-(слайд 6)Ребята, а что такое «полезные» и «ископаемые» (слайды 7,8) -А что такое полезные ископаемые мы узнаем из учебника. Откройте страницу 46 и прочитайте определение «Полезные ископаемые» -Так что же такое полезные ископаемые? (слайд 9) -Откройте рабочие тетради на странице 25 №1 и запишите определение «Полезные ископаемые» - Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать, как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? - Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. -(слайд 10) Ребята, представьте, что мы находимся в лаборатории. Мы сегодня ученые и будем проводить опыты. Но для начала ответьте мне пожалуйста, какие правила техники безопасности нужно соблюдать в сегодняшней нашей лаборатории? -Я согласна с вами! Нужно соблюдать тишину, без команды учителя ничего не делать, если хотите что-то спросить, то нужно поднять руку. -Вам нужно выбрать главного ученого вашего стола. Как выберете, то поднимите руку. -Итак, начнем. У вас на столах лежат экземпляры полезных ископаемых. Сейчас мы будем выполнять с вами опыты и записывать увиденные свойства в таблицу.(Приложение 1) В какой области используют полезное ископаемое, вы сможете узнать из текста, который лежит на партах. - Можете приступать к заданию, после того как вы его выполните, то поднимите руку. ПЕРВЫЙ ОПЫТ «ПЕСОК И ГЛИНА» -Теперь давайте проверим то, как вы заполнили таблицу. (слайд 11) -Ребята, по какой дорожке вы бы пошли после дождя? По глиняной или песчаной? -Мнения разделились, чтобы это узнать, я проведу опыт. Укрепите в штативах две одинаковые воронки и поставьте под них стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите глину. Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте. -Какие свойства песка и глины вы обнаружили? -Взгляните, какие красивые вещи можно получить из песка и глины. ( показываю стеклянный бокал и посуду) Продолжаем работать, соблюдаем тишину. ВТОРОЙ ОПЫТ «ГРАНИТ» -Проверяем таблицу, смотрим на экран. (Слайд 12) -Обратите внимание на экран. Посмотрите, какие скульптуры, украшения делают из гранита. -возьмите карточку №3 ТРЕТИЙ ОПЫТ «ИЗВЕСТНЯК» ( Слайд 14)
(Слайд 15)ЧЕТВЕРТЫЙ ОПЫТ «НЕФТЬ» - Сейчас мы узнаем свойства нефти. -Обратите внимание на стаканчик. Чем нефть отличается от других полезных ископаемых? -Верно, она жидкая. А она имеет запах? ( пройтись по кабинету и дать понюхать детям) А чем она пахнет? А какого цвета? -Вы правильно заметили, нефть пахнет бензином, потому что бензин делают именно из нефти. -А как вы думаете, что легче, нефть или вода? Я вижу, у нас разошлись мнения. А хотите проверить? - Передо мной стоит стаканчик с водой. Сейчас я немного капну нефти в воду. Что мы видим?( идти по классу, показывая то, что получилось). Это значит, что нефть легче воды. Рассказать о нефти. Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать, пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По этим трубам нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. Из нефти получают бензин, керосин, машинное масло, другие продукты -Откройте страницу 49 в учебнике, обратите на вторую картинку. На ней изображена нефтедобывающая станция в море. Какой вывод мы можем сделать? -Нефть добывают не только на суше, но и в морях. Показать коллекцию нефти. -Давайте вместе заполним таблицу. (проговариваем свойства нефти, дети записывают в таблицу, затем проверяем) -(слайд 16) У всех так получилось? -Я вижу, что вы устали. (слайд 17)Давайте немножко отдохнем. Все встаем (включается видеоролик) ПЯТЫЙ ОПЫТ «КАМЕННАЯ СОЛЬ» (выполняют опыт, затем проверяем) -Давайте проверим таблицу. ( слайд 18) -Что вы ещё узнали из прочитанного вами текста? ШЕСТОЙ ОПЫТ « ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА» (выполняют опыт, затем проверяем) (слайд 19) -Какое важное свойство железной руды? СЕДЬМОЙ ОПЫТ «КАМЕННЫЙ УГОЛЬ» -Давайте проверим таблицу( слайд 20) - Что вы узнали о каменном угле? -(слайд 21) Мы узнали, какими свойствами обладают различные полезные ископаемые, и в каких областях их используют. -Теперь откройте тетради на странице 26 №3. Прочитайте первое предложение. О каком полезном ископаемом идет речь? -Впишите название полезного ископаемого в клеточки. Выполните задание до конца самостоятельно. -А теперь откройте стр. 48 в учебнике и прочитайте, как добывают полезные ископаемые. Начинает читать , слушаем внимательно -Как добывают полезные ископаемые? -Обратите внимание иллюстрации на странице 48-49 в учебнике. На них изображены шахта и карьер. В чем их отличия? -А кто такие геологи? -(слайд 22) Геолог -это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр. -А как вы понимаете слово МЕСТОРОЖДЕНИЕ? -Я обратилась в словарь Сергея Ивановича Ожегова, он дал такое определение. -Прочитай, , пожалуйста.
-Как вы думаете, нужно ли бережно использовать полезные ископаемые? -Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? -Я думаю, что теперь мы может ответить на главный вопрос. (слайд 24) -Можем ли мы обойтись без полезных ископаемых?
|