Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Цель: обобщить знания детей по данной теме;
-углубление знаний о жизни растений;
- формирование у детей нравственного и эстетического отношения к растениям как части живой природы;
-воспитание любви к природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением растений, использование слайдов на моноблоке
Ход урока.
На доске цитата урока: От нас природа тайн своих не прячет.
Но учит быть внимательнее к ней.
И. Рыленков
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Прочитайте строки, написанные на доске.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях. Обобщим и закрепим знания, полученные на предыдущих уроках. Но сначала покажите, какое настроение у вас в начале урока, выбрав подходящий смайлик. (Дети показывают смайлик).
- Я очень рада, надеюсь до конца урока ваше настроение не испортится!
- Ребята, представьте, что вы находитесь в лесу, на природе. Вдохните свежий воздух, послушайте пение птиц (! Минута).
- Ну, что ж. а Сейчас проверим домашнее задание. Ответьте на следующие вопросы:
1). На какие группы делятся все растения?
2). Назови периоды в развитии растений. (Появление всходов, наращивание зелёной массы – побегов и листьев). Период созревания – цветение и образование плодов и семян. Увядание (засыхание) всех органов – это смерть.
3). Перечисли органы растений. Докажи значимость каждого из них.
4). Почему осенью листья желтеют и опадают?
5). Какие растения называют культурными? Какое значение для человека имеют культурные растения?
6). Что такое размножение?
7). Как могут размножаться растения?
8). Работа в группах. Посовещайтесь и соедините стрелками верные ответы:
ЗИМА листопад
ОСЕНЬ цветение растений, созревание плодов и семян
ВЕСНА сокодвижение, опыление, созревание
ЛЕТО набухание почек, появление первоцветов
- А почему слово «зима» не соединено стрелкой ни с одним из предложений? Что происходит с растениями зимой?
- Молодцы, ребята! В тетрадях на полях поставьте себе ту отметку, которой вы оцените свою работу на этом этапе урока. (Формативное оценивание)
5.Основная часть урока.
– Мир растений удивительный. Их семена иногда совершают длительные путешествия.
(Рассказ ученика о подорожнике.)
Одно растение подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам – везде, где ступала нога человека. Семена подорожника переправились из Европы в Америку – на сапогах первых переселенцев. Коренные жители Америки – индейцы назвали подорожник «след белого человека»
- А вот ещё один интересный факт о растениях. Сейчас вы узнаете о растениях долгожителях.
У самого многолетника своя продолжительность жизни. Самое старое, ныне живущее дерево на свете – одно из североамериканских сосен. Её возраст 4700 лет. Другое дерево того же вида дожило до 5100 лет. Возраст одной из секвой гигантских достиг3500 лет.
На территории нашей страны тоже есть растения – долгожители. Дуб, например, может прожить до 2000 лет, а берёза до 100 – 150 лет.
Сосны так же удивляют своей долговечностью. Среди них, много таких, которым 200- 300 лет. Из травянистых растений многолетников долго живут папоротники. Их возраст достигает 100 лет.
6. Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья, сложив назад.
- А сейчас давайте заполним схемы
РАСТЕНИЕ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
Формативное оценивание
- Ребята, мы сегодня много говорили о жизни растений и мне хотелось бы узнать, насколько хорошо вы поняли данную тему путем тестирования. Я буду задавать вам вопросы, а вы - выбирать правильный ответ и записывать его в тетрадь.
1. Размножение – это…
А) способность воспроизводить себе подобных
Б) способность много жить
В) размножаться клубнями
2. Стебель нужен растениям для того, чтобы…
а) доставлять питательные вещества от корня к другим его органам
б) удерживать растение
в) придать растению форму
3. Сухие плоды - это…
а) пшеница, фасоль
б) смородина, земляника
в) яблоки, груши
4 Опавшие листья превращаются в…
А) красивый наряд
Б) воздух
В)перегной
5. У каких растений человек использует в пищу листья?
а) помидоры, огурцы, баклажаны
б) укроп, капуста, петрушка
в) картофель, морковь, редис
6. Для жизни растений нужны:
а) тепло, свет, питательные вещества
б) тепло, питательные вещества, вода
в) тепло, свет, питательные вещества, вода, воздух
7. Рыхление почвы помогает сохранить:
а) воздух, влагу
б) влагу, перегной
в) воздух, перегной
(1-в; 2-а; 3-а; 4-а; 5-б; 6-в; 7-а) – Взаимопроверка. Формативное оценивание
9. Итог урока.
- Молодцы, ребята! Сегодня мы убедились, что растения необходимы для человека. Это кислород, пища, лекарства, ткани, древесина, красота.
Один американский ученый подсчитал, что для нужд человека в современном обществе за всю жизнь расходуется примерно 400 деревьев среднего размера. 400 деревьев – это целый лес! Но не все люди рационально используют растения.
Поэтому растения нуждаются в защите. Охранять их нужно, прежде всего, от людей, которые наносят миру растений большой вред.
Подумайте и ответьте, что губительно действует на растения. (Ответы детей)
Обобщение ответов детей:
Растениям вредит:
- вырубка леса
- вытаптывание растений
- сбор (безмерный) лекарственных трав
- загрязнение атмосферы
- А сейчас, нарисуйте знак, который будет указывать окружающим на то, как нельзя обращаться с растениями.
(Анализ детских рисунков Учащиеся объясняют, что они хотели рассказать с помощью знака.)
- И с этим заданием вы справились. А сейчас выведите общую отметку в тетрадях. Встаньте те, кто поставил себе «5», «4», «3» (суммативное оценивание)
– И завершить наш урок мне хочется четверостишьем. Прочитайте его (на доске)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт