kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синонимы и антонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет создать условия для: систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения признаков синонимов и антонимов, развитие умения правильно употреблять их в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы и антонимы»



Урок русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»


Предмет: Русский язык


Класс: 3

Тема урока: «Синонимы и антонимы».

Цели урока:

Создать условия для:

-систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения

признаков синонимов и антонимов, развитие умения правильно употреблять их в речи.

В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки синонимов и антонимов;

- знакомится с их ролью в речи;

- развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности.

В результате чего ученик:

- развивает свою устную и письменную речь;

- учится контролировать себя, давать самооценку;

- воспитания умения работать в парах, группах; формирования личностных качеств, таких как ответственность, коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.

Оборудование урока: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, компьютер, интерактивная доска, печатные карточки со словами, конверты с заданием для каждой группы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.


Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

(Открывают тетради, записывают число)



2. Повторение изученного. Актуализация знаний.

( На доске буквы: г у р щ д ц)

-Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

- Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

-Эта буква обозначает гласный звук.

-Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

-Какое слово у вас получилось?


-Друг.

- Что вы можете сказать об этом слове?

-Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.

-Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.

- Какая орфограмма в этом слове?

-Парная согласная в корне слова.

-Проверка друг -нет друга.

- Подберите родственные слова.

-Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.

- Докажите, что это родственные слова.

-Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.

Приступили к работе, запишите однокоренные слова, выделите корень.

( Следить за осанкой при письме).

- Оцените свою работу. (! - без ошибок, + - 1-2 ошибки, - - более 2 ошибок).

- А как вы понимаете лексическое значение слова друг?

- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

-Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

- Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

( Показываю этимологический словарь, поясняя откуда взяла толкование этого слова)

- А какие пословицы вы знаете о дружбе



Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Держись друга старого, а дома нового.

Добрый друг лучше ста родственников.

Друг познается в беде.

Надежный друг дороже денег.

3. Постановка проблемы урока.

Мобилизация внимания.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению.

-Приятель, товарищ.

- Что общего у этих слов?

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

Такие слова называются …(синонимы.)

- Слова близкие по значению.


Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.


Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

- Что общего у этих слов?


- Враг – друг.

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

- Такие слова называются …( антонимы.)

- Слова, противоположные по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.


4. Введение в тему урока.

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Синонимы и антонимы).

- Какие цели перед собой поставим? ( Учиться распознавать, подбирать синонимы и антонимы).

- Для чего нужны в речи синонимы и антонимы? (Для того, чтобы делать нашу речь более яркой, красочной).



Физминутка

- Я буду называть слова. Если это синонимы вы хлопаете, антонимы – топаете, слова, которые не относятся ни к тем, ни к другим – плечи поднимаете и опускаете.

Быстрый – медленный

Быстрый – скорый

Тепло-холодно

Охранять-стеречь

Грязно-страшно

Дивный – чудный

Простой - сложный

Работа-урок

Богач-бедняк

Радоваться-веселиться


- Откройте учебники с.42, прочитайте правило.

Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.


Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.



5. Работа над новой темой.

- А теперь давайте поупражняемся в определении синонимов и антонимов. (упр.74)

( На интерактивной доске слева - синонимы, справа – антонимы, а посередине – слова для справок).

- Подберите к словам левого столбика синонимы, а к словам правого – антонимы.

6. Работа в парах

- А сейчас поработайте в парах. Запишите две пары слов-синонимов и две пары слов-антонимов.

- У кого на столах зелёные кружочки, выбирает любые синонимы и антонимы, записанные на доске; у кого синие – из словаря (уточнить страницы, с.154-155); у кого красные – самостоятельно. (Дифференцированное задание).

Проверка.

Групповая работа.

Возьмите карточки.

Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.


Маленький мир лучше … …. драки.

Горькая правда лучше … …лжи.

Лучше враг умный, чем друг … … .


( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)

Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.


По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре.


- Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно… Давайте сделаем ещё один вывод:


Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.


7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?

- Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.


Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.


- Пришло время оценить вашу работу:

-Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь смайлик «всё хорошо».

-Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».


Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь»


8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.



Подвести итог, записать домашнее задание (с. 44 упр. 73)


- Откройте дневники. Дома я вам предлагаю это правило выучить и закрепить полученные знания, выполнив упр.69 .





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синонимы и антонимы

Автор: Дрютова Ирина Петровна

Дата: 01.10.2016

Номер свидетельства: 346999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока на тему "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sinonimy-antonimy-omonimy-paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "240760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445104488"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Имена существительные: синонимы, антонимы."
    ["seo_title"] => string(42) "imienasushchiestvitielnyiesinonimyantonimy"
    ["file_id"] => string(6) "277528"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452929282"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Имена существительные: синонимы, антонимы."
    ["seo_title"] => string(43) "imienasushchiestvitielnyiesinonimyantonimy1"
    ["file_id"] => string(6) "277529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452929289"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. "
    ["seo_title"] => string(34) "sinonimy-antonimy-omonimy-paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "213511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432065644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства