МОУ ООШ № 29
г. Комсомольска-на Амуре
Урок - конспект
по окружающему миру
4 класс
на тему:
Почему листья зелёные?
или
роль зелёных листьев для растений и человека.
Подготовила:
учитель начальных классов
Мищенко Елена Викторовна
2014 год
Цели урока:
Выяснить, почему листья зелёные;
Познакомить с видами питания растений;
Сформулировать выводы о роли зелёных листьев для растений и человека.
Задачи урока:
Рассмотреть под микроскопом зелёный и жёлтый лист комнатного растения и сделать вывод о его структуре.
Проанализировать , как изменения условий окружающей среды сказываются на жизнедеятельности растений.
Наглядно (на интерактивной доске) понаблюдать за процессом фотосинтеза и питания растений.
Необходимое оборудование:
интерактивная доска
цифровой микроскоп и подготовленные заранее образцы листьев
выход в интернет
Ход урока.
Орг. момент (Слайд 1)
На улице осень. На кустарниках и деревьях опадают листья.
Постановка проблемы. (Слайд 2)
Скажите, пожалуйста, почему листья зелёные и меняют свою окраску? (Ответы и предположения детей)
Почему листья опадают и появляются вновь? (Ответы и предположения детей)
Все ли растения выделяют кислород, необходимый нам для дыхания? (Ответы и предположения детей)
На все эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Сообщение темы урока. (Слайд 3)
Тема нашего урока сегодня: «Почему листья зелёные? или Роль зелёных листьев для растений и для человека.
Работа над новым материалом.
(Слайд 4)
Вот вам история, которая произошла с одной девочкой. (Далее запись сказки включается автоматически при включении 4 слайда. Если запись не идёт учитель сам читает эту сказку)
Очень любила одна девочка ходить по лесу и удивляться: запоёт птица - девочке удивительно, почему у неё не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка - девочке интересно знать, куда и зачем она скачет.
Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, всё-равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.
"И почему это листья такие зелёные, и о чём они всё время перешёптываются?" - подумала девочка.
И вдруг почудились ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.
- Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? - лопотали над ней листья. - Разве ты нас поймёшь-шь-шь?
- Пойму, - решительно сказала девочка.
- Ишь-ишь какая, ишь-ишь, - засмеялись листья. - Да ведь ты спишь-ш-шь!
- И вовсе не сплю, - пробормотала девочка. - Это вам так кажется.
- Ну если не спишь, тогда слушай, - зашептали листья. - Мы потому шелестим, шепчемся, что солнышку радуемся. А зелёные мы от того, что в каждом листе полным-полно чудесных зелёных хлорофилловых зёрен. Зёрна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зёрнышко - как бы крохотный заводик.
Спрятанные у нас, листьев, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.
- А вот и нет, - прошептала сквозь сон девочка. - Я знаю - дерево кормят корни.
- Несмышлёныш! - наперебой зашелестели листья. - Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из-под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и всё-таки из того, что добывают под землёй корни, не то что ствол или сук - даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчётное множество хлорофилловых зёрен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зёрнышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зелёные зёрнышки-заводики.
Зелёным заводикам энергию даёт солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет - самое главное! Крохотные хлорофилловые зёрна с утра до вечера ловят свет.
(Слайд 5)
- А теперь попробуем ответить на первый вопрос «Почему листья зелёные?» (Ответы: листья зелёные, потому что в них есть хлорофилл, вещество зелёного цвета)
- А почему же осенью зелёные листья изменяют свою окраску? Давайте подумаем: если хлорофиллу, веществу который даёт растению зелёный цвет, необходим солнечный свет, то что произойдёт, если осенью света станет намного меньше? (Ответы: хлорофилл разрушится)
- В листьях присутствуют и другие пигменты, однако их роль в жизни листа невелика. А вот когда наступает осень и листья отмирают, ненужный теперь хлорофилл замещается как раз этими пигментами – например, каротиноидами (желтый цвет) или ксантофиллами (красный) – и тогда мы видим листья именно такого цвета.
-Давайте рассмотрим под микроскопом, какие изменения происходят в листе при разрушении хлорофилла. (Слайды 6-9) Рассмотрим молодой зелёный лист, немолодой зелёный лист, желтеющий лист с остатками хлорофилла, сухой жёлтый лист при разном увеличении: х10, х60, х200.
- Что заметили? (Ответы: клетки зелёного и жёлтого цвета)
-Давайте немного поиграем в игру «Закрась лист». Подумайте, какого цвета будут листья берёзы, липы и клёна в разные периоды осени. (Слайд 10 запускается при подключенном интернете щелчком по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4df4db78-fe8a-4506-b1b9-54c7d9fdcc9c/ResFile.SWF )
(Слайд 11)
- Далее возникает вопрос: А почему листья опадают и появляются вновь? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, как питаются растения. Что вы узнали из сказки о питании растений. (Ответы: растения питаются через корни и благодаря работе «хлорофилловых зёрен»)
- Давайте посмотрим ролик о питании растений. (Слайд 12 запускается при подключенном интернете щелчком по ссылке http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/d80bb457- b079-47f2-92e1-ca71ee5d49cf/ResFile.SWF)
- О чём вы узнали? (Ответы: существуют 2вида питания растений: корневое и световое)
- (Слайд 13) Давайте подумаем, сможет ли растение прожить долго только с одним видом питания?
Поместим комнатное растение в тёмный шкаф, тем самым лишая его какого питания? (Ответы: светового) Как вы думаете, что произойдёт с растением через некоторое время? (Ответы: оно завянет)
Вынем комнатное растение из почвы и оставим его на некоторое время, тем самым лишая его какого питания? (Ответы: корневого) Как вы думаете, что произойдёт с растением через некоторое время? (Ответы: оно завянет)
Вывод: оба вида питания важны для растения.
- Из-за недостатка в каком питании осенью опадают листья? (Ответы: в световом питании)
(Слайд 14)
- Мы знаем, что растения выделяют необходимый нам для дыхания кислород? Все ли растения это делают? Оказывается, только те растения у которых есть зелёные листья, т.к. именно хлорофилл участвует в процессе образования кислорода. Это процесс называется фотосинтезом. Подробно с этим процессом вы познакомитесь в старших классах, а сегодня я хотела бы вам наглядно показать этот процесс. (Слайд 15 запускается при подключенном интернете щелчком по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e994060-996f-4af9-9588-4c06c4b527f8/%5BBIO6_04-28%5D_%5BMA_01%5D.swf )
- А зимой, когда нет зелёных листьев, откуда мы берём кислород? (Ответы: кислород выделяют хвойные деревья) (Слайд 16)
Подведение итогов урока. (Слайд 17)
Почему листья зелёные? (Ответы: т.к. в них хлорофилл)
Какова роль зелёных листьев для растений? (Ответы: участие в световом питании)
Какова роль зелёных листьев для человека? (Ответы: в них образуется кислород, необходимый нам для дыхания)
Ребята, мы все в ответственности за то, что нас окружает. Человек должен быть мудрым и жить в добром содружестве с природой. Каждый может стать другом природе.
И если каждый из нас посадит хотя бы одно дерево или растение, то воздух станет намного чище!!!
(Слайд 18) РЕФЛЕКСИЯ!!!