Цель: учить писать строчную букву с отдельно и в соединении с другими буквами в слогах и словах; формировать элементарные орфографические умения; вырабатывать у детей навык буквенного синтеза при чтении и написании слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Письмо строчной буквы с. Звуковой анализ слова»
Тема. Письмо строчной буквы с. Звуковой анализ слова
Цель: учить писать строчную букву с отдельно и в соединении с другими буквами в слогах и словах; формировать элементарные орфографические умения; вырабатывать у детей навык буквенного синтеза при чтении и написании слов.
ХОД УРОКА
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по материалам урока чтения.
Кто помнит скороговорку, которую мы читали на уроке чтения? Проговорите ее хором.
Какие звуки чаще всего в ней повторяются?
Что вы знаете о звуках [с] и [с’]? Какой буквой они обозначаются? Покажите эту букву в кассе слогов.
Звуко-буквенный анализ слов.
Прослушайте еще одну скороговорку. Запомните слова, в которых есть звуки [с] или [с’].
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
([с] — Сани, сом, с, усами-, [с’] — Сени, сетях.)
Составьте звуковую схему слова сом, напечатайте буквы под каждым значком звуков.
Один ученик выполняет задание у доски, остальные — в тетради в клеточку для печатания.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Откройте прописи на с. 36.
Посмотрите, к нам в гости снова пришли Лисичка-сестричка и Мишка- топтыжка. Они хотят узнать, чему вы научились на уроках письма, умеете ли вы писать буквы и слова, разгадывать загадки, читать зашифрованные слова.
Лисичка и Мишутка принесли вам задание. Нужно прочитать «зашифрованные» слова и записать их в тетради.
Сколько слов вы прочитали на рисунке? (Пять: усы, осы, оса, сам, сом.)
Сможем ли мы сразу записать эти слова в тетрадь?
Дети устанавливают, что это невозможно, так как они еще не учились писать строчную букву с, а она есть в каждом слове.
Давайте научимся писать букву с» соединять ее с другими буквами, чтобы выполнить задание Топтыжки и Лисички.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Графический анализ строчной буквы с.
Рассмотрите строчную рукописную букву с. Из каких элементов она состоит?
Сравните печатные и рукописные буквы с, с. Как из печатной буквы можно сделать рукописную?
— На что похожа буква с?
После обсуждения вариантов ответов учитель предлагает превратить букву с в солнышко.
Замкнем букву с в овал, а вокруг него нарисуем лучики. Теперь дори- суйте солнышку улыбающееся лицо.
Объяснение написания буквы с.
Буква с — это полуовал.
Строчную букву начинаем писать ниже верхней строчной линии, ведем вверх-влево, закругляя около верхней строчной линии, затем пишем полу- овал, закругляя вниз-вправо около нижней строчной линии. Заканчиваем букву ниже середины строки. Пишется буква под счет «и-раз-и».
Пальчиковая гимнастика.
Солнышко
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенек,
Поиграй весь денек.
Руки перекрещены тыльной стороной ладоней к себе. Сначала пальцы обеих рук сжаты в кулаки, прижатые друг к другу (облачко). Затем пальцы-лучики раскрываются, руки пово- рачиваются вниз-вправо и вниз-влево.
Подготовительные графические упражнения (с. 27).
Учащиеся копируют описанные правые полуовалы на дополнительной странице (задание 6).
Письмо строчной буквы с(с. 36).
После «прописывания» букв в воздухе с открытыми и закрытыми глазами под счет учителя дети самостоятельно выполняют задание на первой строке.
Письмо слогов со строчной буквой с.
Прочитайте слоги. Составьте с ними слова.
Учитель показывает написание слогов на доске, объясняя соединение букв: со, са— среднее отрывное, су, сы — верхнее безотрывное.
Письмо слов. Орфографическая пропедевтика.
Прочитайте пару слов на третьей строке. (Сом — сомы.) Какой гласный звук мы слышим в первом слове? Какой буквой он обозначается?
(Звук [о], буква о.)
Послушайте, какой гласный звук произносится во втором слове после звука [с]. (Учитель акцентированно произносит [сссааариы.) А какая буква написана в слове? (Звук [а], буква о .) В слове сомы пишем букву о, потому что сом.
Аналогично проводится работа с парой слов сам — сама.
Учащиеся записывают каждую пару слов в тетради, отмечают во вторых словах ударение, под буквами безударных гласных звуков ставят точку.
Физкультминутка.
Письмо слов со строчной буквой с.
Прочитайте слово на пятой строке. Что такое, насос! Переставьте буквы в слове так, как это указано цифрами над ними. Какое слово у вас получилось? Что оно называет?
Запишите оба слова в тетради по одному разу.
Аналогичная работа проводится со словами стук—куст.
Творческая работа.
Помните, в начале урока Лисичка и Мишутка попросили записать в тетради «зашифрованные» слова.
Посмотрите еще раз на задание наших зверят. Какие слова зашифрованы в первой схеме? Какие — во второй?
Дети самостоятельно записывают слова
усы оса сом сам осы
ИТОГ УРОКА
Какую букву мы учились писать на уроке?
Какие звуки она обозначает? Охарактеризуйте их.
Рассмотрите и оцените работу своего соседа по парте. Над тремя самыми удачными, самыми красивыми словами нарисуйте маленькое солнышко.