1. Составить алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
3. Формировать навыки самоконтроля, умение работать в паре и группе.
- умение выполнять письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд;
- умение использовать новый прием сложения для выполнения математических заданий.
- учебно-познавательный интерес к новому приему сложения.
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
№ п/п | Этап урока Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания. | - Сегодня у нас на уроке гости. Будем гостеприимны. Кто с работой дружен, нам сегодня нужен? Кто с учебой дружен, нам сегодня нужен? С математикой кто дружен, нам сегодня нужен? Таким ребятам хвала и честь! Такие ребята в классе есть? - Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться. Присаживайтесь. -Сегодня на уроке математики вы будете пчёлами. Пчёлы живут большими и дружными семьями. Прочитайте девиз урока. Чтобы умной пчелкой стать, Нужно многое узнать. Нужно много нам трудиться, Книг читать, писать, учиться. – Как вы его понимаете? Что нужно делать, если хочешь получать знания? – Зачем нужны знания? | - Нужен! - Нужен! - Нужен! - Есть! Трудиться, работать самому. Чтобы быть умным, образованным. | Л.: формировать мотивационные основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к математике. К.: умение оформлять свои мысли в устной форме К.: слушать и понимать речь других |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: актуализировать знания изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания, закрепить навыки устного счёта | -К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с растений клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво. -Открываем тетради. Записываем число, классная работа. - Какое вы записали число? - Из каких разрядов состоят двузначные числа? - Перед вами таблица. Давайте прочитаем числа записанные в ней. Десятки | Единицы | 2 | 3 | 4 | 9 | 5 | 1 | 3 | 5 | 7 | 8 | 6 | 0 | 8 | 9 | 1 | 1 | | Выполняют. 22, двузначное Это десятки и единицы Дети читают числа: 23, 49, 51, 35,78,60,89,11. | К.: слушать и понимать речь других Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу урока П.: умение ориентироваться в своей системе знаний |
| Математический диктант | - Ребята, мы вспомнили, как читаются двузначные числа, а теперь давайте с ними поработаем письменно и проведём математический диктант. Ответьте на следующие вопросы и запишите только ответы. Сколько десятков в числе 70? Сколько единиц в трёх десятках? Сколько десятков в одной сотне? Запишите самое большое двузначное число. Запишите самое маленькое двузначное число. Проверьте себя. | Один учащийся за доской для проверки. 7 30 10 99 10 Проверка. | П.: умение ориентироваться в своей системе знаний |
| Физкульминутка Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление | Предлагаю немного отдохнуть 21- сколько десятков, столько раз ногами топнем 15- сколько единиц, столько раз в ладоши хлопнем 36- сколько десятков, столько мы присядем раз 95- сколько единиц, столько мы подпрыгнем раз - Ай да счёт: играй и только! | Выполняют. | |
3. | Создание проблемной ситуации Цель: создать условия для того, чтобы дети смогли сами открыть новый способ письменного приёма сложения | Работа по карточкам в паре. Выполните задание с использованием алгоритма сложения двузначных чисел. + 23 + 54 + 37 46 33 48 - Какие знания мы повторили? | Проверка. + 23 + 54 + 37 46 33 48 69 87 85 Сложение однозначных чисел, сложение двузначных чисел в столбик, алгоритм сложения в столбик. | П.: умение ориентироваться в своей системе знаний К.: умение работать в паре |
4. | Этап выявления места и причины затруднений | - В каком месте возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? - Мы раньше не решали примеры, когда при сложении единиц получается число больше 10 (переход через разряд) | При складывании единиц. При сложении единиц получается двузначное число | Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу урока |
5. | Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации | - Постарайтесь сформулировать тему урока. - Какие цели мы поставим на уроке? | Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд. 1.Узнать способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд. 2.Научиться применять этот способ для сложения двузначных чисел с переходом через разряд | Р.: планировать свои учебные действия и находить под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала |
6. | Реализация построенного проекта | 1. Решим пример в столбик (учитель объясняет) + 37 48 85 -Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки, в путь – опылять цветы. 2. Составим алгоритм решения таких примеров с помощью пазлов. 3. Поупражняемся в новом действии. | Дети слушают объяснение учителя. Дети работают в группах. Одна группа (слабые учащиеся) у доски с учителем для проверки. Пишу под десятками десятки, под единицами единицы. Складываю единицы. Пишу единицы, десятки запоминаю. Складываю десятки, прибавляю десятки, которые запомнил. Пишу под десятками. Читаю ответ. | Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу урока К.: учиться работать в группе Л.: формировать мотивационные основы учебной деятельности К.: слушать и понимать речь других |
7. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Работа по учебнику. -А теперь выполним №1 на с.12. Пользуясь алгоритмом, найдите сумму чисел. + 54 38 92 Просмотр видео про Бельчонка. - В чём ошибка Бельчонка? -Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете исправно делать работу – запасы на зиму. Дети делятся на группы по геометрическим фигурам и выполняют в группах письменные примеры сложения двузначных чисел с переходом через десяток. + 46 + 29 + 34 + 57 + 66 27 45 28 35 17 73 74 62 92 83 | Учащийся выполняет с комментирование у доски. Все остальные в тетрадях. Ответы учащихся. Выполняют. После проверяют ответы (на обратной стороне листа правильный ответ) | К.: формулировать собственное мнение и позицию Р.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
8. | Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать самопроверку по эталону | - А теперь проверьте себя самостоятельно, как вы научились выполнять сложение в столбик нового вида. С.12 после красной черты Сильные учащиеся работают в тпо стр. 12 №29 -Кто допустил ошибку и почему? | Ученики самостоятельно выполняют задание под красной чертой + 36 + 49 58 47 94 96 Взаимопроверка. -Забыл прибавить десяток - Допустил ошибку при сложении. Нужно быть внимательнее | Р.: проводить самооценку полученных результатов Р.: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
9. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | -Над какой темой урока мы сегодня работали? -Удалось достичь поставленные цели? - Можно ли в жизни применить новое знание? Где? У каждого из вас на столах лежат листы самооценки. Оцените свою работу в группе, в паре и самостоятельную работу на уроке. -Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них одна – это матка. Она в улье сидела, всё видела, как вы трудились, как мёд собирали, цветы опыляли и благодарит вас. У каждого из вас на столе «пчёлка». На обратной стороне нарисуйте улыбающийся смайлик — урок прошел успешно; грустный смайлик — было скучно и не увлекательно. | Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд. - Да. В магазине… Сомооценивание. Обсуждение. | Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу урока К.: умение оформлять свои мысли в устной форме Р.: проводить самооценку полученных результатов |
10. | Домашнее задание Цель: обеспечить закрепление изученного материала дома | А теперь переходим к домашнему заданию. потренироваться дома в решении примеров нового вида — стр.12, №29 тпо придумать пример на сложение двухзначных чисел с переходом через разряд для своего соседа по парте. - Ребята, урок окончен. Спасибо за урок. | Запись домашнего задания в дневники. | Л.: способствовать развитию интереса к математике |