Открытый урок по литературному чтению во 2 классе « Мудрые сказки о животных»
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе « Мудрые сказки о животных»
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе
« Мудрые сказки о животных»
УМК « Школа 2100»
Цели: познакомить с особенностями сказок о животных, провести сравнительный анализ сказок «Лиса и рак» (русская народная) и «Еж и заяц» (братьев Гримм); воспитывать уважение друг к другу, здоровое чувство соперничества (на равных); развивать умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, способность самооценки.
Личностные результаты обучения:
- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, - -формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению во 2 классе « Мудрые сказки о животных»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа села Дьяковка
Краснокутского района Саратовской области
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе
« Мудрые сказки о животных»
УМК « Школа 2100»
Морозова А.И.
21.03.2016
Тема: Мудрые сказки о животных
Цели: познакомить с особенностями сказок о животных, провести сравнительный анализ сказок «Лиса и рак» (русская народная) и «Еж и заяц» (братьев Гримм); воспитывать уважение друг к другу, здоровое чувство соперничества (на равных); развивать умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, способность самооценки.
Личностные результаты обучения:
- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, -- -формировать умение оценивать свою работу на уроке.
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-овладение диалогической и монологической речью;
-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: учебник для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), картинки с изображением животных.
1) Организационный момент. Театральное представление
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем
Водная беседа:
- Послушайте стихотворение:
Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожидании Благополучного конца. (В. Берестов)
- Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке?
- На какие группы мы делим сказки?
- В чем особенность сказок о животных?
Учитель:Сегодня у нас необычный урок. Мы пригласили в гости сказочных героев из самой известной русской народной сказки. Ваша задача вспомнить(указать название сказки)
Жил – был в лесу медведь (открывается дверь,входят мужик и медведь)
-мужик, мужик давай с тобой дружить
-ладно . только в дружбе всё сообща нужно делать. Я вот репу сажать буду
- ладно. Ты сажай, а я собирать буду
Учитель: посеял мужик репу. Настало время собирать урожай.тут и явился медведь.
Медведь: давай , мужик ,урожай делить.
Мужик: хорошо, я беру корешки, а ты вершки забирай.
Учитель: Прошел год. Пришел мужик сажать пшеницу. А медведь тут как тут.
Медведь: ты сажай а я собирать урожай буду(уходит в сторонку)
Учитель : Мужик посадил, поливал, полол. Пришло время урожай собирать. Медведь тут как тут.
Медведь: Нет, мужик, ты меня теперь не обманешь. Я возьму вершки, а ты корешки бери(обменялись корзинами)
Попробовал медведь корешки и заревел от злости, с тех пор с мужиком не дружит.
Учитель: Спасибо ,ребята, за спектакль. Вы были хорошими актёрами. Нам понравилась сказка в вашем исполнении.
1)Ребята кто докажет что этот спектакль действительно сказка. Что характеризует сказка?
(ответ детей: в сказке есть сказочный зачин: в тридевятом царстве, жили - были)
2)а есть у нас в сказке устойчивые выражения :« А медведь тут как тут»
3) что волшебного происходит в сказке :Медведь говорит, дружит,думает,сделал вывод, что нужно брать вершки.
Значит, автор говорит нам,что звери могут думать, размышлять, говорить как люди ( но это, конечно, только в сказке!)
Какие ещё сказки о животных вы знаете?(ответ детей: «лиса и рак» , «ёж и заяц», «напуганные медведь и волки»)
Учитель: Определите цель урока.
Дети: Будем знакомиться со сказками о животных.
Учитель: кто будет героями нашей сегодняшней сказки?
чтение наизусть сказку «Лиса и рак»
Во всех сказках звери тоже разговаривают и думают как люди ?
У: Какой же рак в сказке?
У: Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?
Д: Он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход.
У: Рассмотрим Ситуацию. Лиса и рак решили перегоняться. Анализ ситуации. У: Какие задачи герои должны решить?
Д: Задача каждого героя придти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу
У: Какие трудности должны преодолеть?
Д: мнения уч-ся.
У: Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы.
У: Как они будут это делать?
Д: лиса большая сильная, а рак маленький хитрый.
У: Для того, чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы: лиса – свои физические данные, а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы.
Д: Это сказка о хитрости и находчивости.
У: . Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника . Это сатирическая сказка о хитрости, находчивости, смекалке.
Ребята какая у нас сегодня тема урока? Если мы говорим о говорящих животных
Физминутка
Приглашаем в сказку вас
С вами в лес пойдём сейчас,
Звонко – звонко мы кричи,
Громко ножками стучим
Мы минуту помолчим,
Не кричим и не стучим,
Ветерок пускай летает,
Веточки кустов качает.
На лесных тропинках зверя
Можем с вами повстречать
Постараемся от зверя
Побыстрее убежать
Не пугайтесь : зверь - из сказки!
Это самый добрый зверь!
Мы все сказки прочитали:
Знаем сказки все теперь!
У:Я вас приглашаю в другую сказку «Напуганные медведь и волки»
Кто из вас хочет рассказать об этой сказке?
2) кто из героев говорит человеческим голосом?
У:А теперь послушаем сказку «Ёж и заяц»(прослушивание аудиосказки)
Кто из зверей говорит , думает?
-О чем договорились заяц и еж?
- Кто предложил соревнования? Почему?
-Что решил сделать еж?
- Почему еж решил перехитрить зайца?
-Чему удивился заяц?
Перечислите сказки и героев-зверей. Кто из них , по-вашему самый мудрый?
Ёж? чему он учит?
Не сдаваться в трудной ситуации ! думать как можно выйти из сложного положения , ёж сумел перехитрить зайца :
Давайте выстроим лесенку мудрости(рисуем лесенку мудрости, на каждую ступень прикрепляем животное)
Работа в парах
- Чему учит сказка?
- Какой вывод могли сделать авторы сказки?
*** заслушивание ответов детей, после их работы в парах
- А теперь послушайте авторский вывод. (читает учитель)
А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.
Под маской зверя всегда скрывается человек. Если примерить вам маску лисы?(у каждого ребёнка на голове маска с изображением зверя)какие вы будите?(хитрая, ловкая ,умная) .Но ведь лисичка обижает зверей ,а обижать никого нельзя..
Рефлексия
– Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».