формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, персонажей сказок названий городов, рек, деревень, улиц; учить использовать полученные знания на практике;
содействовать развитию речи учащихся, умению сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«По теме: «Заглавная буква в словах»»
Максименкова Лариса Александровна, учитель, 1 кв. категория, средняя школа №1 г. Рудни
Конспект урока русского языка
в 1 классе
по теме: «Заглавная буква в словах»
(по курсу В.П. Конакиной, В. Г. Горецкого)
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Форма урока: урок
Цель:
формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, персонажей сказок названий городов, рек, деревень, улиц; учить использовать полученные знания на практике;
содействовать развитию речи учащихся, умению сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.
Оборудование: учебник «Русский язык 1 класс» Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013.- 143 с.: ил.- (Школа России). -ISBN 978-5-09-030831-1/; электронное приложение к учебнику; презентация «Заглавная буква в словах», выполненная учителем; рабочая тетрадь «Русский язык. 1 класс», автор В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011); Е. М. Тихомирова; компьютер с необходимым программным обеспечением, проектор, экран.
1 Организационный момент:
- Сегодня замечательное утро. Какое у Вас настроение, ребята? (Ответы детей)
(Дети показывают смайлики, выражающие настроение)
-У кого из Вас настроение грустное, посмотрите в окно. Солнышко ласково светит нам.
- Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с солнышком и начнем урок.
Слайд 1.
2 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Ребята, что вы любите делать в свободное время, на перемене? Конечно, играть. Давайте поиграем. Игра называется «Как меня зовут сейчас. Как меня будут звать».
Меня в детстве звали Лара, а сейчас как зовут? А Вас как зовут? Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа).
Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать имена.
( Личностные: учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками.)
- Но прежде чем начать письмо, надо подготовить к работе наши пальчики.
СЛАЙД 2: пальчиковая гимнастика
СЛАЙД 3: игра.
- Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?
(3 человека записывают имена). Я тоже запишу рядом имя своей подруги. (Анализируем записанное).
3. Актуализация и пробное учебное действие.
- Так почему же я написала имя с большой буквы, а кто-то из вас с маленькой? Кто прав? Ответить на этот вопрос поможет наш урок.
(Личностные: понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.)
(Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.)
(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.)
4. Выявление места и причины затруднения.
- Почему у вас возникли трудности? (Не знаете точно, как правильно писать.)
- Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен дать ответ в ходе урока. СЛАЙД 4
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? А зачем нужно это знать? (Формулируют тему, цель).
СЛАЙД 5: тема, цель, задачи.
- Встречали ли вы ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы? (Ответы детей).
- Давайте посмотрим анимацию и попробуем ответить на вопрос, какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы. ( ЭОР к теме: «Заглавная буква в словах», сюжет «анимация» ).
Вопросы после просмотра частей:
-Какие буквы выделены? Что они обозначают?
-А что обозначают буквы, выделенные на конверте? Как вы поняли?
-Так как же пишутся фамилии, имена и отчества?
-Почему некоторые буквы в словах выделены? Что обозначают эти слова?
- Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы?
Слайд 6
В русском языке с заглавной буквы пишутся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия географических объектов и др....
Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. работаем в группах по 3 человека. Каждая группа делает вывод о своих словах.
-Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова?
-Как определить, какую букву выбрать?
Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов.
Электронная физминутка для глаз.
- А теперь давайте обратим внимание на слово Москва, записанное на с. 123. Какое это слово? (Словарное)
ЭОР: Работа со словарным словом: прослушивание информации о слове Москва.
- Кто может сказать, как пишется это слово? Почему нужно запомнить его правописание? Запишите слово в тетрадь.
Слайд 7
Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это - матушка - Москва.
-Давайте составим предложение со словом Москва.
-Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так?
Группа ребят из 3 человек работает с материалами странички для любознательных.
Остальные ребята выполняют задание в рабочей тетради упр. 76. Взаимопроверка, выявление причин затруднения.
- Послушаем сообщения о названиях городов. Ребята сами выбирают, кто о каком городе рассказывает.
- Рома, как ты понял, почему именно так названы города?
Познавательные:
(общеучебные : осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с большой буквы)
(логические: осуществляют поиск необходимой информации )
(коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи)
(регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.)
6. Реализация построенного проекта.
- А теперь давайте вспомним игру в начале урока. Почему меня раньше называли Лара, а теперь называют Лариса? Это разные имена?
- О том, как называются эти имена, узнаем из текста учебника с. 123.
Имена людей бывают полными и сокращёнными.
Работа в парах: упр. 2
- Как будем выполнять задание? (Ответы, уточнения).
Слайд 8
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-А теперь каждый из вас попробует сам найти полные и сокращённые имена и написать своё полное и сокращённое имя.
Физминутка:
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде « раз»!
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы
По команде « два»!
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполняем упр. 75 из РТ
Проверка с помощью ЭОР: «упражнение из рабочей тетради». Самопроверка.
-Кто допустил ошибку. Как думаете, почему?
Назовите правильные ответы.
9. Включение в систему знаний и повторение.
-Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше, правильнее?
- Давайте прочтём заметку, с. 124.
Да действительно, ребята, называя собеседника по имени и отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.
- И последнее задание на сегодня. Запишем предложение и подчеркнём известные нам орфограммы.
СЛАЙД 9: самопроверка, анализ написанного, обоснование орфограмм.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
- Вот и подходит к концу наш урок. Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему?
- Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока? Давайте продолжим фразу: СЛАЙД 10(Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.) (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Самоанализ урока и методические рекомендации:
Уроком русского языка в 1 классе по теме: «Заглавная буква в словах» завершается изучение темы: «Звуки и буквы». На изучение материала авторской программой отводится 2 часа. Конспект представляет собой полную разработку первого урока в теме, поэтому это урок «открытия нового знания». Предполагается, что на втором уроке полученные знания будут закреплены.
Цель урока – создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных, достигнута. На уроке была продолжена работа по формированию умения отличать имена собственные от имён нарицательных. Были решены образовательные и воспитательные задачи: изучили правила, использовали полученные знания при выполнении упражнений. Дети учились сравнивать, анализировать, делать выводы; учащиеся имели возможность задуматься над вопросами уважительного отношения к собеседнику, заинтересовались вопросом происхождения названий городов.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, работа в малых группах. Использованное оборудование помогло достижению поставленных целей, особенно ЭОР к учебнику.
Начало урока прошло организованно, чему способствовало проведение игры в начале занятия. Рука обучающихся была подготовлена к письму благодаря проведению пальчиковой гимнастики.
В начале урока был выявлен уровень подготовленности учащихся по теме, мотивационный этап позволил поддержать положительный настрой на изучение материала в течение урока. Особое внимание было обращено на связь начала занятия и его окончания. В течение урока главным был вопрос: «Почему?» Все записи были объяснены.
При изучении нового материала использовались различные виды работ: работа в парах, в малых группах, индивидуальная работа, использовались ЭОР, презентация, созданная учителем. Следует отметить, что основной материал урока использовался из электронного приложения к учебнику. При изучении нового материала использовалась работа с учебником, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка, решение тестовых заданий по теме.
На каждом этапе урока были заранее определены планируемые результаты, достижению которых уделялось серьёзное внимание.
Включение в систему знаний произошло на заключительном этапе урока: слова в предложении были подобраны с учётом всех изученных ранее орфограмм. Анализ предложения позволил выявить пробелы в знаниях обучающихся и наметить пути их устранения.
На этапе рефлексии обучающиеся закончили фразы, на основании чего можно сделать вывод, что прогнозируемые результаты урока достигнуты:
обучающиеся научились писать имена собственные с большой буквы, могли научиться анализировать информацию о происхождении названий городов, заинтересоваться указанным вопросом;
на уроке учились анализировать, сопоставлять, делать выводы;
работа в парах и малых группах способствовала формированию коммуникативных учебных действий;
на каждом этапе урока учебные задачи анализировались, что способствовало полному их пониманию; социальная роль обучающегося учащимися была принята.
Атмосфера на уроке была доброжелательной, позитивной. Подбор заданий помог каждому ребёнку шагнуть вперёд в своём индивидуальном развитии.