Урок поможет создать условия для: систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения признаков синонимов и антонимов, развитие умения правильно употреблять их в речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Синонимы и антонимы»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Синонимы и антонимы».
Цели урока:
Создать условия для:
-систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения
признаков синонимов и антонимов, развитие умения правильно употреблять их в речи.
В результате чего ученик:
- применяет знания, полученные ранее;
- находит признаки синонимов и антонимов;
- знакомится с их ролью в речи;
- развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности.
В результате чего ученик:
- развивает свою устную и письменную речь;
- учится контролировать себя, давать самооценку;
- воспитания умения работать в парах, группах; формирования личностных качеств, таких как ответственность, коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.
Оборудование урока: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, компьютер, интерактивная доска, печатные карточки со словами, конверты с заданием для каждой группы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте все в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
(Открывают тетради, записывают число)
2. Повторение изученного. Актуализация знаний.
( На доске буквы: г у р щ д ц)
-Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
- Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
-Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.
Приступили к работе, запишите однокоренные слова, выделите корень.
( Следить за осанкой при письме).
- Оцените свою работу. (! - без ошибок, + - 1-2 ошибки, - - более 2 ошибок).
- А как вы понимаете лексическое значение слова друг?
- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.
-Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.
- Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.
-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...
( Показываю этимологический словарь, поясняя откуда взяла толкование этого слова)
- А какие пословицы вы знаете о дружбе
Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Держись друга старого, а дома нового.
Добрый друг лучше ста родственников.
Друг познается в беде.
Надежный друг дороже денег.
3. Постановка проблемы урока.
Мобилизация внимания.
- Подберите к слову друг слова близкие по значению.
-Приятель, товарищ.
- Что общего у этих слов?
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
Такие слова называются …(синонимы.)
- Слова близкие по значению.
Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
- Что общего у этих слов?
- Враг – друг.
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
- Такие слова называются …( антонимы.)
- Слова, противоположные по значению.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.
4. Введение в тему урока.
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Синонимы и антонимы).
- Какие цели перед собой поставим? ( Учиться распознавать, подбирать синонимы и антонимы).
- Для чего нужны в речи синонимы и антонимы? (Для того, чтобы делать нашу речь более яркой, красочной).
Физминутка
- Я буду называть слова. Если это синонимы вы хлопаете, антонимы – топаете, слова, которые не относятся ни к тем, ни к другим – плечи поднимаете и опускаете.
Быстрый – медленный
Быстрый – скорый
Тепло-холодно
Охранять-стеречь
Грязно-страшно
Дивный – чудный
Простой - сложный
Работа-урок
Богач-бедняк
Радоваться-веселиться
- Откройте учебники с.42, прочитайте правило.
Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.
5. Работа над новой темой.
- А теперь давайте поупражняемся в определении синонимов и антонимов. (упр.74)
( На интерактивной доске слева - синонимы, справа – антонимы, а посередине – слова для справок).
- Подберите к словам левого столбика синонимы, а к словам правого – антонимы.
6. Работа в парах
- А сейчас поработайте в парах. Запишите две пары слов-синонимов и две пары слов-антонимов.
- У кого на столах зелёные кружочки, выбирает любые синонимы и антонимы, записанные на доске; у кого синие – из словаря (уточнить страницы, с.154-155); у кого красные – самостоятельно. (Дифференцированное задание).
Проверка.
Групповая работа.
Возьмите карточки.
Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.
Маленький мир лучше … …. драки.
Горькая правда лучше … …лжи.
Лучше враг умный, чем друг … … .
( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)
Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.
По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре.
- Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно… Давайте сделаем ещё один вывод:
Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?
- Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.
Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.
Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.
Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
- Пришло время оценить вашу работу:
-Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь смайлик «всё хорошо».
-Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».
Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь»