Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) |
Этап мотивации к учебной деятельности; | Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Петровна и урок окружающего мира проведу у вас я. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, на зеленую лужайку. Давайте возьмемся за руки, пожелаем друг другу хорошего настроения и приятных впечатлений. | Приветствуют учителя. Садятся на места. | Личностные: интерес к познанию окружающего мира. Познавательные: Целеполагание, мотивация на организацию активного участия в уроке. |
Этап актуализации пробного действия; | Ребята, вы любите лето? По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой, Идём по мягкой травушке Мы летнею порой! Щебечут птички звонкие, Порхают мотыльки, Желтеют одуванчики, Синеют васильки. – А за что вы любите лето? – Летом что вы можете красивое увидеть в природе? А сейчас я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь ответить мне что же это такое. (Слайд 1-2) Что за чудо-коромысло, После дождика повисло? Очень яркое, цветное, А красивое какое! Разноцветная дуга Солнечная... Как вы думаете сколько цветов у радуги?
Какое выражение вы знаете, которое помогло вам запомнить цвета радуги?(слайд3) | Да Цветы, насекомых, красивые растения и т.д. Радуга 7 цветов(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. | Регулятивные: контролировать свои действия при работе с наглядно-образным материалом. Предметные: строить рассуждения в устной форме. Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения |
Этап выявления места и причины затруднения; | Ребята, что бы мы услышали, если бы сейчас оказались на лугу?(сл.4) А что мы бы увидели? А что мы бы почувствовали? Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Тема нашего урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек» | Жужжание насекомых, пение птиц. Цветы, бабочек, травы. Запах цветов, легкий ветерок. О луге. | Регулятивные: контролировать свои действия при работе с наглядно-образным материалом. Предметные: строить рассуждения в устной форме. Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения. |
4. Физ.минутка; | Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре - полетела. | Выполняют физ.минутку с учителем. | |
Этап построения проекта выхода из затруднения; | Ребята, отгадайте загадки: На лугу растут сестрички — Золотой глазок, белые реснички. (сл.5) Какие слова загадки подсказали вам ответ? Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (сл.6) Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок — Остался стебелёк.(сл.7) Какие цветы вы еще знаете? Бабочки- одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: Махаон, Адмирал, Зорька, Лимонница. - Кто догадался, почему бабочку назвали Лимонница?(сл.8) Рассказывает о виде бабочки «Лимонница» А каких вы знаете бабочек?
Где вы их встречали в природе? | Ромашки Колокольчики Одуванчик Лимонница – жёлтая, как лимон. Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз. На клумбах с цветами, на лугах. | Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения Личностные: умение включаться в разговор; участвовать в диалоге; Предметные: способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Этап реализации построенного проекта; | Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике на странице 46. Подумайте, какие у них могут быть названия? А теперь давайте узнаем название этих красавиц.(слайд 9-11) | Ответы детей. Смотрят на слайд угадывают названия бабочек. | Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения; Предметные: строить рассуждения в устной форме. |
Этап первичного закрепления с проговариванием в речи; | Рассмотрите рисунки на странице 46. Составьте рассказ по этим рисункам. 1-ый вариант рис.1, 2-ой вариант рис.2.(сл.12) Сделайте выводы по этим рисункам. Сделайте выводы. - На какой луг вам приятно приходить? - Посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка? - Что стало с цветами? С бабочкой? -Оцените поступки детей. -А что принесли домой дети со второго рисунка? Стало что-то с цветами и бабочками? Почему они не улетели? Мудрая Черепаха знакомит нас с интересными фактами. Прочитаем? Используя эту информацию сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек. А почему цветы не могут жить без бабочек? А хотите убедиться, правильно ли мы думаем? Тогда прочитайте интересные факты, с которыми вас хочет познакомить Мудрая Черепаха. Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек. - Так, кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? - Как же мы должны вести себя на природе, чтобы не навредить ей? - Назовите правила поведения на лугу с частицей «НЕ» и со словом «МОЖНО».
- А теперь давайте прочитаем текст выделенный жирным шрифтом в учебнике на стр.47 и узнаем, как думает об этом Мудрая Черепаха. | Примерные рассказы детей: 1) На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из – под газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек. 2) На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» - сказали они. Алёша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные дети стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по-прежнему порхали с цветка на цветок. на 1-ый бабочек, букет цветов цветы завяли, бабочка погибла фотографии, рисунки остались целые потому что их не ловили Читают текст на стр.47 «Знаете ли вы, что…» Потому что бабочки их опыляют. Без этого у цветов не будет плодов и семян. Они не могут жить друг без друга. Работа по вариантам: 1 вариант: 1) Не ловить бабочек 2)Не рвать цветы 3)Не бросать мусор 4)Не кричать 5)Не включать громко музыку 2 вариант: 1)Наблюдать 2)Рисовать 3)Фотографировать
Читают текст | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве. Познавательные: умению смыслового восприятия познавательных текстов. Предметные: использовать естественно-научные тексты для поиска информации. |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону; | Мы с вами столько всего узнали о цветах и бабочках и о том, что их нужно защищать и бережно относиться. Но не все люди на нашей планете это соблюдают, давайте нарисуем знаки охраны природы. И смотря на них будем помнить о том, чего нельзя делать. (показывает слайд с знаками охраны)(сл.13) А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. | Выполняют самостоятельную работу. Рисуют знаки охраны бабочек и цветов. Комментируют нарисованный знак. | Личностные: умение включаться в разговор; участвовать в диалоге; Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. Познавательные: целеполагание, мотивация на организацию активного участия в уроке. |
Этап включения в систему знаний и повторения; | Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Ребята, в жизни вам пригодятся эти знания? Приведите примеры цветов и бабочек луга. Какие правила поведения в природе мы будем соблюдать? Почему необходимо соблюдать эти правила? | От этого страдают беззащитные животные и пропадает красота природы. Да Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты! | Коммуникативные: адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Предметные: способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном процессе. |
Этап рефлексии учебной деятельности. | Мы поиграем в игру: «Правила вежливости». Если вы согласны с моим утверждением – хлопаете в ладоши, а нет – грозите пальчиком: Пришёл на луг, нарви большой букет цветов. Сколько одуванчиков на лугу, можно сплести много веночков на голову, так красиво будет! Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром. Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян). | Играют в игру. | Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку |