kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почему листья зелёные?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Выяснить, почему листья зелёные;
  2. Познакомить с видами питания растений;
  3. Сформулировать выводы о роли зелёных листьев для растений и человека.

         Задачи урока:

  1. Рассмотреть под микроскопом зелёный и жёлтый лист комнатного растения и сделать вывод о его структуре.
  2. Проанализировать, как изменения условий окружающей среды сказываются на жизнедеятельности растений.
  3. Наглядно (на интерактивной доске) понаблюдать за процессом фотосинтеза и питания растений.

          Необходимое оборудование:

  1. интерактивная доска
  2. цифровой микроскоп и подготовленные заранее образцы листьев
  3. выход в интернет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Почему листья зелёные?»


МОУ ООШ № 29

г. Комсомольска-на Амуре








Урок - конспект

по окружающему миру

4 класс

на тему:

Почему листья зелёные?

или

роль зелёных листьев для растений и человека.





Подготовила:

учитель начальных классов

Мищенко Елена Викторовна



2014 год







Цели урока:

  1. Выяснить, почему листья зелёные;

  2. Познакомить с видами питания растений;

  3. Сформулировать выводы о роли зелёных листьев для растений и человека.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть под микроскопом зелёный и жёлтый лист комнатного растения и сделать вывод о его структуре.

  2. Проанализировать , как изменения условий окружающей среды сказываются на жизнедеятельности растений.

  3. Наглядно (на интерактивной доске) понаблюдать за процессом фотосинтеза и питания растений.

Необходимое оборудование:

  1. интерактивная доска

  2. цифровой микроскоп и подготовленные заранее образцы листьев

  3. выход в интернет

Ход урока.

  1. Орг. момент (Слайд 1)

На улице осень. На кустарниках и деревьях опадают листья.

  1. Постановка проблемы. (Слайд 2)

  • Скажите, пожалуйста, почему листья зелёные и меняют свою окраску? (Ответы и предположения детей)

  • Почему листья опадают и появляются вновь? (Ответы и предположения детей)

  • Все ли растения выделяют кислород, необходимый нам для дыхания? (Ответы и предположения детей)

На все эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

  1. Сообщение темы урока. (Слайд 3)

Тема нашего урока сегодня: «Почему листья зелёные? или Роль зелёных листьев для растений и для человека.

  1. Работа над новым материалом.

(Слайд 4)

Вот вам история, которая произошла с одной девочкой. (Далее запись сказки включается автоматически при включении 4 слайда. Если запись не идёт учитель сам читает эту сказку)

Очень любила одна девочка ходить по лесу и удивляться: запоёт птица - девочке удивительно, почему у неё не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка - девочке интересно знать, куда и зачем она скачет.

Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, всё-равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.

"И почему это листья такие зелёные, и о чём они всё время перешёптываются?" - подумала девочка.

И вдруг почудились ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.

- Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? - лопотали над ней листья. - Разве ты нас поймёшь-шь-шь?

- Пойму, - решительно сказала девочка.

- Ишь-ишь какая, ишь-ишь, - засмеялись листья. - Да ведь ты спишь-ш-шь!

- И вовсе не сплю, - пробормотала девочка. - Это вам так кажется.

- Ну если не спишь, тогда слушай, - зашептали листья. - Мы потому шелестим, шепчемся, что солнышку радуемся. А зелёные мы от того, что в каждом листе полным-полно чудесных зелёных хлорофилловых зёрен. Зёрна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зёрнышко - как бы крохотный заводик.

Спрятанные у нас, листьев, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

- А вот и нет, - прошептала сквозь сон девочка. - Я знаю - дерево кормят корни.

- Несмышлёныш! - наперебой зашелестели листья. - Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из-под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и всё-таки из того, что добывают под землёй корни, не то что ствол или сук - даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчётное множество хлорофилловых зёрен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зёрнышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зелёные зёрнышки-заводики.

Зелёным заводикам энергию даёт солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет - самое главное! Крохотные хлорофилловые зёрна с утра до вечера ловят свет.

(Слайд 5)

- А теперь попробуем ответить на первый вопрос «Почему листья зелёные?» (Ответы: листья зелёные, потому что в них есть хлорофилл, вещество зелёного цвета)

- А почему же осенью зелёные листья изменяют свою окраску? Давайте подумаем: если хлорофиллу, веществу который даёт растению зелёный цвет, необходим солнечный свет, то что произойдёт, если осенью света станет намного меньше? (Ответы: хлорофилл разрушится)

- В листьях присутствуют и другие пигменты, однако их роль в жизни листа невелика. А вот когда наступает осень и листья отмирают, ненужный теперь хлорофилл замещается как раз этими пигментами – например, каротиноидами (желтый цвет) или ксантофиллами (красный) – и тогда мы видим листья именно такого цвета.

-Давайте рассмотрим под микроскопом, какие изменения происходят в листе при разрушении хлорофилла. (Слайды 6-9) Рассмотрим молодой зелёный лист, немолодой зелёный лист, желтеющий лист с остатками хлорофилла, сухой жёлтый лист при разном увеличении: х10, х60, х200.

- Что заметили? (Ответы: клетки зелёного и жёлтого цвета)

-Давайте немного поиграем в игру «Закрась лист». Подумайте, какого цвета будут листья берёзы, липы и клёна в разные периоды осени. (Слайд 10 запускается при подключенном интернете щелчком по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4df4db78-fe8a-4506-b1b9-54c7d9fdcc9c/ResFile.SWF )

(Слайд 11)

- Далее возникает вопрос: А почему листья опадают и появляются вновь? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, как питаются растения. Что вы узнали из сказки о питании растений. (Ответы: растения питаются через корни и благодаря работе «хлорофилловых зёрен»)

- Давайте посмотрим ролик о питании растений. (Слайд 12 запускается при подключенном интернете щелчком по ссылке http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/d80bb457- b079-47f2-92e1-ca71ee5d49cf/ResFile.SWF)

- О чём вы узнали? (Ответы: существуют 2вида питания растений: корневое и световое)

- (Слайд 13) Давайте подумаем, сможет ли растение прожить долго только с одним видом питания?

  1. Поместим комнатное растение в тёмный шкаф, тем самым лишая его какого питания? (Ответы: светового) Как вы думаете, что произойдёт с растением через некоторое время? (Ответы: оно завянет)

  2. Вынем комнатное растение из почвы и оставим его на некоторое время, тем самым лишая его какого питания? (Ответы: корневого) Как вы думаете, что произойдёт с растением через некоторое время? (Ответы: оно завянет)

Вывод: оба вида питания важны для растения.

- Из-за недостатка в каком питании осенью опадают листья? (Ответы: в световом питании)

(Слайд 14)

- Мы знаем, что растения выделяют необходимый нам для дыхания кислород? Все ли растения это делают? Оказывается, только те растения у которых есть зелёные листья, т.к. именно хлорофилл участвует в процессе образования кислорода. Это процесс называется фотосинтезом. Подробно с этим процессом вы познакомитесь в старших классах, а сегодня я хотела бы вам наглядно показать этот процесс. (Слайд 15 запускается при подключенном интернете щелчком по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e994060-996f-4af9-9588-4c06c4b527f8/%5BBIO6_04-28%5D_%5BMA_01%5D.swf )

- А зимой, когда нет зелёных листьев, откуда мы берём кислород? (Ответы: кислород выделяют хвойные деревья) (Слайд 16)

  1. Подведение итогов урока. (Слайд 17)

  • Почему листья зелёные? (Ответы: т.к. в них хлорофилл)

  • Какова роль зелёных листьев для растений? (Ответы: участие в световом питании)

  • Какова роль зелёных листьев для человека? (Ответы: в них образуется кислород, необходимый нам для дыхания)

Ребята, мы все в ответственности за то, что нас окружает. Человек должен быть мудрым и жить в добром содружестве с природой. Каждый может стать другом природе.

И если каждый из нас посадит хотя бы одно дерево или растение, то воздух станет намного чище!!!

(Слайд 18) РЕФЛЕКСИЯ!!!










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Почему листья зелёные?

Автор: Мищенко Елена Викторовна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Почему листья зеленые?"
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-pochiemu-list-ia-zielienyie"
    ["file_id"] => string(6) "275485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452586960"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Лист как боковой орган побега. "
    ["seo_title"] => string(32) "list-kak-bokovoi-orghan-pobiegha"
    ["file_id"] => string(6) "213537"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432087185"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Викторина по ПДД "Красный, жёлтый, зелёный" "
    ["seo_title"] => string(43) "viktorina-po-pdd-krasnyi-zhioltyi-zielionyi"
    ["file_id"] => string(6) "147280"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419353078"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Классный час-театрализация "Сохраним  зелёную планету""
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyichastieatralizatsiiasokhranimzielionuiuplanietu"
    ["file_id"] => string(6) "257904"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448399326"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "литературное чтение Сочинение "Зелёное платье Земли" "
    ["seo_title"] => string(63) "litieraturnoie-chtieniie-sochinieniie-zielionoie-plat-ie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "170331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423545644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства