- система контроля и мониторинга качества знаний PROClass;
- цифровой микроскоп;
- ноутбук учителя
- пазлы - грибы;
- научные статьи о грибах.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.
Актуализация знаний
-Поднимите руку, кто готов трудиться?
-Представляю вашему вниманию послушать звуки.
-Что это за звуки? (звуки природы)
- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
-Какая бывает природа? (Живая и неживая).
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежат картинки, разложите их на группы.
- На какие 2 группы вы их распределили? (растения и животные).
- Как ученые договорились их называть? (царство растений, царство животных,).
- По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений?
С помощью карточек обозначим признаки царства растений:
1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.
2. Питаются растворенными минеральными солями.
3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.
4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
(дети подходят и прикрепляют карточки).
Обозначим общие признаки, которые характерны для царства животных:
1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.
2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
4. Могут жить и развиваться в различных условиях.
Признаки обозначили.
- Название, каких карточек вы отнесли к царству растений, к царству животных (прикрепляют на доску)
3. Создание проблемной ситуации.
Какие карточки вы не отнесли к этим царствам?
К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?
- Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству. Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других представителей? Какие у них признаки?
О чем пойдет речь на уроке?
4. Введение в тему урока
- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.
(6 человек читают отрывок из стихотворения П.Синявского «Грибная электричка»)
- Едут в электричке
Волнушки и лисички
С подружками – друзьями
Чернушками – груздями.
- Со станции Пригоркино
На станцию Ведеркино,
Со станции Подъелкино
На станцию Засолкино.
- Колеса со старанием
По рельсам тарахтят,
Везут по расписанию
Компанию опят.
- У мухомора хитрый вид,
Ехидная усмешка –
Забрался в поезд и сидит,
Как будто сыроежка.
- Но вот заходит контролер,
Выводит мухомора.
И безбилетник мухомор
Краснеет от позора,
- А старичок боровичок,
Интеллигентный толстячок,
Приподнимает, свой берет
И предъявляет свой билет.
5. Формулирование темы урока
- Кто может сформулировать тему урока? О чем будем говорить на уроке?
6. Открытие нового знания. Исследование в малых группах
- Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах.
- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.
- Инструкцию будет читать один человек, и задавать вопросы группе. Этого человека вы выберите сами.
- Он же будет отвечать.
- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.
- Для правильного ответа используйте карточку
«Помощник ответа»
Физминутка для глаз.
Обмен информацией.
1 группа
Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.
Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба
План – ответ.
Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:
1)
2)
3)
2 группа
Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.
Вопрос: где берут питательные вещества растения и почему?
План-ответ.
Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .
3 группа
Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Вопрос: чем питаются грибы.
План-ответ
В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .
4 группа
Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.
Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?
План - ответ:
Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..
Вывод:
1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.
2. Не могут сами вырабатывать питательные вещества.
3. Питаются останками живых существ.
4. Питаются солями из почвы.
5. Для нормального роста нуждаютсяв тепле и влаге.
6. Самостоятельно не передвигаются.
Физминутка
РУКИ ПОДНЯЛИ И ПОКАЧАЛИ. ЭТО ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ. РУКИ СОГНУЛИ. КИСТИ ВСТРЯХНУЛИ. ВЕТЕР СБИВАЕТ РОСУ. В СТОРОНЫ РУКИ. ПЛАВНО ПОМАШЕМ. ЭТО К НАМ ПТИЦЫ ЛЕТЯТ. КАК ОНИ СЯДУТ, ТОЖЕ ПОКАЖЕМ. КРЫЛЬЯ СЛОЖИЛИ ВОТ ТАК!
7.Работа с иллюстрацией (демонстрация через документ-камеру)
Ученик показывает и называет строение гриба.
8. Работа с цифровым микроскопом.
Перед вами какой гриб? Шампиньон. Положите для рассматривания кусочек шляпки гриба. Рассмотрите пластинки нижней поверхности. Сделайте вывод.
9. Презентация «Ядовитые грибы»
Какой гриб ехал без билета? К какой группе грибов относится мухомор?
Какие ядовитые грибы вы знаете? Как узнать ядовитый он или нет?
Надо знать как он выглядит.
Дети читают подготовленный материал о грибах в группах. Коллективное обсуждение и показ слайдов.
10. Работа с кроссвордом.
- А теперь посмотрим, как вы хорошо отгадываете загадки. Я приготовила для вас грибной кроссворд.
-Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека и отгадывать кроссворд (в течение 3 минут дети обсуждают и записывают ответы в бланки; проверка через большой экран)
Презентация на большом экране:
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их …
2. А это – красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горшки.
3. Растут в лесу сестрички.
Рыжие …
4. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки.
Его называют …
5. Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …
6. Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай не мешкай, это……
-Проверка через большой экран
Презентация на большом экране: - ответы по одному появляются на экране
- Почему некоторые грибы выделены красным цветом?
11.Работа по учебнику. Грибы - двойники
- Ребята, а вы знаете, что у грибов так же, как и у людей есть двойники?
С некоторыми мы сейчас познакомимся.
Первая пара:
Ложные опята опята
- Как называется гриб, который находится в верхнем левом углу?
-А в нижнем правом?
- Что общего у этих грибов?
- Чем они отличаются? ( отличаются цветом шляпки и гладкостью шляпки)
Вторая пара:
Желчный белый гриб
- Различить очень трудно. Желчный гриб имеет трубочки и поры розового цвета. А белый- зеленовато – желтые.
Третья пара:
Поганка шампиньон
- Отсутствие клубневидного утолщения у основания ножки.
12.Составлениеправил сбора грибов
Кто знает, как правильно собирать грибы?
Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека и составлять правила сбора грибов ( в течении 2 минут обсуждают и записывают, затем один ученик из группы отвечает)
Презентация на большом экране:- Правила сбора грибов появляются на большом экране:
- Собирай только хорошо знакомые грибы!
- Грибы срезай ножом или выкручивай!
- Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
- Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы?
- Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных.
Игра на внимание (физминутка)Я называю грибы. Если съедобный – хлопаем, если нет – прыгаем.
13.Пазлы
Ребята, вы любите собирать пазлы?
Ученикам раздаются конверты с пазлами, ученики собирают. Проверка через большой экран.(1 вариант – мухомор, 2 вариант – ложные опята)
14.Обобщение. Диагностика качества усвоения темы
Тестовая работа в системе PROClass. Возьмите пульты и внимательно отвечаем на вопросы.
К какому царству относятся грибы?
А) Животные, б) грибы, в) растения
2. Какой гриб один из лучших по вкусовым качествам?
-Тогда возникает следующий вопрос: какую пользу приносят грибы?
Применение знаний.
-Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю заглянуть в учебник с.112- 113 и дописать предложения в рабочей тетради.
(по очереди называют)
- Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?
Поэтому, какой вывод можно сделать? Грибы нужно беречь.
15.Рефлексия
Наш урок подошел к концу. Как вы думаете, смогли мы сегодня на уроке преодолеть лень и плодотворно потрудиться.
- На какие из поставленных вопросов мы получили ответы?
- Что изменилось в ваших знаниях после сегодняшнего урока? (Мы узнали…)
- Посмотрите на царство грибов и предположите вопрос, который остался неизвестным? Интересно ли узнать ответ на него? Предлагаю вам дома узнать ответ на этот вопрос.
Сейчас я предлагаю каждому из вас вспомнить, как он работал в группе, т. е. какой вклад внес при работе в группе и отметить
результат своей работы на шкале
верхняя – активно работал
нижняя – пассивно работал
Поднимите руки, те, кто оценил себя на высоком уровне.
На среднем уровне. Хорошо.
Дополните предложения:
Я научился …
На уроке мне было …
Я узнал …
16.Домашнее задание
Почитать дополнительную литературу о грибах. Подготовить небольшое сообщение по теме урока.
Заместитель директора по УР _____________/Е. М. Будко/
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ
(ядовитый гриб)
Шляпка: Светло – бурая или желто – бурая, гладкая, вначале бархатистая, в зрелости голая. Трубочки вначале белые затем грязно – розовые. Поры закругленные, мелкие, при надавливании буреют.
Ножка: Вверху беловатая или сливочно – желтая, с бурым сетчатым узором.
Мякоть: Упругая, белая, на срезе цвет не меняет.
Произрастание: Растет в хвойных и смешанных лесах, чаще на песчаных почвах.
ПАУТИННИК
(ядовитый гриб)
Шляпка: Коричневая, красно – коричневая, в середине более темная. У молодых грибов шляпка колокольчатая, сухая и гладкая. Пластинки закругленные, толстые и редкие у ножки, вырезанные зубцом. У молодых грибов закрыты кремовой паутинообразной вуалью.
Ножка: Цилиндрическая, внизу утонченная. Поверхность желтоватая, книзу ржаво – бурая, слегка блестящая.
Произрастание: Растет в лиственных лесах, чаще на песчаных почвах под дубами и березами.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА
(ядовитый гриб)
Шляпка: Сначала колокольчатая, затем выгнутая, светло- зеленая, белая, в середине более темная. В сырую погоду слизистая. Шляпка гладкая, чистая
Ножка: Длинная и тонкая. На ножке, ближе к шляпке, всегда заметна белая «юбочка» - колечко.
Мякоть: Белая, тонкая, без запаха.
Произрастание: Встречается в хвойных и широколиственных лесах.
ЛОЖНЫЙ ОПЕНОК
(ядовитый гриб)
Шляпка:Серно – желтая, в середине обычно оранжевая или ржаво- бурая.
Ножка: Неравномерноцилиндрическая, часто изогнутая, гладкая и голая. У молодых грибов вверху ножки имеется едва заметное, быстро исчезающее паутинистое кольцо.
Мякоть: Тонкая, плотная, с неприятным запахом.
Произрастание: Растет большими группами на гниющих пнях лиственных и хвойных деревьев
МУХОМОР КРАСНЫЙ
(ядовитый гриб)
Шляпка: Форма вначале шаровидная, потом плосковыпуклая, ярко – красная, оранжево – красная, поверхность усеяна белыми и слабо – желтыми многочисленными бородавками.
Ножка: Сначала плотная, затем полая, белая, голая, с желтоватым кольцом. Основание ножки покрыто белыми бородавками в несколько рядов.
Мякоть: Белая, под кожицей желтоватая, мягкая, без запаха.
Произрастание: Растет в лиственных, хвойных лесах и смешанных лесах, особенно в березняках. Встречается часто и обильно.
МУХОМОР ПАНТЕРНЫЙ
(ядовитый гриб)
Шляпка: Крупная, у молодого мухомора почти шаровидная, позднее распростертая. В центре с широким бугорком, по краю обычно рубчатая, с многочисленными бородавками.
Ножка: Полая (пустая внутри), вверху суженная.Имеет на ножке белое, полосатое, тонкое и быстро исчезающее кольцо.
Мякоть: Белая с неприятным запахом.
Произрастание: Растет в лиственных лесах и хвойных лесах.