Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 1 классе на тему - Где живут белые медведи?»
Муниципальное образовательное учреждение
Торбеевская средняя
общеобразовательная школа №3
Конкурс на лучший
нестандартный урок.
Открытый урок
Окружающего мира в 1 «Б» классе:
«Где живут белые медведи?»
Учитель: Коршунова Н.И.
Тема. «Где живут белые медведи?»
Цели.
1 .Формировать представление о разнообразии природы Земли. Познакомить с природой и животным миром холодных районов Земли (Северный Ледовитый океан, Антарктида)
Осуществить межпредметную связь окружающего мира с чтением и трудом. Выполнить аппликацию из резаных ниток.
Воспитывать любовь к животным.
Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас» (авт. А.А. Плешаков); тетрадь; листы с тест-контролем; географическая карта полушарий; картинки Муравьишки-Вопросика и Мудрой Черепахи, животных Арктики и Антарктики; трафареты белого медведя; клей; кусочки пряжи; тексты с описанием животных; оборудование для проектирования презентации и магнитофон (песни для физкультминуток: Где-то на белом свете, Пингвины, Колыбельная медведицы); глобус; Красная книга; Цветик-семицветик.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы урока
1. Слайд 1.
Учитель. Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок-путешествие с определенным заданием. Такое путешествие называется экспедиция. Наше путешествие пройдет под девизом: «Наблюдай и восхищайся. Изучай и береги!»
(Слайд 2) Мудрая Черепаха приготовила нам загадки:
Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет, Густая белая шерсть его спасает, От морозов согревает.
Д. Белый медведь.
В черных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
Дети. Пингвины.
2.Слайд 3
- Ребята, Муравьишка-Вопросик захотел узнать, где живут эти животные. Поможем Муравьишке? (Ответы детей) Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправимся в экспедицию, понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на вопросы Муравьишки: Где живут белые медведи? Где живут пингвины?
1. Слайд 4
Как вы думаете, ребята, какая погода будет там, где живут эти животные? (Там холодно,
много снега и льда) Значит, нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Откройте
рабочие тетради на с. 31. Сейчас мы выполним задание 1:
Представьте, что вы отправились в путешествие в очень холодные районы Земли,
покрытые снегом и льдом. Обведите синим карандашом то, что понадобится в
путешествии.
В путешествие мы снарядились. Сначала давайте отправимся туда, где живут белые медведи. А поможет нам оказаться там волшебный цветок Цветик-семицветик, он может выполнять любые желания. Ученик отрывает лепесток. Все учащиеся вместе с учителем произносят волшебные слова: (Слайд 5)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
- Вели оказаться там, где живут белые медведи! Физкультминутка
Выполнение упражнений под музыку песни «Где-то на белом свете» («Песенка про медведей»).
III. Изучение материала о Северном полюсе
1. (Слайд 6)
- Ребята, мы попали с вами в очень холодный район Земли, кругом снег, лед, здесь очень холодно. Как вы думаете, где мы находимся?
Выслушиваются ответы детей.
- На Земле есть очень холодный район. Находится он на самой северной точке Земли - Северный полюс, (учитель показывает на глобусе и карте, Слайд 7) Здесь все покрыто снегом. Здесь находится Северный Ледовитый океан, большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом, (показ на глобусе и карте, Слайд 8) На Северном полюсе полгода длится день и полгода - ночь. Во время полярной ночи можно наблюдать удивительное явление природы - северное сияние (слайд 9). Этот район называют Арктика, здесь очень суровый климат. Зимой средняя температура 40 градусов. Летом - около 0. (слайд 10, показ на глобусе и карте). Во время объяснения учитель прикрепляет на карту названия указанных районов.
2.Слайды 11, 12~, 13.
-'Ребята, посмотрите, кто нас встречает, (ученики читают названия животных: морж, треска, поморник, тюлень, белый медведь)
Сообщение о белом медведе с показом слайдов. (Слайды 14,15)
Белые медведи обитают на Крайнем Севере, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое сильное и могучее животное на Земле. Хотя он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает 3 м, он легко и быстро передвигается по снегу и льду. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря этому медведям не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи - отличные пловцы и часами находятся в воде. Вода не проникает им под шубу, даже в мороз они остаются сухими, и им не страшна никакая простуда. Они хищники, их любимая пища - тюлени, рыба и детеныши моржей. Медвежата появляются на свет лютой зимой в теплой берлоге изо льда и спят там рядом с мамой до весны. На протяжении двух лет медведица кормит своих детенышей и заботится о них.
3.Возвращение в класс, (используем игровой прием с Цветиком-семицветиком и игру «День-ночь») Слайд 16.
- Понравилось путешествие? Рассмотрите картинку в учебнике на странице 8, прочитайте текст. Где обитают животные, изображенные на этой странице? Какие животные, обитающие на Северном полюсе, самые интересные? Чем вас заинтересовал белый медведь?
4.Творческая работа в парах: Выполнение аппликации медведицы с медвежонком с использованием ниток.
- Предлагаю вам смастерить белых медведей. Работать вы будете в парах. У вас на столах лежат трафареты мишек. На них надо наклеить кусочки белой пряжи - это будет шерсть, которой покрыто тело медведя.
Работа выполняется под музыку песни «Колыбельная Медведицы».
- Поднимите свои аппликации. Какие красивые медведи у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей. Молодцы! Пусть мишки останутся у вас на столах до конца урока.
IV. Изучение материала о Южном полюсе
/. Муравьишка задавал нам еще один интересный вопрос: где живут пингвины? Чтобы отправиться в этот район Земли, нам вновь нужно будет надеть теплые вещи, так как там тоже очень холодно. Продолжим игру с Цветиком-семицветиком. (Слайд 17)
Ученик отрывает лепесток. Все учащиеся вместе с учителем произносят волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
- Вели оказаться там, где живут пингвины! Физкультминутка
Выполнение упражнений под музыку песни «Пингвины». 2. Слайд 18
- Мы на месте! Где мы находимся? (на Южном полюсе - читают название слайда)
На Земле есть два полюса: Северный и Южный (показ на глобусе и карте). На Южном полюсе также очень холодно. Район земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктика (показ на глобусе и карте). Здесь находится ледяной материк - Антарктида. (Слайд 19) Посмотрите, поверхность Антарктиды покрыта толстым слоем льда и снега. Средняя температура воздуха зимой -60 градусов, летом -25 градусов.
Во время объяснения учитель прикрепляет на карту названия указанных районов.
3. Слайды 20, 21.
- Ребята, посмотрите, кто здесь живет (ученики читают названия животных: морской леопард, ледяная рыба, альбатрос, пингвин).
Сообщение о пингвинах.
Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу - рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать. Рост пингвинов около метра. Голова и спинка - черные, а на брюшке - белые перья. Пингвины похожи на людей, которые неторопливо гуляют в нарядных черных фраках и белых рубашках. В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветра?
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Папа-пингвин высиживает его, а когда появляется пингвиненок его воспитанием занимается мама. А как только пингвиненок встает на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители будут уходить в море за пищей для малышей.
3.Возвращение в класс (используем игровой прием с Цветиком-семицветиком и игру «День-ночь») Слайд 22.
- А это путешествие понравилось? Рассмотрите картинку в учебнике на странице 9, прочитайте текст. Где обитают животные, изображенные на этой странице? Какие животные, обитающие на Южном полюсе, вам понравились больше других? Чем? (ответы детей)
4.Стихотворение Г. Гоппе «Пингвины»
Жмутся к берегу крутому холода. Строит вьюга голубые города. Ветер носится по снегу, словно пёс, Потому что щиплет нос ему мороз.
Даже лёд к такой погоде не привык, И трещит по швам ледовый материк.
А пингвинам, а пингвинам хоть бы что: Выбегают на прогулку без пальто, Им морозы-разморозы нипочём: Антарктида для пингвинов - тёплый дом.
В чёрных фраках, в белых майках круглый год Ходит этот удивительный народ. Посмотрите: папы с мамами спешат, В детский сад своих отводят пингвинят.
V. Обобщение
1.Вопросы Мудрой черепахи (слайд 23)
- Теперь обобщим все, что увидели и узнали во время этих двух экспедиций.
И В каких районах вы побывали?
Ы Какие полюсы там расположены?
Н Какие еще географические объекты расположены в этих районах?
0 Чем похожи эти районы?
Н Какие звери, рыбы и птицы вам встретились?
Н Охотятся ли белые медведи на пингвинов? Почему?
(дети отвечают, показывают географические объекты на карте)
2. Красная книга.
- Молодцы. Вы хорошо усвоили материал о природе и животном мире Арктики и Антарктики. Значит, наши экспедиции не были напрасными. А интересными они были потому, что нам встретилось много удивительных животных. Какой совет вы можете дать людям, чтобы многие поколения видели этих животных не только на картинках? (ответ: Беречь природу. Не уничтожать животных)
(Показ Красной книги) Кто знает, что это за книга? Красный цвет означает опасность. В Красную книгу занесены названия животных и растений, которым грозит опасность. Их на Земле осталось очень мало. И их нужно беречь. Знаете, ребята, что многие из тех животных, которые обитают на Северном и Южном полюсе, тоже занесены в Красную книгу? Например, белые медведи и моржи. На них запрещена охота, и они находятся под охраной.
VI. Итог урока
/. Самостоятельная работа по вариантам: Учитель раздает детям листочки с тест-контролем. Дети выполняют задания. Слайд 24.
2 вариант. М Обведи крас]
картину «К северному полюсу». Все ли на ней верно? лишнее животное.
2. Открывается слайд с Муравьишкой и его вопросами. Слайд 25. - Теперь мы можем ответить Муравьишке на его вопросы.
Где живут белые медведи? Где живут пингвины? (ответы детей)
3.Слайд 26.
Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Мудрая черепаха и Муравьишка-вопросик тоже благодарят вас. Из аппликаций мы в классе сделаем выставку, и эти медведицы с медвежатами будут напоминать нам о сегодняшнем путешествии. Урок окончен!