Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья.
Минутка чистописания:
Корень учения горек, да плод его (…).
2)Постановка цели:
Жили – были два клоуна: Маркеша и Кузя. Пошли они гулять.На улице было прохладно. Клоуны были одеты по-разному.
Маркеша: Ну и жарко!
Кузя: Да ты что? Холодно!
Маркеша: Я весь покраснел!
Кузя: А я побелел!
Маркеша: Ты что такой кислый?
Кузя: А ты что – сладкий?
Маркеша: Нет, я бодрый! А что это мы все спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
Кузя: Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой. Эти слова называются ……
Ребята как вы думаете как называются эти слова?
Правильно эти слова называются «антонимы».
Тема нашего урока: Антонимы и их роль в речи.
3)Усвоение новых знаний.
Ребята, а кто знает, что такое антонимы?
Антонимы – слова одной и той же части речи, с противоположным лексическим значением.
- Антонимы встречаются в загадках. Сейчас я вам буду читать загадки, а вы, поднимая руки, будете мне подсказывать недостающие слова-антонимы.
1. Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …(зима)
2. Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …(плач)
3. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь …(тишина)
Антонимы могут встречаться в рассказах, стихотворениях. На доске написано стихотворение М.Пляцковского. В нем кто-то перепутал слова-картинки. Исправьте ошибки.