Учить детей уважительному отношению к людям разных культур и вероисповеданий.
Задачи:
Обучающие: узнать, чем связаны культура и религия; формировать у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества.
Развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитывающие: воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2010.
Используемое оборудование: Компьютер, проектор, наглядный материал в виде картинок, выставка книг, презентация.
Основные термины и понятия: Христианство. Православие. Культура. Религия.
«Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто»
Э. Эррио
Орг. момент
Ученица читает стихотворение.
Стихотворение З. Александровой «Родина»
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Повторение пройденного материала.
- С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»?
Ученица читает под музыку (чтение сопровождается сменой слайдов)
Родина- это то место и та среда, в которой мы рождаемся и воспитываемся. С рождения мы слышим родную речь…видим окружающий мир, подрастая, знакомимся с городом или селением, в котором живём, с людьми, живущими рядом, со святынями родной земли, с книгами.
Мы узнаём о традициях и ценностях нашей Родины: сначала в семье, потом на улице , в школе. Так мы попадаем в мир, который называется культура нашей Родины России.
Объяснение нового материала. Проблемная ситуация.
На доске цитаты.
-Обратите внимание на цитаты. Как вы их понимаете? Попробуйте предположить, какова будет тема нашего урока?
В жизни мы часто слышим слово культура, и такие понятия как:
- высокий уровень культуры
- низкий уровень культуры
- культурный человек
- некультурный человек
- культурность
- бескультурие.
Министерство культуры, культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, огородная культура, культура питания, физическая культура.
- Объясните, как вы понимаете, что такое культура?
Культура – это всё, что создано человеком.
Дикая природа – это естественный мир. Этот мир существует помимо человека. Его сотворил Бог.
Человек создаёт свой искусственный мир. Мир человека – это мир культуры. Бог сотворил мир и человека. Человек создаёт отображение Божьего мира – культуру.
Великий русский писатель М.М.Пришвин говорил:
« Природа может обойтись и без культуры, но культура без природы быстро выдохнется!»
- Посмотрите на слайды. Это природа или культура? Приведите свои примеры.
Культура в латинском языке означает « возделывать».
« И взял Господь человека , которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие, глава 2, стих 15)
Культура, как сохранение окружающего мира и забота о нём, является богозаповедным деланием человека.
В русском языке до 19 века понятию «культура» соответствовало слово «просвящение».
Культура поведения – это навык человека правильно и приятно для других держать себя в обществе.
Культура речи – это умение правильно говорить.
Правовая культура – это знание человеком законов и умение ими пользоваться.
Культура – « возделывание», «воспитание», «развитие».
Цель и задачи культуры – дать человеку представление о Боге и о Божьем мире. Посредством культуры, через мир культурных достижений и ценностей , мы познаём мир. Культура охватывает все области человеческой жизни.
Естественные дисциплины (физика, химия,биология,астрономия) раскрывают людям видение человека и мира, которое возросло из Евангелия. Культура передаётся из поколения к поколению через традиции.
Традиции – это важнейший инструмент передачи и освоения культурного наследия.
Культурные традиции придают особенность каждого из народов. Обращаться с традициями нужно бережно и умно.
- Как вы это понимаете?
- У вас было домашнее задание – приготовить сообщения о традициях своей семьи. (Доклады детей).
- Что же предают нам традиции? (Ценности)
Ценность – это общепризнанная норма, которая задаёт образцы поведения и оказывает влияние на выбор поступков.
Культура - это материальные и духовные ценности созданные человеком, на протяжении всей его истории. Основной культурной ценностью является сам человек.
- Как вы это понимаете?
- Как формируется культура?
Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создаёт какие-то вещи, пишет сочинения, письма или книги. Всё это остаётся в человеческой памяти, как кирпичики для будущего строения. Кирпичи перед строительством сортируют.
- Как вы думаете зачем?
В океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству!
- Посмотрите на символы добра и зла. Кого они вам напоминают?
Часто в нашей современной жизни встречается реклама. Нужна ли она? Трудно ответить на этот вопрос однозначно.
Например, рекламу сигарет готовят профессиональные художники, она красива и завлекательна.
- Можно ли рекламу сигарет отнести к культуре?
Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны. (Написанное от души поздравление или нацарапанное на парте плохое слово)
Всё созданное человеком можно также сравнить с огромным складом. И как со склада мы берём только то, что нам необходимо, так и из всего созданного народ выбирает только то, что полезно ему для жизни. Вот это отобранное многими поколениями из сделанного человеком и составляет культуру.
Культуру можно представить себе и как огромную лабораторию, в которой создаётся масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших времён.
Культура – это не только область художества и эстетики. Культура обнимает всю нашу жизнь и помогает нам хранить всё прекрасное, разумное, доброе и вечное.
4. Первичное закрепление.
- Попробуйте отобрать полезное для культуры нашей родины. Уберите то, что вам не нравится, нажимая на слова.
- Но как вы распознали, где добро, а где зло?( с помощью нравственных понятий)
5. Знакомство с понятием «религия».
Нравственные понятия содержаться в нравственном законе. Этот закон дал людям Бог. Нравственный закон сохраняется и передаётся религией.
- Как вы думаете, что такое религия?
Религия – это вера в разумный невидимый духовный мир.
Религия – вера в Бога не является культурой. Веру закладывает в наше сердце сам Бог. Но религиозные традиции, которые создаёт человек, чтобы встретиться с Богом становятся частью культуры. Религиозные традиции часто принято называть просто религиями.
Культура создаёт мосты между людьми, между душами. Религия создаёт мост между Богом и человеком. Религиозные традиции и обряды учат нас, как встретиться с Богом.
Человек в своей жизни 2 опоры: религию и культуру, веру и знания. Культура и религия – не случайные и внешние соседи. Внутренне они слитны с самого начала истории человечества.
Культура имеет религиозные основы. Религиозных традиций за всю историю человечества было создано достаточно много.
- Какие религиозные традиции в нашей стране вам известны?
- Как вы думаете, чем отличаются между собой разные религии?
Религии отличаются своим пониманием человека, мира и Бога. И на основе этого понимания каждая религия устанавливает свои особые отношения к человеку и к внешним невидимым силам: к Богу, ангелам, духам…
- Объяснение учащимися понятий «культура» и «религия».
- Что человек вкладывает в культуру?
- Какие мысли несет религия?
Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.
Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.
Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:
В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!
Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.
По отчеству зовут даже крестьян.
Черный хлеб любят больше белого.
Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
Большинство граждан нашей страны называют себя православными.
- Что же такое православие?
- Как вы думаете, какой смысл заключается в этом слове?
Православие – это неотъемлемая часть истории и культуры России.
Человек создаёт культуру. А культ, в свою очередь, формирует человека.
- Подумайте, как культура может влиять на нашу жизнь? (далее слайды)
- Давайте попробуем разобраться, усвоили ли вы понятия «Родина», «культура», «религия».
6. Работа в группах.
Задание: из данной группы выбрать только те слова, которые подойдут к данному вам понятию. Дополнить своими примерами.
1 группа – Родина
2 группа - культура
3 группа- религия
Мама, дом, гимн, любовь, берёза, спасибо, уступить, вежливость, икона, картина, молитва, крест, аккуратность, священник, пасха, церковь, порядочность, ангел, сад, книга, библия, улица, школа.
7. Итог урока
– Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что такое самопознание и что бы вы хотели узнать для себя в первую очередь?
8. Домашнее задание.
Учебник с.7 (вопросы и задание)
Использованная литература:
Богословские труды. Сборник 17 – М: Издательство Московской Патриархии, 1977 с. 101-119
Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003
Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012
Основы православной культуры. Методические рекомендации - М: «Новое время». 2010
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.