kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Полезные ископаемые»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: cформировать понятие «полезные ископаемые»;

познакомить с  группами    полезных ископаемых и их представителями;

познакомить со свойствами полезных ископаемых;

их применением и способом добычи;

познакомить с месторождениями полезных ископаемых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Полезные ископаемые»»

План-конспект урока по окружающему миру.

Ф.И.О. учителя: Ротанова Алина Сергеевна

Класс: 3Б

Дат а: 24.02.2016 г.

Предмет: Окружающий мир. УМК «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: cформировать понятие «полезные ископаемые»;

познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями;

познакомить со свойствами полезных ископаемых;

их применением и способом добычи;

познакомить с месторождениями полезных ископаемых.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы.

Образовательные: Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи.

УУД:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Оборудование: Коллекция полезных ископаемых, стаканчики, ложечки, одноразовые тарелки, два штатива, две воронки, вата, вода, презентация, зубочистки, молоток, платок, магнит.





Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира буду вести я - Алина Сергеевна.

 

Посмотрите друг на друга, глазами пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.


Здороваются.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

- (слайд 1) Посмотрите на нашу Землю. Как богата и разнообразна природа нашей Земли! (слайд 2) Одни богатства находятся на поверхности, (слайд 3) а другие спрятаны глубоко в Земле.


Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!


- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?


-Верно! (слайд 4) Давайте дружно прочитаем тему нашего урока «Полезные ископаемые».


-Ребята, а как вы считаете, можно ли обойтись без полезных ископаемых?


- (слайд 5) Сегодня на уроке мы и выясним, можно ли нам обойтись без полезных ископаемых. Также познакомимся с различными видами полезных ископаемых, узнаем свойства и способы их добычи.

Смотрят на слайд.


















Полезные ископаемые.


Читают хором

« Полезные ископаемые».

Да, потому что… / Нет, потому что…




Изучение нового материала










































































































































Физминутка




Продолжение изучения нового материала


























-(слайд 6)Ребята, а что такое «полезные» и «ископаемые»

(слайды 7,8)


-А что такое полезные ископаемые мы узнаем из учебника. Откройте страницу 46 и прочитайте определение «Полезные ископаемые»


-Так что же такое полезные ископаемые? (слайд 9)








-Откройте рабочие тетради на странице 25 №1 и запишите определение «Полезные ископаемые»




-  Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать, как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать?

- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством.

-(слайд 10) Ребята, представьте, что мы находимся в лаборатории. Мы сегодня ученые и будем проводить опыты. Но для начала ответьте мне пожалуйста, какие правила техники безопасности нужно соблюдать в сегодняшней нашей лаборатории?

-Я согласна с вами! Нужно соблюдать тишину, без команды учителя ничего не делать, если хотите что-то спросить, то нужно поднять руку.

-Вам нужно выбрать главного ученого вашего стола. Как выберете, то поднимите руку.

-Итак, начнем. У вас на столах лежат экземпляры полезных ископаемых. Сейчас мы будем выполнять с вами опыты и записывать увиденные свойства в таблицу.(Приложение 1) В какой области используют полезное ископаемое, вы сможете узнать из текста, который лежит на партах.

- Можете приступать к заданию, после того как вы его выполните, то поднимите руку.


ПЕРВЫЙ ОПЫТ «ПЕСОК И ГЛИНА»

-Теперь давайте проверим то, как вы заполнили таблицу.

(слайд 11)

-Ребята, по какой дорожке вы бы пошли после дождя? По глиняной или песчаной?

-Мнения разделились, чтобы это узнать, я проведу опыт.

Укрепите в штативах две одинаковые воронки и поставьте под них стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите глину. Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте.

-Какие свойства песка и глины вы обнаружили?


-Взгляните, какие красивые вещи можно получить из песка и глины.

( показываю стеклянный бокал и посуду)


Продолжаем работать, соблюдаем тишину.

ВТОРОЙ ОПЫТ «ГРАНИТ»


-Проверяем таблицу, смотрим на экран.

(Слайд 12)

-Обратите внимание на экран. Посмотрите, какие скульптуры, украшения делают из гранита.

-возьмите карточку №3

ТРЕТИЙ ОПЫТ «ИЗВЕСТНЯК»

( Слайд 14)



(Слайд 15)ЧЕТВЕРТЫЙ ОПЫТ «НЕФТЬ»

- Сейчас мы узнаем свойства нефти.

-Обратите внимание на стаканчик. Чем нефть отличается от других полезных ископаемых?

-Верно, она жидкая. А она имеет запах?

( пройтись по кабинету и дать понюхать детям) А чем она пахнет? А какого цвета?

-Вы правильно заметили, нефть пахнет бензином, потому что бензин делают именно из нефти.

-А как вы думаете, что легче, нефть или вода? Я вижу, у нас разошлись мнения. А хотите проверить?

- Передо мной стоит стаканчик с водой. Сейчас я немного капну нефти в воду. Что мы видим?( идти по классу, показывая то, что получилось). Это значит, что нефть легче воды.

Рассказать о нефти.

Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать, пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По этим трубам нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. Из нефти получают бензин, керосин, машинное масло, другие продукты

-Откройте страницу 49 в учебнике, обратите на вторую картинку. На ней изображена нефтедобывающая станция в море. Какой вывод мы можем сделать?

-Нефть добывают не только на суше, но и в морях.

Показать коллекцию нефти.

-Давайте вместе заполним таблицу. (проговариваем свойства нефти, дети записывают в таблицу, затем проверяем)

-(слайд 16) У всех так получилось?



-Я вижу, что вы устали. (слайд 17)Давайте немножко отдохнем. Все встаем

(включается видеоролик)


ПЯТЫЙ ОПЫТ «КАМЕННАЯ СОЛЬ»

(выполняют опыт, затем проверяем)

-Давайте проверим таблицу. ( слайд 18)


-Что вы ещё узнали из прочитанного вами текста?


ШЕСТОЙ ОПЫТ « ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА»

(выполняют опыт, затем проверяем)

(слайд 19)

-Какое важное свойство железной руды?


СЕДЬМОЙ ОПЫТ «КАМЕННЫЙ УГОЛЬ»


-Давайте проверим таблицу( слайд 20)


- Что вы узнали о каменном угле?



-(слайд 21) Мы узнали, какими свойствами обладают различные полезные ископаемые, и в каких областях их используют.


-Теперь откройте тетради на странице 26 №3. Прочитайте первое предложение. О каком полезном ископаемом идет речь?

-Впишите название полезного ископаемого в клеточки. Выполните задание до конца самостоятельно.


-А теперь откройте стр. 48 в учебнике и прочитайте, как добывают полезные ископаемые. Начинает читать , слушаем внимательно

-Как добывают полезные ископаемые?

-Обратите внимание иллюстрации на странице 48-49 в учебнике. На них изображены шахта и карьер. В чем их отличия?

-А кто такие геологи?

-(слайд 22) Геолог -это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр.

-А как вы понимаете слово МЕСТОРОЖДЕНИЕ?

-Я обратилась в словарь Сергея Ивановича Ожегова, он дал такое определение.

-Прочитай, , пожалуйста.



-Как вы думаете, нужно ли бережно использовать полезные ископаемые?

-Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?

-Я думаю, что теперь мы может ответить на главный вопрос.

(слайд 24)

-Можем ли мы обойтись без полезных ископаемых?




Полезное- это что-то нужное, а ископаемое- это то, что выкапывают из земли.


Открывают учебник, читают определение.



Полезные ископаемые-

это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.


Открывают тетради, выполняют упражнение.



Cвойства






Слушают.

Отвечают.










Выбирают ученого.


Слушают.





Берут карточку, начинают выполнять первый опыт.




Проверяют таблицу вместе со мной.

Ответы детей.


Смотрят.









Отвечают.



Продолжают работать.




Проверяют.



Смотрят на экран.




Продолжают работать.




Смотрят на меня.


Она жидкая.




Да. Бензином. Черная, темно-коричневая.





Вода…/Нефть…

Да!


Нефть осталась наверху.













Ответ детей.








Заполняют таблицу.


Да.



Повторяют движения за мной.


Выполняют опыт, заполняют таблицу.

Проверяют ее.

Ответы детей.


Выполняют опыт, заполняют таблицу.

Плавкость.


Выполняют опыт. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы.






Открывают тетради.

О нефти.

Выполняют задание, затем вместе его проверяем.

Слушают текст, читают.



Ответы детей.


Ответы детей.



Ответы детей.






Месторождение- это…




Читают.



Ответы детей.

Закрепление

-У вас на партах лежат ребусы. Разгадайте их самостоятельно, ответы вписываем ручкой рядом с ребусом.

(Приложение 2)

-Давайте проверим их вместе.

- У вас на партах лежат смайлики. Если вы разгадали ребусы правильно, то приклейте на листочек желтый смайлик. А если допустили ошибки, то зеленый.

-Что вы узнали сегодня на уроке?

-Какой мы сделали вывод?



-Я хочу вас похвалить, вы все хорошо сегодня потрудились! Спасибо за урок! До свидания!

Разгадывают ребусы.



Проверяют вместе со мной.

Оценивают свою работу самостоятельно.



Ответы детей.

То, что мы не смоем обойтись без полезных ископаемых.


Прощаются.







Приложение.



1)Таблица:

Название

Цвет

Запах

Состояние

Где используется
































































2)Ребусы:

1. Г А

2. Г

3.

4. ИЗ ТН









3) Песок и глина.

Песок и глину человек издавна использует в строительном деле. Из глины с добавление песка изготавливают кирпичи и разнообразную посуду. Песок идет для строительства дорог, добавляют его в цемент, полученным раствором скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий. Песок используют при производстве стекла.

Гранит.

Гранит очень прочный и долговечный камень, поэтому его широко используют в строительстве. Из него строят фундаменты зданий, опоры мостов, ступеньки лестниц, им мостят дороги.

Добывают гранит в горах, иногда и на равнинах, где он выходит на поверхность. В нашей стране много гранита. Есть даже горы, которые целиком сложены из этого камня.

Гранит хорошо полируется и в таком виде используется для украшения зданий, набережных, станций метро. Из гранита сооружают памятники.

Известняк.

Известняк используют как строительный материал, для выработки цемента.

Из известняка для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

Много известняка вносится в почву, чтобы повысить ее плодородие для выращивания высоких урожаев пшеницы, ржи, овса, ячменя, а также огородных культур. Известняка- камень плодородия.

Мел- тоже известняк. Где он применяется, вы знаете, но особенно широко он используется в строительстве.

Каменная соль.

Твердые залежи соли находятся во многих регионах мира, где они залегают на глубине от нескольких сотен до более тысячи метров. Специальными комбайнами под землей рубятся соляные слои, затем порода по транспортерам подается на поверхность земли. После чего, попадая на мельницы крошится до получения частиц (кристаллов) различной величины.

Добывают боле чем в ста странах. Самым крупным производителем является США (21%), за ней следует Япония (14%). В России породу добывают в Предуралье и Восточной Сибири. Украина и Белоруссия так же имеет большие запасы.

Каменная соль - это кладезь нашей планеты. Большая часть добытой соли используется в химической, кожевенной и пищевой промышленности. Для организма человека каменная соль является необходимым минералом. Человечество употребляет около семи миллионов тонн соли в год.

Широко применяется в медицине. Существует множество способов, которые пользуются популярностью и способствуют излечению многих болезней с применением каменной соли.



Железная руда.

Богатая железная руда применение находит для получения чугуна и в основном идет на выплавку в конвертерное и мартеновское производство или же непосредственно на восстановление железа. Небольшое количество используется как природная краска (охра) и утяжелитель глинистых буровых растворов.

Важное свойство железной руды- плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун.

Применение соли в современных светильниках уже не считается диковинкой. Разработчики доказали, что под воздействием тепла соль испаряется, именно это позволяет эффективно ионизировать воздух в помещении.



Каменный уголь.

Каменный уголь идет на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах, применяется при выплавке стали и чугуна. Из каменно- угольной смолы получают краски, лекарства и много других полезных веществ.

Каменный угол залегает в земле пластами. Для его добычи строят шахты. Роют глубокие колодцы- стволы шахт. В них устанавливают подъемные машины. От ствола шахты по направлению пласта роют подземные коридоры. По ним прокладывают рельсы. Добытый каменный уголь перевозят в особых вагонетках до ствола шахты. Здесь подземные машины поднимают уголь на поверхность земли, где его грузят в вагоны и отправляют туда, где он нужен.







4) Опыты:

Песок и глина.

Установите некоторые свойства песка и глины.

1.Возьмите песок и глину, рассмотрите их и определите, какого цвета песок и глина.

2.Рассмотрите песок. Из чего он состоит?

3. Возьмите глину, рассмотрите ее. Из чего она состоит? Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

Гранит.

Определите свойства гранита.

1.Какого цвета гранит, который лежит перед вами?

2.Рассмотрите кусочек гранита. Из чего он состоит?

3.Имеет ли запах гранит? Понюхайте его.

4.Возьмите зубочистку и попробуйте разъединить гранит. Удалось ли вам это сделать?

5.Опустите кусочек гранита в стакан с водой№1. Что вы наблюдаете?

Известняк.

Возьмите кусок известняка и рассмотрите его.

1.Определите цвет известняка.

2.Рассмотрите его, из чего состоит известняк.

3.Опустите кусочек известняка в стакан с водой №1. Что вы наблюдаете?

Каменная соль.

1.Рассмотрите соль. Какого она цвета? Из чего состоит?

2. Имеет ли соль запах? Понюхайте ее.

3. Насыпьте в стакан №2ложку соли. Помещайте. Что вы обнаружили?



Железная руда.

1.Возьмите кусочек железной руды и определите цвет.

2. Поднесите магнит к кусочку железной руды. Какое свойство вы обнаружили?

3.Пахнет ли железная руда?







Каменный уголь.

Выявите основные свойства каменного угля.

  1. Определите цвет каменного угля. Блестит ли его поверхность?

  2. Имеет ли запах каменный уголь? Понюхайте его.

  3. Опустите кусочек каменного угля в стакан с водой№1. Что вы наблюдаете?


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Полезные ископаемые»

Автор: Ротанова Алина Сергеевна

Дата: 17.12.2016

Номер свидетельства: 370595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Охрана полезных ископаемых" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-okhrana-polieznykh-iskopaiemykh"
    ["file_id"] => string(6) "168912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423318225"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Полезные ископаемые. Урок-исследование "
    ["seo_title"] => string(43) "polieznyie-iskopaiemyie-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "238775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444652055"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "конспект урока по теме: "полезные ископаемые- кладовые земли" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-tiemie-polieznyie-iskopaiemyie-kladovyie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "181371"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425323036"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "конспект урока по теме: "полезные ископаемые- кладовые земли" 3 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-tiemie-polieznyie-iskopaiemyie-kladovyie-ziemli-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "181374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425323406"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Познание мира. 4 класс. Полезные ископаемые. Зкрепление "
    ["seo_title"] => string(60) "poznaniie-mira-4-klass-polieznyie-iskopaiemyie-zkrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "120158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413634313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства