1. Организационный этап. Цель: проверить готовность к уроку, настроить на работу. | Приветствует учащихся. - Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! А урок мы начнем с минутки фенолога. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. Повторяют стихотворение за учителем. | Р: Организуют свое рабочее место под руководством учителя. |
2. Минутка фенолога. | Посмотрите в окно, а к доске пока выйдет (имя ребёнка, дежурного по классу). 2 слайд: - Покажи условными обозначениями природных явлений на доске: *состояние неба; * осадки; * температуру в градусах; * есть ли ветер. - Молодец! Ребята, я думаю, вы согласны с наблюдениями (имя ученика). Садись на место. Продолжим. 3 слайд: - Поднимите руку, кто может прочитать загадку со слайда. - Прочитай, пожалуйста. - Хорошо, спасибо! Итак, поднимите руку, кто отгадал загадку. - Как ответ? - Правильно –февраль. Февраль– название чего? - Как вы догадались, что это февраль? 4 слайд: - Февраль – второй месяц в юлианском и григорианском календарях, двенадцатый месяц староримского года. Это самый короткий месяц года, и единственный с числом дней менее 30: имеет 28 дней в обычном году и 29 дней в високосные года. У славян этот месяц называется «Снежень», что вполне понятно. Кто скажет, почему раньше февраль называли снежным?. 5 слайд: - Теперь, начиная со второго ряда читаем со слайда по предложению и стараемся объяснить смысл прочитанного. Класс может помогать, отвечаем по руке. - О чём говориться в первой поговорке? 6 слайд: Хорошо! Продолжаем работу. Прочитай, пожалуйста, примету со слайда. - Ребята, посмотрите в окно, и скажите, начался ли месяц тепло? Правильно! А будет ли весна такой теплой и ранней, как говорится в примете, мы узнаем, когда февраль закончится. 7 слайд: - Здорово! Кто ещё этого не видел или не замечал, будьте внимательными и следите за сезонными изменениями в природе. А что вы можете сказать об изменениях в неживой природе? - Что не относиться к неживой природе? - Кто ещё раз может повторить все изменения в неживой природе, которые мы назвали? - Верно, у нас в городе может быть то метель, то солнце. Погода в этот месяц очень переменчива. Дни становятся длиннее, а ночи светлей и короче. Мороз обжигает кожу, но когда солнце пригревает, то есть опасность заболеть. 8 слайд: - О неживой природе поговорили. А какие же изменения происходят в живой природе? Что становится с тем, что дышит, растёт и питается? | Смотрят в окно. Зарисовывает на доске условные обозначения или пользуется карточками. Проходит на место. Желающие поднимают руки. Читает загадку со слайда. Отвечают по руке. -Февраль. - Название зимнего месяца. - В загадке говорится, что в високосный год прибавляется еще один день Слушают. Обращают внимание на слайды. - Потому что в это время очень много снега. Выполняют указания учителя. Встают с места и отвечают. -Что в этом месяце все начинает таять, поэтому дороги не ровные и даже скользкие. - .Да, месяц начался теплым. - Снег идет, но иногда солнышко выходит и греет, дует сильный ветер. -Иней на ветках, гололед, изморозь. Дни становятся длиннее, а ночи светлей и короче. - В начале месяца очень холодно, метели и вьюга. А в конце месяца зима уступает весне и начинает теплеть. - В начале все лепят снеговиков и играют в снежки, а в конце месяца сеют рассаду к даче в горшочки. | К: формируем умение слушать и понимать других; П: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Л: Смыслообразование |
2. Актуализация знания. | - Хорошо, а сейчас мы с вами повторим уже пройденный материал. На прошлом уроке вы с Натальей Ивановной проходили тему «Минералы». Кто какие минералы знает? - Из чего состоят горные породы? - Какие минералы добывают в нашей области? (10 слайд) - Чем отличаются минералы? | - Кварц, алмаз, гранит - Из зерен минералов - Малахит, Хегбомит Цианотрихит. - Частицами, из которых состоит той, или иной минерал и расположением этих частиц | Р: фиксирование затруднений в пробном учебном действии. П: выполнение пробного задания К: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации |
3. Открытие нового знания. | - Молодцы, вы хорошо запомнили материал с прошлого урока. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны отгадать, о чем идет речь. - Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. - Верно! Следующая загадка. - На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек. - Правильно! Он очень прочен и упруг, Строителям -надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (если дети затрудняться, сказать про фразеологизм «грызть гранит науки») Это топливо, сырьё Из земли качают. «Черным золотом» его Люди величают. Молодцы, вы отгадали все загадки! Какое общее понятие объединяет эту группу слов? - Правильно, это и есть тема нашего урока. Сейчас откройте учебники на странице 16 и прочитайте первый абзац. - На какие три группы можно разделить полезные ископаемые? (11 слайд) - Какие полезные ископаемые мы отнесем к твердым? - Правильно, а какие полезные ископаемые мы отнесем к жидким? - Молоды, все верно. К газообразным какие полезные ископаемые относятся? - Скажите, а как вы понимаете словосочетание «полезное ископаемое»? Почему они полезные? Можем ли мы обойтись без них? - А почему они ископаемые? - Все верно! Вы правильно поняли смысл темы нашего урока. А сейчас мы проведем физминутку. Вставайте. | Слушают рассказ. - каменный уголь - природный газ - Гранит - Нефть -полезные ископаемые Открывают учебник на нужной странице и читают первый абзац. - Твердые, жидкие и газообразные. - Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы - нефть, минеральная вода -Природный газ. - Полезные, потому, что без них мы не сможем построить дома, машины. Мы не сможем обойтись без них. - Потому, что их добывают под землей. | П: выдвигают гипотезы и обосновывают их. Р: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: Извлечение из предметного текста необходимой информации. |
6. Работа в группах | -Сейчас у нас будет работа в группах. Всего будет пять групп. Все помнят правила работы в группах? (12 слайд) Раздает задание. . - Выберете человека, который будет отвечать. Следит за выполнением, помогает. По окончанию 7-10 минут подает сигнал по окончанию работы. - Сейчас те, кого вы выбрали, будут выходить к доске и полно отвечать на вопросы. - Молодцы, вы все правильно рассказали. А сейчас, чтобы закрепить наши знания, выполним кроссворд Раздает кроссворд. 1. Вид ископаемого топлива черного цвета, его добывают шахтеры. (уголь) 2. Плотная горная порода. Бывает белого, серого, желтого и коричневого цвета. (глина) 3. Газообразное полезное ископаемое. (газ) 4. Это полезное ископаемое отличается твердостью и прочностью. Часто из него делают фундамент и опоры мостов. ( гранит) 5. Жидкое полезное ископаемое. Его часто называют черным золотом. (нефть) 6. Твердое горючее полезное ископаемое, используется как топливо и удобрение (торф) 7. Разновидность известняка, из которой делают скульптуры (мрамор) А теперь поменяйтесь с соседом по парте своими кроссвордами, проверим сами себя. | - Да Выполняют работу в группах. - (пример ответа первой группы) Природный газ относится к группе газообразных. Он является для фабрик, заводов, жилых домов и теплоэлектростанций топливом. Каменный уголь используется для выплавки металлов из железных руд. Керосин, бензин и дизельное топливо от каменного угля отличается тем, что керосин, бензин и топливо выделяют больше тепла. Уран является топливом для атомных электростанций. | К: формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; |