Цель: расширение представления о прощении как ценности. Задачи: – раскрывать значение понятия «прощение»; – развивать способность понимать и умение прощать; –воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми. | Ресурсы: фломастеры, гуашь или краски; карточки с отдельными строками стихотворения «Доброе утро солнцу и птицам»; набор иллюстраций с изображением человека, в радости, печали, обиде, гневе. |
Ход урока: Орг.момент. Позитивный настрой. Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам, И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера. | Мы рады видеть каждого из Вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. | Проверка домашнего задания | Примечания |
Позитивное высказывание (цитата). Учитель обращает внимание детей на цитату урока: Хотите сохранить друзей, умейте прощать. Из литературных памятников древнего Египта
| |
Учитель сообщает тему урока и предлагает разделиться на группы. Упражнение «Угадай-ка» Каждая группа получает иллюстрации, на которых изображено лицо человека, выражающего разные эмоциональные состояния. Задача детей определить лица, выражающие обиду.
| |
Разминка «Не стоит обижаться – лучше рассмеяться» Учитель просит детей встать в круг и показать пантомимой, какие мы бываем, когда обижаемся. Плечи наклонены вперед, губы ладони – сжаты, живот напряжен, голова опущена, лицо хмурое. – А теперь, расправьте плечи, губы улыбаются, ладони - свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы умеем прощать! | |
Беседа Учитель говорит о том, что люди постоянно ощущают самые разные эмоциональные состояния. Есть такие эмоциональные состояния, которые нравятся всем людям, например веселье, радость, а есть такие, которые вообще не хотелось бы ощущать - злость, зависть, гнев. К сожалению, эти негативные чувства бывают почти у каждого человека. Учитель предлагает детям подумать и закончить предложение: «Когда я обижен (а) я чувствую...». – Послушайте стихотворение о мальчике, который переживал обиду. Чтение стихотворения Агния Барто «Обида» Моей сестренке двадцать дней, Hо все твердят о ней, о ней: Она всех лучше, всех умней И слышно в доме по утрам: – Она прибавила сто грамм! Hу, девочка, ну, умница! Она водички попила – За это снова похвала: – Hу, девочка, ну, умница! А мама шепчет: – Прелесть! В восторге от Аленки. – Смотрите, разоделись Мы в новые пеленки. – Смотрите, мы зеваем, Мы ротик разеваем! – Кричит довольный папа, И он неузнаваем: Он всю цветную пленку Истратил на Аленку. Я гвоздь в сарае забивал, И то не слышал я похвал! Обиду трудно мне скрывать, Я больше не могу. И вот я тоже лег в кровать И стал кричать: – Агу! Взглянул мой папа на меня: – Ты что вопишь средь бела дня? Тогда я лег лицом к стене, И ждал я нахлобучки. Вдруг мама бросилась ко мне: – Давай возьму на ручки? А я в ответ: – Я не грудной! Ты просто так побудь со мной... Чему радовались родители? Что чувствовал сын, когда родители чаще обращали внимание на малышку, чем на него? Как бы вы поступили на месте мальчика? Нужно ли обиду держать в себе? Почему? Трудно ли прощать? (ответы детей) | |
Цитата урока Учитель подводит детей к пониманию, что чувство обиды – неприятное, очень тяжелое чувство. Она мешает радоваться, удивляться, дружить. Об этом говорили еще в древнем Египте. Учитель обращает внимание детей на цитату, написанную на доске «Хотите сохранить друзей - умейте прощать» (Из литературных памятников древнего Египта). Поэтому важно научиться прощать! Человек, который умеет прощать, облегчает жизнь, прежде всего, самому себе, своим друзьям, близким людям! | |
Наедине с собой. Учитель просит детей удобно сесть, расслабиться и вспомнить ситуацию, когда они обижались на кого-то. – А теперь представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним. Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились от обиды. Вам стало легко и весело. Учитель делает вывод о том, что обиды надо прощать и забывать! Можно обиды мысленно «отпускать» на ветер или «пускать» по воде, представлять, как они исчезают, растворяясь как соль или сахар в воде. Каждый может этому научиться. | |
Творческая деятельность «Мой дневник» (При организации творческой деятельности детей учитель может использовать как вариант работы с личным дневником («Мой дневник»), так и вариант «Дневник класса»). Учитель сообщает детям, что он получил письмо от Великого Мудреца и предлагает послушать его содержание: «– Дорогие ребята, я хочу каждому из вас подарить дневник, в котором вы сможете писать о себе то, о чем не всегда можно сказать другим. В дневнике у вас могут быть самые разные странички, например: «Это я», «Мои близкие», «Мой день рождения» и т.д. Расскажите на одной из страничек вашего дневника о том, кого вы простили, и кто простил вас, нарисуйте свое настроение в тот момент. Помните! Простить человека – это значит освободить его и себя от обид, взглянуть на другого человека с добротою и любовью! Спасибо вам всем, ребята, за стремление быть добрыми и милосердными! До свидания. Ваш Великий Мудрец.» Дети изготавливают дневники, выполняя задание 1 в тетради. Учитель предлагает им оформить дневник, используя фломастеры, краски, аппликацию, а также выбрать страничку для темы «Я умею прощать» и подумать над тем, что они напишут, как будут иллюстрировать. После того, как дети заполнят страничку дневника, учитель спрашивает, кто бы хотел показать одноклассникам страничку из своего «дневника» и рассказать о своих эмоциях. | |
Домашнее задание: Внимательно рассмотрите рисунки, подумайте, кого обидели и как можно попросить прощение у тех, кто был обижен. | |