Просмотр содержимого документа
««Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд вида 37+25»»
Урок математики во 2 классе
Разработала и провела
учитель начальных классов
Полякова Татьяна Васильевна
МБОУ Тамбовская СОШ
Тема: Письменный приём сложения вида 37+48
Тип урока: урок открытия нового знания
Задачи:
Предметные: создать условия для формирования умения выполнять новый письменный приём сложения. Совершенствовать умение решать текстовые задачи.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свои учебные действия и находить под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала; проводить самооценку полученных результатов.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД: формировать мотивационные основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к математике.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник математики для 2 класса М.И. Моро с. 12, таблица «Сложение и вычитание в пределах 20» (по количеству учащихся), «светофор»- треугольная призма, на гранях которой круги красного, зелёного, жёлтого цветов (по количеству учащихся), тетрадь на печатной основе для 2 класса М.И. Моро с. 12№29
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились. Поэтому постараемся работать дружно, слажено и справиться со всеми заданиями.
- Давайте прочитаем одним голосом девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому»
-Значит, чему будет посвящён наш урок? - Открытию нового знания
- Какие два шага мы должны пройти, чтобы открыть новые знания?
1. Что я не знаю.
2. Я сам найду способ.
2. Актуализация опорных знаний
-На протяжении нескольких уроков мы учились записывать и решать примеры на сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.
-Какие знания нам для этого нужны?
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие на остров.
- Что такое остров? -остров – это часть суши, окруженная со всех сторон водой.
3. Устный счет.
- Кто живет на этом острове, вы узнаете, решив эти примеры.
37+3 –Ро 54+30-бин 53-20 –зон
53-2-Кру 17-7 –зо
-А вы знаете кто это? - Это человек, который прожил много лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки. Куда он был выброшен кораблекрушением. Крузо преодолел все трудности, выпавшие на его долю и одержал победу над собой и природой.)
Написал книгу о Робинзоне Крузо Даниэль Дефо. Я рекомендую её вам для семейного чтения.
Робинзон Крузо прислал вам письмо. Давайте прочитаем его одним голосом.
Мы с вами отправимся в путешествие к острову и попытаемся отыскать эти сокровища.
- Итак, отметим дату нашего отправления в тетрадях.
-24 января.
Классная работа.
Перед нами тропа…Смекалистых.
Работа в группах.
-Ребята. А вам интересно узнать, сколько лет прожил Робинзон Крузо на острове? Мы узнаем это, решив примеры. 1 группа 2 группа 3 группа 88 – (40 + 20) (100 — 80) + 8 48 – (16 +4) (90 — 60) – 2 8 + (7 + 13) (50 — 20) – 2 18 + 2 + 8 63 — 30) – 5 (74 — 54) +8
Так сколько Робинзон прожил на острове? Да, он прожил на острове 28 лет. ( запись на доске)
А теперь расскажите, все, что знаете об этом числе.
Двузначное, 2д.8 ед., соседи 27 и 29.
Оцените себя на листе самооценки. ( Задание №1) Задача
-1. У Робинзона Крузо живут собака, кот, канарейка и золотая рыбка. Сколько у его питомцев лап?(10) крыльев?(2) голов?(4) хвостов?(4) Оцените себя на листе самооценки. ( Задание №2)
По Тропе Смекалистых мы добрались до Бухты Новых знаний
Задача.
Робинзон в 1 день поймал 37 рыб, а во второй день на 11 рыб больше. Сколько рыб поймал Робинзон во второй день?
- Как вы узнали? 37+11=48рыб
Оцените себя на листе самооценки.( Задание №3)
В Бухте Новых знаний мы вышли на Бережок Здоровья
Благодаря трудолюбию и упорству Робинзон выжил на острове. Но он не только трудился и умел отдыхать. Мы с вами потрудились, сейчас отдохнем.
4. Физминутка
5. Новая тема.
Так сколько Робинзон поймал рыб в первый и во второй день?
-Скажите, мы можем узнать, сколько рыб он поймал за 2 дня?
-Какое надо выполнить действие?
- Решите с устным объяснением. 37+48=(30+7)+(40+8)=(30+40)+(7+8)=70+15=85
-Скажите так удобно считать?
- А сейчас на листе самооценки с обратной стороны выполните Пробное действие.
- В задании для пробного действия, обязательно есть что-то новое. Я предлагаю вам в ходе выполнения понять это самим.
Проблема урока.
-Что необычного вы заметили?
- А вот как решил этот пример умный попугай.
- Как вы записали решение?
-Какой следующий шаг учебной деятельности? (выявить место и причину затруднения)
Выявление места и причины затруднения.
Задачи: создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.
- В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
- Какой следующий шаг учебной деятельности? (Построить алгоритм сложения)
- Какую цель ставим?
- Что показало ваше пробное действие?
(Мы не все смогли правильно найти сумму чисел 37 и 25)
- Удалось ли вам самим выяснить?
Что в примере было для вас новым?
(Мы раньше не решали примеры, когда при сложении единиц получается больше 10).
- Молодцы! Такой случай в математике называют сложением с переходом через разряд.
- В чем у вас возникло затруднение?
(Не знаем способа, с помощью которого можно выполнить вычисления).
Какое мы сделали открытие? Ваши предположения.
6. Работа с учебником.
- Ребята, откройте учебник и сверим ваши предположения с эталоном.
Какой следующий шаг в нашем уроке? ( попробовать самому)
Работа с учебником.
-А теперь выполним №1 на с.12.
Прочитаем одним голосом алгоритм сложения.
7. Первичное закрепление.
1 пример на доске с проговариванием.
Решим первый пример с проговариванием все вместе
2-3 пример с комментированием. (Настя, Ваня)
Вычисли с устным объяснением.
- Теперь проверьте себя, как вы научились выполнять сложение в столбик нового вида.
8. Закрепление.
Самостоятельно 4 и 5 пример выполните самостоятельно.
- Сверьтесь с эталоном на доске.
-Кто допустил ошибку? Почему?
Оцените себя на листе самооценки. (Задание№4)
- Двигаемся дальше и попадаем в Залив Повторения
9. Повторение.
Кто еще живет на острове, вы узнаете, решив задачу.
-Работа над задачей №3 с. 12
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
-Что нужно узнать?
- Какие слова возьмём для краткой записи?
(Один человек у доски записывает краткую запись - НАСТЯ Лебедева, потом её посадить!!!)
Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
- Почему?
- А можем ли мы узнать, сколько всего стояло лодок и больших и маленьких?
- Каким действием?
- Зная сколько всего стояло лодок на пристани и сколько ушло, можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи?
-Каким действием? (вычитанием)
- Сколько действий будет в задаче?
- Решите задачу самостоятельно, а Влад решит её с обратной стороны доски
- Сверимся с эталом.
- Кто решил задачу выражением? Запиши на доске.
-Зная, что было 18 маленьких и 7 больших лодок, что можно узнать первым действием?
-Каким действием? Сложением.
-Зная, сколько всего было лодок и что 20 ушло в море, что можно узнать вторым действием?
-Каким действием? Вычитанием.
Запишите решение задачи самостоятельно.
Один на окладной доске. Проверить у него.
Проверьте все с эталоном.
- Оцените себя на листе самооценки. ( Задание № 5)
10. Итог урока.
-Какую цель ставили в начале урока?
-Удалось её достигнуть? Каким способом?
-Где можно применить новые знания?
- Как вы думаете, понадобятся ли нам данные знания в дальнейшем обучении?
-Оцените свою работу на уроке
- Встаньте те ребята, кто заработал пятёрки (молодцы, вы хорошо усвоили тему урока, спасибо)
- Встаньте, кто заработал четвёрки (Вы молодцы, но вам есть ещё над чем поработать)
- Мы оказались в Лагуне Удачи! Ура! Клад найден! А какой клад мы нашли?
- Дома вы решите задачу № 4 на стр. 12 и примеры № 6 1 вариант -1 строку, 2 вариант -2 строку, по желанию все.
12. Рефлексия
- На уроке я узнал…..
- Я научился….
- Самым трудным на уроке было…
Робинзон за вашу хорошую работу передал с острова бананы, богатые витаминами. Спасибо за работу.
Выставить оценки
Самоанализ урока.
Тема урока: «Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд вида 37+25»
Раздел: «Числа от 1 до 100. Письменный приём сложения и вычитания», 7 урок
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: Формирование умения письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд вида 37+25.
Задачи:
1. Составить алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
3. Формировать навыки самоконтроля, умение работать в паре и группе.
Для решения задач урока использовала:
Методы работы: практический, словесный, частично – поисковый, метод контроля.
Формы работы: коллективная, групповая, работа в парах, самостоятельная.
Данный урок соответствует содержанию программы. Структура урока соответствует целям и задачам. Содержание учебного материала учитывает возрастные особенности обучающихся.
В соответствии с целью и задачами на уроке использовались следующие средства обучения: карточки для индивидуальной и групповой работы, ТСО – компьютер, мультимедиа проектор.
Конечный результат: обучающийся умеет:
складывать двузначные числа с переходом через разряд;
самостоятельно осуществлять деятельность учения;
ставить учебные цели;
составить алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд;
находить и использовать необходимые средства и способы достижения цели;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Урок проведён в технологии деятельностного метода. Состоит из одиннадцати этапов.
Задачи этапа мотивации направлены на создание положительного эмоционального настроя.
На этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в пробном действии создана ситуация успеха через воспроизведение обучающимися знаний, необходимых и достаточных для открытия нового способа,организовано самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание и проведена фиксация затруднений.
На этапе выявления места и причины затруднения и построения проекта выхода из затруднения выявлена причина затруднения и сформулирована цель урока. Учащиеся сформировали шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной темы (построен проект выхода из затруднения).
На этапе реализации построенного проекта учащиеся в группах выдвигают гипотезы и строят алгоритм письменного сложения двузначных чисел с переходом через разряд и сверяют его с эталоном. Данный этап требует от обучающихся умения аргументировано доказывать свою точку зрения и продуктивно осуществлять коммуникацию со сверстникам
В ходе проведения самостоятельной работы с самопроверкой по эталону учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с алгоритмом, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения.
На этапе включения нового знания в систему знаний и повторения ученикам предложены задания по новой теме. В ходе выполнения упражнений выявлялись типичные ошибки и затруднения, учащимся предоставлялась возможность исправить недочет самостоятельно. На этапе рефлексии учебной деятельностиорганизован рефлексивный анализ учебной деятельности и оценивание учащимися собственной деятельности. На данном этапе учащиеся самостоятельно определяли уровень усвоения материала, с помощью учителя выдвигали перспективы дальнейшего обучения по данной теме, определяли значимость данного урока. Домашнее задание дано по желанию, самостоятельный выбор. Весь урок проведён в соответствии с требованиями здоровьесберегающей технологии. С целью избегания перегрузки и переутомления использовалась физкультминутка.
На всех этапах урока прослеживалась положительная мотивация к учебной деятельности. На уроке был создан благоприятный психологический климат, что явилось показателем успешности его проведения. Оценка деятельности обучающихся осуществлялась с помощью оценочных листов, не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Применяемая технология деятельностного метода способствовала достижению положительных результатов. Показателем результативности урока является высокое качество выполнения обучающимися самостоятельной работы. (… % справились с работой без ошибок, у …..% обучающихся были незначительные недочёты.)
Таким образом, цели и задачи урока реализованы.
Спасибо за внимание!
Хорошо прослеживалась метапредметная связь с окружающим миром и литературным чтением