Посмотрите все на меня! Сегодня экскурсоводом работаю я. Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь! Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Итак, ребятки, мы с вами отправляемся в путь! (исп. песня Мы едем, едем, едем…) - Ребятки в пути нам могут встретиться очень интересные объекты неживой природы, а как они называются вы узнаете отгадав загадки: - Подрастал, подрастал, Был рогатым- круглым стал. Только круг- чудо-круг Стал опять рогатым вдруг. (Месяц) - В голубой станице Девица круглолица. Ночью ей не спится- В зеркало глядится. (Луна) - Молодцы, ребятки! - Значит, о чём мы с вами будем говорить в пути? - Что узнаем? - Правильно, ребятки! Только Луна и Месяц- это один и тот же природный объект, только он может быть разным по форме, которая зависит от Солнца Актуализация необходимых знаний Работа с учебником Стр. 34-35 - Организация работы со схемой учебника 3.Организация познавательной деятельности - Организация беседы по пройденной теме -Что такое звезды? (огромные пылающие шары.) -Что такое Солнце? (ближайшая звезда) -Почему звезды кажутся нам маленькими точками? -Назовите ближайшую звезду к Земле. -Какие созвездия вы уже знаете? -Почему днем на небе не видно звезд? -Почему они становятся видны ночью? -Какие названия звезд вы знаете? Работа в Р.Т. Организация выполнения задания №1 -Выполните задание в рабочей тетради № 1с.22. -Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны Земля и Луна. (1) -Обоснуйте свой ответ. Отметьте этот рисунок галочкой. -Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? -Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка схемы на с.34. (ответы детей) -Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она- серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы. -Послушайте одну такую сказку. (Сербская сказка) Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко. — Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало. — Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел. Так и остался месяц без платья. -Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны. Это секрет в том, как она светит. Солнце- это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна… -Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на с. 33, выделенный жирным шрифтом. -Что же делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю) -А может ли Луна сама испускает свет? (нет, только отражает) -Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы. ФИЗМИНУТКА -А сейчас встанем и немного отдохнем. -Кто знает какую форму имеет Луна? (шара) -Рассмотрите рисунок Луны на с.35 учебника и вылепите модель Луны из пластилина. -Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (телескопом) -Что мы видим на поверхности Луны? (круги, темные и светлые пятна) -Рассмотрите рисунки на с. 35. Как ученые еще изучают Луну? (люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.) -Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 86. -На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые- это Лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна- это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов- камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара, а ночью- мороз. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна- это естественный (природный) спутник Земли. -А что по размерам больше : Земля или Луна? (земля) Миф о созвездии Льва: Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.) Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь». Творческая работа: -Послушайте несколько советов улетающим на Луну. 1)если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А почему? Потому ,что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. 2) Будешь прогуливаться по Луне- смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса. 3)Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две недели наступает ночь. 4)Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей- там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Вернее, дожди там все-таки бывают, только метеоритные, каменные. 5) Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из- за того, что на Луне нет атмосферы. 6) Подумай, как ты будешь дышать. Ведь на Луне нет воздуха. 7)Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 С, а за длинную ночть охлаждается до – 170 С. -Составьте рассказ о путешествии на Луну. -Могут ли люди жить на Луне? ( нет, так как там нет воздуха) 4.Подведение итога урока - Итак, ребятки, наше путешествие подходит к концу, поэтому, давайте- ка вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали? |