Оборудование: презентация «Перелетные и зимующие птицы», рабочие тетради, учебник, карточки для индивидуальной работы, разрезные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок!
Снится ночью червяку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это …(птица).
II. Сообщение темы урока
- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о птицах: перелётных и зимующих.
-Откройте свои тетради по развитию речи и запишите число и тему нашего урока.
-А каких птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.)
-Каких птиц называют зимующими?
(Зимующие птицы живут рядом с нами зимой и т. д. Ведь снегирь не живёт с нами рядом постоянно, он прилетает к нам на зиму. Но он не перелётная птица, а зимующая. Зимующими называют птиц потому, что они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)
1.Работа с разрезными картинками
Задание - собери птичку: У вас на партах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу и назови её.
2. Игра «Поломанные слова»
ЗАДАНИЕ: нам надо узнать названия птиц. А это мы можем сделать после того, как исправим «поломанные» слова.
-Ребята, после каждого отгаданного слова, записываем это слово в свою тетрадь в столбик слева.
-Давайте запишем в тетрадь под столбиком что - птицы зимующие.
-Зимовать остаются те птицы, которые питаются семенами, шишками, ягодами, крошками, салом.
3. ЗАДАНИЕ: Догадайся, названия каких птиц зашифрованы? Соедини начало и конец названия
- Каждое отгаданное слово записываем в столбик справа.
СОЛО РЕЦ
ЖАВО РАВЛЬ
СКВО ВЕЙ
ЛАС ЛЯ
ЖУ РОНОК
ЦАП ТОЧКА
-Это какие птицы? (Перелётные)
Записываем под столбиком - это птицы перелетные
Перелетные птицы питаются мошками, жучками, улетают на юг, туда, где всегда тепло и есть пища.
- Когда улетают перелётные птицы? (осенью)
III. Физкультминутка
Игра «Перелетные и зимующие птицы»
Учитель называет знакомых учащимся птиц. Если птица зимующая-дети приседают, а если перелетная-«летают»
-А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах.
ПРИМЕТЫ:
·Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
·Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.
-Ворона сидит утром на верхушках дерева и каркает к вьюге.
-Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.
4. Работа на карточках .
-У Вас на столах лежат карточки с названиями птиц.
№1. Закрась синий кружок возле тех птиц, которые улетают в теплые края. №2. Закрась красный кружок возле тех птиц, которые остаются зимовать
Будьте внимательны.
-Ребята, а вы знаете как люди могут помочь зимующим птицам?
-Правильно, мы можем сделать кормушку для птиц и подкармливать их зимой
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
-А чем мы можем кормить птиц ? (семена, семечки, хлебные крошки)
В конце занятия каждому ученику дается картинка нераскрашенной птицы. Ребенок должен эту птицу узнать, назвать какая она. Например. "Это снегирь. Снегирь-зимующая птица". Высказаться должен каждый ребенок. Затем они могут раскрасить эту птицу и приклеить в тетрадь и подписать её название.
IV. Закрепление пройденного
-Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:
-Как называют птиц, которые не улетают на юг?
-Почему их так называют?
-Каких зимующих птиц вы запомнили?
-Какая птица вам очень понравилась? Почему?
-Как называют птиц, улетающих в тёплые края?
-Каких перелётных птиц вы запомнили?
Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы как старшие должны беречь и охранять.
Домашнее задание: стр. 43 -44 прочитать и ответить на вопросы.