Урок математики по теме "Письменное вычитание в пределах 1000", проведенный в форме космического путешествия, соответствует ФГОС. Цели: знакомство с алгоритмом вычитания трехзначных чисел. Класс разделен на 2 команды, которые совершают путешествие на разных кораблях. В ходе урока меняются формы работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Письменное вычитание в пределах 1000. »
Урок математики
3 класс
УМК «Школа России»
Тема: Письменное вычитание в пределах 1000.
Цели: Познакомить с алгоритмом вычитания трёхзначных чисел
Задачи:
Обучающие: научиться выполнять вычитание трёхзначных чисел в столбик по алгоритму, решать задачи изученных видов, углублять знания детей о космосе, космических полетах, планетах Солнечной системы.
На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.
Начинается урок,
Он пойти вам должен впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
– Урок у нас не совсем обычный.
Открыли тетради, положили правильно, записали число 8 апреля
- Увеличьте число 8 на 4. Какое число получится? (12.)
- Что мы отмечаем 12 апреля? (День космонавтики).
- Кто был первым человеком, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)
- С того памятного полета 1961 года в космосе побывало 436 человек. Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.
- Какое число вы записали? (3-значное)
- Что вы знаете о 3-значных числах?
(они состоят из трех разрядов: 1 – единицы, 2-десятки, 3 – сотни)
- Что обозначает каждая цифра в записи числа 436?
(4 – количество сотен или единиц 3-го разряда,
3 – количество десятков или единиц 2 разряда,
6 – количество единиц или единиц первого разряда)
- Запишите еще 2 любых трехзначных числа и представьте их в виде суммы разрядных слагаемых.
- Что нового для себя вы только что узнали о космосе? (В космос уже слетало 436 человек)
- А зачем люди летают в космос? (изучают планеты, звезды; изучают, как космос влияет на людей, растения, животных, наблюдают за Землей)
- Сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие.
- Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика. Поэтому сейчас мы проверим ваши знания в математике.
II. Актуализация знаний
Устный счет.
- Итак, проверим, как будущие космонавты умеют быстро считать в уме, в космосе разное может случиться, возможно, придется быстро принимать решение и делать срочные вычисления.
Учитель читает примеры. Дети вычисляют и записывают только ответы.
87 уменьши на 75 (12)
100 уменьши в 25 раз (4)
24 увеличь на 84 (108)
56 уменьши в 6 раз (9)
Слайд – проверка.
- Что вам напоминают эти числа? (12 апреля, 108 минут Гагарин был в космосе, 9 планет в Солнечной системе).
- 12 апреля 1961 года в 9 часов 06 минут с космодрома Байконур стартовал первый космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Корабль пилотировал советский космонавт – майор Гагарин Юрий Алексеевич.
За 108 минут корабль совершил один виток вокруг Земли и выполнил посадку на территории СССР в Саратовской области.
- У вас на столах листы с изображением планет Солнечной системы и Солнца. Какую форму имеют планеты в космосе? (шарообразную).
Проверка - слайд 4.
- Кто перечислит планеты Солнечной системы?
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (считался планетой до 24 апреля 2006 года)
- А теперь я буду читать вам информацию о планетах, а вы слушайте и записывайте только числа, которые услышите:
400 ° С – температура на Меркурии днем.
15 спутников имеет планета Уран
16 спутников у планеты Юпитер
300 лет наблюдают на Юпитере красное пятно, это гигантская газовая буря.
На глубине 100 км на Юпитере расположен океан из жидкого водорода.
- Кто знает, что такое водород? (предположения детей)
Водород - газ, который при определенной очень низкой температуре может становиться жидким, при соединении с кислородом образует воду.
У детей:
400, 15, 16, 300, 100.
Проверка – слайд 5.
- Что вы интересного для себя узнали?
- Попробуйте составить как можно больше примеров из записанных чисел таких, (Дети называют примеры и записывают их в тетрадях).
Ракета за 3 с пролетает 18 км. Сколько километров она пролетит за 1 с? (6)
В созвездии Большая Медведица 7 звезд, в созвездии Малая Медведица – столько же. Сколько всего звезд в двух созвездиях? (14)
На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 2 кг? (12 кг)
Ну что же, а теперь выберем капитанов космических кораблей.
Первый ученик в группе, решивший правильно задачу, станет капитаном своего космического корабля-ряда.
(с/р)
Длина посадочного билета на космический корабль 10см, а ширина в 2 раза меньше. Найди Р и S билета.
- Итак, капитаны определены.
Учитель прикрепляет капитанам знаки отличия.
- Чтобы полет каждого звездолета прошел благополучно, капитаны должны следить за тем, чтобы все члены его экипажа справлялись с работой, и по необходимости помогать им. А сейчас команда придумает название своему кораблю.
- Итак, мы взлетели, посмотрим, что происходит в космосе?
Самоопределение к деятельности.
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране трёхзначных чисел.
- Что вы умеете делать с трёхзначными числами?
( Читать, записывать, представлять в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать, выполнять устные приёмы сложения и вычитания)
- Можете ли вы назвать себя знатоками трёхзначных или вам не хватает каких-то знаний?
(Не хватает)
Рассмотрим примеры:
- 768 -584 -494 - 675
360 42 248 213
408 164 256 6543
- Какие ошибки допущены в вычислениях?
Что надо помнить при записи вычитания в столбик? (единицы должны быть под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями)
- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в подобных вычислениях? (Алгоритм вычитания трёхзначных чисел.)
- Сформулируйте тему урока
IV. Работа по теме урока
- Прочитайте алгоритм вычитания трёхзначных чисел с. 60
№1 (устно)
№2 (по 1 человеку по из команды)
306- 262 =44 635-283=352 162 – 81=81 560-128=432
V. Физминутка
Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Э-хе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Э-ге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертелись на месте ловко-
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Принимайся за урок!
VI. Закрепление изученного материала
Мы с вами находимся в стране трёхзначных чисел.
№3 1 столб вместе у доски
926-180=746
246+354=600
1в - 2столб, 2в- 3столб
384-159=225 505-465=40
69+93= 162 560-128=432
Команда корабля «Восток» Команда корабля «Восход»
Задача СЛАЙД (работа в группе)
В отряде космонавтов было 96 мужчин, а женщин в 4 раза меньше. Сколько всего людей в отряде космонавтов?
М-96ч 96:4=24(ч) женщин
Ж-? в 4раза меньше 96+24= 120(ч) всего
Всего - ?
Понапрасну не болтай Рассуждая – убеждай Здесь не нужен шум и гам - Ты решай задачи сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придет на помощь друг.
- Посмотрим, чей звездолет стартует первым!
Примеры№4 (по 1 чел из команды у доски)
«Восток» 1 строка 507 420 68
«Восход» 2 строка 112 440 45
- И помните правило настоящих космонавтов:
Один за всех - все за одного.
Проверка после решения примеров всеми командами – слайд
Задача 2
Юрий Гагарин пробыл в космосе 108 минут.
Сколько это часов и минут?
- Ну что же, Гагарин был в космосе 1 час 48 минут, а мы пробыли в космосе почти 45 минут. Кто может посчитать, на сколько больше в космосе пробыл Гагарин, чем мы? (на 63 минуты, или на 1 час 3 минут)
Осталось последнее задание для космонавтов.
Задание на логическое мышление – слайд
- Расположить числа 8 – 668 по возрастанию, определить закономерность (прибавляется по 60).
У детей получается слово «Приземляемся».
- Ну что же, мы возвращаемся на Землю. Осталось получить задание для работы на Земле.
VII. Рефлексия
После посадки врачи проверяют состояние космонавтов. Я тоже хочу узнать, как вы чувствуете себя после космического полета.
- Какие задания вам особенно понравилось выполнять, почему?
- А в каком задании было сложно?
- А теперь оцените работу вашей команды цветами
- Ну что же, надеюсь, что в следующий раз вы будете работать еще более слаженно и с такими друзьями не то, что в космосе, в любой трудной ситуации ничего не будет страшно.