речи.»
Урок 62. ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ
Ц е л и: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; уточнение представлений о функции глаголов в речи.
Словарно-орфографическая работа.
Пальто, воробей, заяц, корова, коньки, мороз, посуда, рабочий, работа
Определи род.
Работа над темой.
1) Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
– Что вы знаете о снежинках?
– Записать по памяти.
– Определите части речи всех слов.
– Слова «покружилась», «села» и «растаяла» - глаголы. Что вы можете сказать о глаголах?
2) Есть очень хороший пример для понимания законов Грамматики. Мы сейчас напишем предложение из выдуманных, несуществующих слов. Но само предложение будет построено по законам русского языка, русской Грамматики:
Златаякудряпохлабыстала к мюмзику.
Разобрать предложение по членам и частям речи.
На телевидении есть такая игра: «Угадай мелодию». По нескольким нотам его участники угадывают песню. Так и в нашем с вами русском языке. Пусть слова – «невзаправдашние», выдуманные, но их расположение, их звуковой строй нам знаком. Он подчиняется законам Грамматики, освоенным нами с детства.
«Кудря». Ясно, что это - существительное. Существительное женского рода. Вместо «кудря» могло стоять слово кукла, девочка, машина.